Файл: Теоретические аспекты психологической поддержки в коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобное поведение руководителя школы может быть наглядным примером отсутствия грамотной управленческой культуры общения и неспособности выбрать эффективный принцип работы с коллегами, в котором вместо конструктивного диалога главную роль выполняют враждебные замечания, оскорбления, унизительные высказывания, грубое подчеркивание недоработок учителя на фоне полного или частичного замалчивания педагогических заслуг и профессиональных достижений. Директор школы, избравший данную линию поведения, относится к коллегам пренебрежительно, позволяет себе повышать голос при разговоре с подчиненными, специально растягивают слова, намеренно используют в беседе длительные паузы, употребляют глаголы повелительного наклонения и допускают насмешливо- ироничный тон. Деструктивным результатом такого психолого- управленческого стиля руководства школой становится формирование у большинства педагогов устойчивого мнения о личностной направленности вспышек агрессии директора, что не может не сказаться отрицательным образом на общем социально-психологическом климате в коллективе и на качестве его работы. Используя метод агрессии по отношении к педагогам школы, директор рискует сформировать у педагогов ответную агрессивную реакцию. Скрытые обиды и пережитые унижения приводят к нервным срывам, заболеваниям центральной нервной системы, к снижению качества профессиональной деятельности, трудовой дисциплины.

5) Уметь улаживать конфликтные ситуации, предвидеть их, а также переводить деструктивный конфликт в продуктивное русло. В конфликтных ситуациях руководитель выступает в роли третьей стороны, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Директор общеобразовательной школы в первую очередь должен выступать в роли тонкого, внимательного психолога и по своей должности, и по тем функциональным обязанностям, которые на него возлагаются. Руководитель школы должен быть сдержанным, спокойно реагировать на произошедшую ситуацию, при необходимости с юмором выходить из создавшегося положения. Если ситуация имеет тенденцию к нарастанию агрессивности, вовремя переключать конфликтующие стороны на отвлеченные темы, по возможности максимально сглаживая возникающие разногласия между педагогами. Люди в отношениях друг с другом используют зеркальную модель поведения, поэтому если руководитель груб с подчиненными, незамедлительно последует ответная реакция. Если же руководитель проявляется выдержку и толерантность, то постепенно конфликт сойдет на нет.


      1. Проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Под сплоченностью коллектива понимаются особенности межличностных отношений в коллективе, единство мотивов, целей и ценностных ориентаций в совместной деятельности. Дружеские отношения во время работы и взаимопомощь формируют благоприятный социально-психологический климат. Коллективная сплоченность является важным условием эффективности и действенности коллективной работы. К мероприятиям, помогающим сплотить коллектив, можно отнести различные тренинги, направленные на создание эффективных коммуникаций внутри коллектива. После проведения тренингов, направленных на сплочение педагогического коллектива, у педагогов улучшится качество взаимодействия между собой, увеличится их работоспособность, педагоги смогут лучше узнать друг друга, сформируются умение работать в команде. Благодаря этому, улучшится социально- психологический климат в коллективе.
      2. Объективно, без предвзятости и субъективных оценок относиться к подчиненным. Руководитель всегда должен помнить, что он является личным примером для своего коллектива. Следует быть объективным и справедливым в общении с людьми, избегать предубеждений, поддерживать хорошие взаимоотношения со всеми сотрудниками. Также не следует переносить свои симпатии, антипатии и обиды на деловые отношения. Следует быть терпимым по отношению к подчиненным.

Руководитель образовательного учреждения несет главную ответственность за формирование социально-психологического климата в коллективе. Успешен тот руководитель, который способен обеспечить благоприятные условия работы для членов своего коллектива.

В случае обнаружения каких-либо негативных факторов, способных повлиять на социально-психологический климат и качественную работу коллектива, директор школы должен найти пути решения проблемы. Самым простым и действенным психологическим приемом восстановления благоприятной рабочей обстановки является способность директора выражать своим подчиненным одобрение и поддержку, оценивая их работу. Понимания, какие эмоциональные перегрузки ложатся на плечи педагогов, директор школы должен уметь подчеркивать, какие замечательные и удивительные люди работают рядом с ним, насколько они талантливы и человечны, как ему приятно руководить таким профессиональным, творческим и достойным педагогическим коллективом. Руководитель школы, управляя сложным педагогическим коллективом, обязан ежедневно находить время для того, чтобы сказать педагогам несколько доброжелательных слов, ненавязчивых комплиментов, тем самым, сохраняя благоприятный социально- психологический климат в коллективе на протяжении всего рабочего дня.


