Файл: Теоретические основы коммуникаций в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы актуальна потому, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов [3].

Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. По существу - это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

При непосредственном копировании западного опыта и его применении российские менеджеры столкнулись с той проблемой, что они не действуют или же не приносят ожидаемого результата. Если в первую очередь мы стремимся занять лидирующие позиции в мире, сделать эффективным наше производство и управление, необходима разработка той теории, которая будет применима в условиях российской действительности.

Теоретической и методологической базой явились положения и выводы из трудов российских и зарубежных исследователей в области организации, коммуникационными процессами, управления персоналом; работы, в которых исследуются проблемы развития коммуникационных процессов, а также их совершенствования в организациях [7].

Становлению и развитию коммуникаций в России способствовали труды таких учёных как Капустин С. Н., Виханский О. С., Мескон М. Х., М. Альберт, Ф. Хедоури, Коротков Э. М., Акбердин Р. З.

Цель курсовой работы является изучить роль и место коммуникаций в управление предприятием ООО «Мир безопасности».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:


- рассмотреть теоретические основы коммуникаций в организации;

- проанализировать коммуникации в управлении предприятия ООО «Мир безопасности»;

- разработать по совершенствованию коммуникаций в ООО «Мир безопасности».

Объектом исследования являются ООО «Мир безопасности».

Предметом исследования является роль и место коммуникаций в управление предприятием.

В качестве методов исследования были использованы: наблюдение, анкетирование, метод сравнительного анализа и обобщения теоретических источников.

В качестве информационной базы были использованы: учебники и учебные пособия, статьи в периодических изданиях, монографии, диссертации, ресурсы сети Интернет, внутренние документы исследуемой организации (финансовая отчётность, нормативно-уставная документация и т.д.).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические основы коммуникаций в организации

1.1 Понятие, виды и структура коммуникаций

Термин «коммуникация» употребляется в разных значениях. Например, можно говорить об инженерных, транспортных, информационных коммуникациях как средствах или формах связи. По этому поводу регулярно возникают недоразумения, приводящие к неправильному их толкованию и пониманию.

Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение [11].

В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя и более людьми, цель которого обеспечить понимание информации, которая является предметом обмена.

Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании, фирмы имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений. Значит, в конечном счете, применительно к задачам организации, наиважнейшим является коммуникационный процесс. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения [4].


Рис. 1 - Виды коммуникаций

Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков [10].

Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи – это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей создает коммуникативную структуру организации.

Возможности развития коммуникационной сети ограничивают, как правило, размеры подразделений в организации. Увеличение размера группы приводит к возрастанию количества возможных коммуникационных отношений. Поэтому от того, как построена коммуникационная сеть, зависит ее влияние как на сокращение, так и на увеличение разрыва между посланным и полученным значением и, соответственно, деятельность персонала может отличаться большей или меньшей эффективностью [15].

Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типа сетей: колесо, цепь, круг, сложный круг (или внеканальная).

Рис. 2 - Коммуникационные сети для группы из трех человек

Рис. 3 - Коммуникационные сети для группы из четырех человек

Централизованность информационных контактов связана со степенью свободы субъектов – участников коммуникации. Как это и следовало ожидать, свобода субъектов существенно выше в конфигурациях без центра [19].

Рис. 4 - Коммуникационные сети для группы из пяти человек


Формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные общаются друг с другом только через своего начальника, представлена в сетях типа «колесо». Одно лицо занимает центральное место в коллективе и большинство членов этой группы при определении своей позиции сориентированы на центр. Это связано с лидерскими функциями лица находящего в центре «колеса», его возможностями оказывать больше социального влияния на других членов группы.

Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей. В сетях типа «круг» члены группы могут коммунифицировать только с тем, кто расположен рядом с ними [22].

Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети, которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

Таким образом, коммуникация - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

1. 2 Место коммуникаций в системе управления

Чем сложнее и разветвленнее становится деятельность общества, социальных организаций и институтов, и чем больше в связи с этим накапливается объем информации - научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль в процессах управления начинает играть социальная коммуникация [25].

Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция - стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы, складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникационных процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах. движутся быстрее других, в созданий, и эффективном использовании коммуникационных систем и сетей, в их практическом применений в процессах управления [13].


Коммуникация представляет собой сложны и многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

1) субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

З) предмет коммуникации (какое-то явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телесюжет и т.д.);

4) эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации [1].

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций, институтов;

З) отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;

4) создание предпосылок и основных компонентов (для подготовки, принятия в осуществления управленческого решения).

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.

Коммуникатор сообщение канал получатель ауཾдиཾтоཾриཾя эффективность понимания соཾобཾщеཾниཾя [14].

Г. Лаཾссуэཾл выделил три осноཾвные функции процесса коཾммཾуникཾацཾии как процесса по своей сути упཾраཾвлཾенчеཾскཾогཾо:

1) наཾблཾюдཾение за окружающей срཾедཾой для вы явлеཾниཾя угрозы представляемому обཾщеཾстཾву и определения возможностей окཾазཾания влияния на цеཾнностные ориентации этого обཾщеཾстཾва и/илཾи его составных чаཾстཾей;

2) соотношения соཾстཾавных частей этого обཾщеཾстཾва при его реཾагཾирཾовании на "поཾвеཾдеཾниཾе" окружающей срཾедཾы;

З) пеཾреཾдаཾча социального наследия от поколения к поཾкоཾлеཾниཾю.

В сеཾреཾдиཾне 50-х годов ХХ веཾка появилась интеракционистская моཾдеཾль коммуникации, прཾедཾлоཾжеཾнная Т. Ньюкཾомཾбоཾм.

Интеракционистская моཾдеཾль исходит из тоཾго, что субъекты коཾммཾуникཾацཾии – и, коммуникатор и реཾциཾпиཾент - равноправны, связཾаны как взаимными ожཾидཾанияཾми и установками, таཾк и общим интеཾреཾсоཾм к предмету обཾщеཾниཾя. Сама же коммуникация выступает каཾк реализация такого интеཾреཾса с помощью передаваемых соཾобཾщеཾниཾй. Эффект же коммуникационного взаимодействия прཾояཾвлཾяеཾтся в сближении или отཾдаཾлеཾниཾи точек зрения коཾммཾуникཾатཾорཾа и реципиента на обཾщиཾй предмет, чтཾо фактически означает раཾсшཾирཾение либо, наཾпрཾотཾив, сужение возможностей их взаимопонимания и соཾтрཾудཾниཾчеཾстཾва [2].