Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1Сущность, виды и функции факторинга
1.2Нормативно-правовое регулирование факторинга
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФАКТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
2.1 Анализ развития рынка факторинга в России
2.2 Оценка преимуществ и недостатков факторинга перед традиционными кредитными продуктами
2.3 Направления развития и совершенствования факторинга в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обоснована тем, что конкуренция на рынке все чаще подталкивает предприятия к тому, чтобы предоставлять партнерам отсрочку платежа за поставленные товары и оказанные услуги. Так как в настоящее время многие российские предприятия сталкиваются с такими проблемами как, недостаточная капиталовооруженность предприятий; растущие риски кредитования; высокая дебиторская задолженность; рост неплатежей.
Достигнуть цели и справиться с этими трудностями предприятиям можно прибегнув к одному из самых перспективных видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.
Сейчас эти операции являются неотъемлемой частью современной развитой банковской системы. Банк в свою очередь, взявший на себя функции по организации факторинговых отношений, увеличивает спектр услуг, оказываемых клиентам, а также получает дополнительный источник доходов и расширяет свою ресурсную базу. Помимо этого факторинговые услуги ускоряют получение большой части долгов, способствуют более полному погашению дебиторской задолженности, снижают расходы, связанные с осуществлением расходов по обслуживанию расчетов с покупателями, а также обеспечивают своевременность поступления денег поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.
Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма, а также его практической деятельности.
Для достижения указанной цели в работе предусматривалось решение следующих конкретных задач:
.
1. Определить сущность, виды, а также функции факторинга;
2. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность факторинга в России;
3. Проанализировать развитие рынка факторинга в России;
4. Оценить преимущества и недостатки факторинга перед традиционными кредитными продуктами;
5. Определить направления развития и совершенствования факторинга в России.
Методы исследования:
Анализ-это материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ.
Классификация-распределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех курсовых работ.
Индукция-построение выводов на базе обобщения отдельных фактов.
Дедукция-переход от общего к частному.
Обобщение-выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.
Нормативная и теоретическая база работы:
· Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824 – 833);
· Налоговый кодекс РФ (гл. 25, ст. 265, 269, 271);
· Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».
Титульный лист, содержание, сформулированное введение, основной текст, который разбит на параграфы, а главы-на параграфы, схемы, рисунки, диаграммы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1Сущность, виды и функции факторинга
Во всем мире существует огромное множество банковских операций. Большинство же банков нашей страны освоили в лучшем случае один - три десятка. В результате у нас нет ни действительно универсальных, ни рационально специализированных банков и кредитных учреждений. Недостаток развития банковской системы делает невозможным оказание на высоком уровне многих банковских услуг, к числу которых можно отнести и факторинг.
Факторинг - это финансовый инструмент и комплексный финансовый продукт, предоставляемый фактором (банком или специализированной компанией) клиенту-поставщику в обмен на уступку (продажу) дебиторской задолженности, в состав которого входят финансирование поставщика, административное управление, инкассирование задолженности, а также элементы информационного, страхового, бухгалтерского, юридического и прочего обслуживания .[1]
По мнению М.В. Леднева факторинг представляет собой «комплекс финансовых услуг, включающий финансирование, страхование кредитных рисков, управление задолженностью, в основе которого лежит применение субъектами бизнеса коммерческого кредита», а также использует термин «факторинговый продукт» в значении «совокупность услуг, оказываемых факторинговой компанией своему клиенту» . В данном случае не определено, в чем именно заключается специфика факторингового продукта и его отличие от любого другого. [2]
Исследователь Т.А. Маханова трактует факторинг «как одну из форм расчетно-кредитных отношений под уступку права денежного требования к покупателю, представляющую собой комплексную систему управления оборотным капиталом предприятия». В данном определении роль факторинга ограничена всего лишь формой кредитных и расчетных отношений, не отражена многогранность факторинга и его специфика.[3]
Проанализировав вышеперечисленные определения можно вывести единое определение. Факторинг - это комплексный финансовый продукт сочетающий несколько финансовых услуг выгодных, как с позиции клиентов, использующих его, так и с позиции факторинговых компаний, банков, предоставляющих данный вид услуг.
