Файл: Понятие и структура нормативного регулирования бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме информации общего характера о деятельности банковской группы в соответствии с требованиями Указания N 3080-У также раскрываются сведения о принимаемых существенных рисках банковской группы, основные положения стратегии в управлении такими рисками и сведения о составе и организации работы подразделений, исполняющих управление рисками на уровне банковской группы и ее участников. Информация о величине и элементах капитала банковской группы, активов, взвешенных по уровню риска, и достаточности капитала банковской группы нужно раскрыть в составе информации об управлении рисками и капиталом. В тот же блок входит описание мероприятий контроля со стороны органов управления головной кредитной организации банковской группы и ее участников. [9, c. 32]

Головная кредитная организация представляет сведения о рисках на консолидированной основе ежегодно - за период, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, и один раз в полгода - за период, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 30 июня отчетного года. Эти сведения могут быть раскрыты как отдельно, так и в составе годовой консолидированной финансовой отчетности (промежуточной консолидированной финансовой отчетности). [12, c.65]

В случае представления информации в составе годовой или промежуточной консолидированной финансовой отчетности спорным остается вопрос, в какой именно консолидированной отчетности должна быть представлена информация о рисках на консолидированной основе - составленной согласно РПБУ или МСФО. По моему мнению, такую информацию лучше предоставить в финансовой отчетности, составленной в целях РПБУ. [12,c.66\

Аргументы таковы.

Согласно Указанию N 3080-У в составе информации о рисках на консолидированной основе головная кредитная организация банковской группы раскрывает сведения, используя формы отчетности: 0409805 «Отчет об обязательных нормативах банковской (консолидированной) группы»; 0409803 «Консолидированный отчет о прибылях и убытках». Эти формы отчетности составляются головными кредитными организациями банковских групп в соответствии с Положением N 191-П, то есть в соответствии с РПБУ.

Помимо этого, отчетность в соответствии с Указанием N 3080-У контролируется Банком России, а отчетность, составленная согласно МСФО, регламентируется Комитетом по МСФО.


Однако ряд банков все же раскрывают информацию о рисках на консолидированной основе банковских групп в составе финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, что не вызывает нареканий со стороны территориальных учреждений Банка России.

Порядок раскрытия и представления консолидированной финансовой отчетности.

Указанием N 3084-У [11] был установлен порядок раскрытия и представления головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности. Так, годовая консолидированная финансовая отчетность согласно РПБУ раскрывается ежегодно, а промежуточная - раз в полгода. К отчетности прилагается аудиторское заключение (в отношении промежуточной - если проводилась ее проверка).

Если кредитная организация - участник банковской группы является ее головной организацией, она самостоятельно принимает решение о представлении и сроках подачи отчетности в Банк России. Отчетность размещается на сайте организации или же в средствах массовой информации.

В соответствии с МСФО и ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность[8].

Согласно ст. 7 Закона N 208-ФЗ годовую консолидированную финансовую отчетность кредитная организация публикует (раскрывает) не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям. Согласно ст. 4 Закона N 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти [8].

Публикация годовой консолидированной финансовой отчетности является средством представления этой отчетности неограниченному кругу пользователей. В этой связи представление отчетности одному из указанных в Законе N 208-ФЗ пользователей означает возникновение у организации обязанности довести информацию, содержащуюся в годовой консолидированной финансовой отчетности, до всех остальных заинтересованных пользователей. [12,c.51]


Как показал еще один финансовый год, различия в учете в соответствии с РПБУ и МСФО продолжают сглаживаться.

Сближение РПБУ с МСФО продолжается, однако, очень много работы еще впереди. К примеру, актуальны вопросы учета производных финансовых инструментов и хеджирования. Правила и положения, разработанные Банком России, позволили максимально сблизить отражение сделок ПФИ в российском и международном учете. Однако остаются нерешенными вопросы отражения встроенных ПФИ и учета хеджирования. В нашем быстроразвивающемся мире многим банкам эти инструменты уже не в новинку, поэтому Банку России нужно стараться успевать за ними. [16,c.55]

Все еще открыт вопрос о введении в РПБУ понятия отложенного налога. Хотя на сайте Банка России уже есть проекты положений об отложенном налоге и, похоже, регулятор намерен ввести их в действие, уже сейчас обсуждается, что не все положения МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" нашли отражение в новом документе. Также существенно различаются в МСФО и РПБУ критерии признания нематериальных активов, и в этом никаких подвижек пока нет. [18]