Следовательно, многообразие понятий «факторинг» позволяют выделить два подхода к определению его места в экономической системе: в составе финансового или в составе кредитного рынка.
В первом случае речь идет о факторинге как самостоятельной финансовой услуге, комплексе услуг или продукте.
Во втором - факторинг определяется как разновидность кредита , применяется даже такой термин ,как «факторинговый кредит»
т.е. факторинг трактуется как банковская операция, входящая в состав кредитных операций банка (см. рис. 1).
Поставщик
Покупатель
Факторинговая компания
1
3 2
5 4
Рисунок 1. Схема факторинга
1.Поставщик поставляет продукцию покупателю с отсрочкой платежа.
2.Поставщик предоставляет право требовать долг у покупателя фактору. За это фактор получает часть от задолженности, которая носит название авансовый платеж. Авансовый платеж не фиксирован и может достигать даже 90% от суммы задолженности.
3.Поставщик получает часть денежного требования от фактора.
4.Покупатель возвращает деньги фактору.
5.Фактор вычитает из возвращенной суммы комиссии и уже переданную часть, а остаток отправляет поставщику.
По видам факторинг классифицируется на следующие категории:
Рисунок 2.Виды факторинга
1.Внутренний и международный факторинг.
Открытый
Закрытый
Международный
Внутренний
Регрессивный
Безрегрессивный
Полное обслуживание
Обслуживание отдельных операций
Виды факторинга
4.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
4.
Внутренний факторинг проводится факторами при условии, что продавец и покупатель находятся в одной стране и все расчеты между ними осуществляются в валюте этой страны.
Международный факторинг, напротив, обслуживает расчеты между партнерами из разных стран. Такие расчеты могут осуществляться в разных валютах.
В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему Фактору краткосрочных дебиторских задолженностей обычно до 90 дней по экспорту.
Импорт – факторы помогают экспорт - факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторские
Открытый «конвенционный» и закрытый «конфиденциальный» факторинг.
Открытый факторинг представляет собой операцию, при которой покупатель поставщика оповещается об участии факторинговой компании в сделке.
При закрытом факторинге договор между поставщиком и Фактором не подлежит огласке для покупателя,до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, не обоснованно отказавшись
В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков Фактора. “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому произведен платеж”.[4]
Факторинг с регрессом и без регресса.
При факторинге с правом регресса факторинговая компания имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика независимо от причин отказа, включая отсутствие у плательщика средств для оплаты. Таким образом, поставщик несет определенный риск по долговым требованиям. В этом случае поставщик не оплачивает услуги по страхованию кредитного риска, но должен тщательно оценивать кредитоспособность контрагентов.
При соглашении без права регресса факторинговая компания берет на себя риск неплатежей со стороны плательщиков, состав которых был ею предварительно одобрен. Сумма риска может быть равна общей сумме переуступленных требований, если неплатежи вызваны отсутствием средств у плательщиков.
Факторинг с полным сервисом
Этот тип факторинга имеет много общего с факторингом без права регресса. Главное отличие состоит в том, что Фактор не принимает на себя кредитный риск покупателя, который остается на поставщике. Все остальные черты факторинга с регрессом и факторинга без регресса схожи, но услуга уже теряет ряд характерных и привлекательных черт из-за того, что Фактор имеет право дебетовать своего поставщика на любую сумму, не оплаченную покупателем (обычно через 90 дней после наступления срока платежа).
В функции факторинга входят:
Рисунок 3.Функции факторинга
· финансирование поставщика.
Под этой функцией понимается предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день.
· административное управление дебиторской задолженностью.
Факторинг позволяет клиенту избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей.
· оценка платежеспособности покупателей поставщика.
В странах с нестабильной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний.
· страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа.
Страхование рисков связано с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе с риском неполучения платежа от покупателя ,следовательно у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
1.2Нормативно-правовое регулирование факторинга
На сегодняшний день факторинг трактуется гражданским кодексом Российской Федерации как способ финансирования под уступку денежного требования, когда одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.[6]
На данный момент в России к факторингу применимы нормы следующих актов: Конвенция УНИДРУА по международным факторным операциям, Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, ниже приведу примеры законодательных актов: (Рисунок 4)