Приказ Минфина России N 160н узаконил официальный перевод МСФО на русский язык – это создает для коммерческих банков новые трудности, поскольку нет разъяснений относительно того, обязаны ли банки всю отчетность приводить в соответствие с МСФО, или же они смогут работать как раньше и ничего для них не изменится. Сейчас ответить на эти вопросы не представляется возможным, потому что на осознание официального перевода Международных стандартов уйдет довольно много времени и работы. Перевод любого текста с одного языка на другой всегда подразумевает субъективный подход. Насколько сильно он повлиял на содержание Международных стандартов, нам предстоит узнать в ближайшее время, и лучше, чем сама практика, на эти вопросы никто не ответит. [18]

Выводы :

Некоторые особенности формирования консолидированной финансовой отчетности банковских групп рассмотрены в связи с изменениями в законодательстве. Следует отметить, что все большее сближение РПБУ и МСФО, возможно, в скором времени и вовсе приведет к отмене требования к банковским группам о представлении консолидированной отчетности согласно российским правилам бухгалтерского учета, которые одновременно с ней представляют финансовую отчетность согласно МСФО. Это значительно сократит издержки.


Сближение РПБУ с МСФО продолжается, однако, очень много работы еще впереди. К примеру, актуальны вопросы учета производных финансовых инструментов и хеджирования. Правила и положения, разработанные Банком России, позволили максимально сблизить отражение сделок ПФИ в российском и международном учете. Однако остаются нерешенными вопросы отражения встроенных ПФИ и учета хеджирования. В нашем быстроразвивающемся мире многим банкам эти инструменты уже не в новинку, поэтому Банку России нужно стараться успевать за ними.

Все еще открыт вопрос о введении в РПБУ понятия отложенного налога. Хотя на сайте Банка России уже есть проекты положений об отложенном налоге и, похоже, регулятор намерен ввести их в действие, уже сейчас обсуждается, что не все положения МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" нашли отражение в новом документе. Также существенно различаются в МСФО и РПБУ критерии признания нематериальных активов, и в этом никаких подвижек пока нет.

Приказ Минфина России N 160н узаконил официальный перевод МСФО на русский язык – это создает для коммерческих банков новые трудности, поскольку нет разъяснений относительно того, обязаны ли банки всю отчетность приводить в соответствие с МСФО, или же они смогут работать как раньше и ничего для них не изменится. Сейчас ответить на эти вопросы не представляется возможным, потому что на осознание официального перевода Международных стандартов уйдет довольно много времени и работы. Перевод любого текста с одного языка на другой всегда подразумевает субъективный подход. Насколько сильно он повлиял на содержание Международных стандартов, нам предстоит узнать в ближайшее время, и лучше, чем сама практика, на эти вопросы никто не ответит.

Заключение

Статус нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, различен. Некоторые из них носят обязательный характер, как, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а другие — лишь рекомендательный, такие как методические указания.

В общем виде система правового регулирования бухгалтерского учета выглядит следующим образом.

К первому уровню регулирования относится Конституция РФ, которая в ст. 71 устанавливает, что «...официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации».


В то же время не стоит забывать о том, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. А ч. 2 этой же статьи гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Так, к числу международных документов следует отнести Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), появление которых в Российской Федерации в первую очередь связано с развитием в России рыночных отношений, установлением долгосрочных торговых связей и созданием организаций с участием иностранного капитала, периодом, когда российские ценные бумаги стали выходить на международную арену. Именно на этом этапе так необходима информация, которая содержится в бухгалтерском учете, поскольку именно благодаря ей становится возможным принятие правильных управленческих решений. Информация же, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, становится средством связи между экономическими субъектами на национальном и международном уровнях.

До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, которая отвечала требованиям плановой экономики, а основным пользователем бухгалтерской информации являлось государство. В настоящее время изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды, потребителей информациии усовершенствование отечественной системы бухгалтерского учета обусловили необходимость трансформации этой системы и приведения ее в соответствие с МСФО.

Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на базе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (СЗ РФ. 1998. № 11. ст. 1290). Основной целью реформирования согласно указанной Программе стало приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО и требованиями рыночной экономики.

Базовыми задачами для достижения этой цели являются:

- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;