Заключение

Формирование благоприятного психологического климата в образовательном учреждении имеет важное значение. Микроклимат в педагогическом коллективе сказывается на психологическом состоянии учителей, что, в свою очередь, влияет на их работоспособность и эмоциональное состояние. Важным компонентом при формировании социально-психологического климата в педагогическом коллективе являются взаимоотношения руководителя образовательного учреждения с педагогами. Руководителю следует быть справедливым, тактичным, вежливым, внимательным по отношению к своим подчиненным. Руководителю образовательного учреждения очень важно знать индивидуальные и личностные особенности людей, их психологические типы и специфики поведения. Учитывая то, что коллектив в образовательном учреждении преимущественно состоит из женщин, он в большей степени подвержен возникновению межличностных конфликтов, что, в свою очередь, ведет к ухудшению эффективности образовательного процесса. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо выявлять причины конфликтов, возникающих в трудовом коллективе и уметь улаживать их.

В практической части дипломной работы мы рассмотрели социально - психологический климат в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Школа №2» г. Муравленко, применив стандартизированные методики .

В ходе нашего исследования было выявлено, что в данной организации социально-психологический климат относится к среднему уровню благоприятности. В образовательном учреждении царит жизнерадостная обстановка. Межличностные отношения в коллективе дружеские, приветливые. Педагоги искренне радуются успехам своих коллег, помогают и выручают друг друга, с уважением относятся к мнению других педагогов. Руководитель образовательного учреждения тактичен и вежлив в общении с педагогическим коллективом, относится к своим подчиненным уважительно и с пониманием.

Также в ходе нашего исследования были выявлены слабые стороны взаимоотношений в коллективе, неблагоприятно влияющих на социально- психологический климат, которые нуждаются в корректирующих мероприятиях. Была выявлена повышенная напряженность межличностных отношений, приводящая к латентной конфликтности. Несмотря на то, что в данном образовательном учреждении конфликты встречаются довольно редко, все же они имеют место быть. Чаще всего они связаны с несовместимостью отдельных педагогов, со столкновением мнений сотрудников, с нарушением норм поведения и с неподходящим стилем управления коллективом. Также, по мнению педагогов, на состояние социально-психологического климата негативно влияет недостаточное одобрение и признание личных качеств сотрудников, их заслуг и достижений в профессиональной деятельности.


В соответствии с выявленными недостатками в социально- психологическом климате педагогического коллектива МБОУ «Школа №2» были разработаны рекомендации, которые направлены на улучшение психологического климата.

Руководителю было предложено поддерживать со всеми коллегами внимательные и доверительные взаимоотношения, мотивировать сотрудников, оценивая вклад педагогов в трудовую деятельность, выражая похвалу и благодарность, поощряя их. Также обращено внимание на необходимость привлечения педагогов к совместной деятельности. Руководителю необходимо строить доверительные отношения с коллективом, что позволит предвидеть конфликтные ситуации и разрешать их с минимальными потерями. Рекомендовано проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Список использованных источников

  1. Антропова М.А. Лидер и социально-психологический климат группы//В сборнике: Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 156-159
  2. Бакаева И.А. Роль социально-психологического климата в коллективе//Экономика и социум. 2018. № 2 (45). С. 116-118.
  3. Барашева Е.В., Вавуло О.Ю., Оскорбина К.Ю. Социально-психологический климат в коллективе//В сборнике: Наука. Общество. Образование Материалы Всероссийской НПК. Под общ. ред. Е.В. Барашевой. 2018. С. 14-17.
  4. Бугара Д.А., Машина А.Д., Шкапова А.М. Социально-психологическая поддержка молодого сотрудника в период адаптации//В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 183-186.
  5. Верна В.В. Инновационные кадровые технологии в практике управления персоналом современных предприятий//Известия Международной академии аграрного образования. 2016. № 28. С. 27-31.
  6. Гордиенко Л.Е. Анализ психологических работ по проблеме управления социально-психологическим климатом//Вестник науки. 2018. Т. 1. № 8 (8). С. 23-27.
  7. Дементенко Ю.А. Управление социально-психологическим климатом в коллективе//В сборнике: наука и инновации в xxi веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей VIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 198-200.
  8. Дмитриева Л.Г., Дайрабай А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе//Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 392-397.
  9. Дудина О.Н. Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности//Вопросы экономики и управления. 2016. № 1 (3). С. 60-62.
  10. Карташова Л.В., Косарева Е.А. Оптимизация персонала: вызовы и возможности//Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 1 (195). С. 38-46.
  11. Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом// Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164.
  12. Клименко С.С. Социально-психологический климат в организации и эффективность труда//В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития России сборник статей аспирантов, преподавателей и молодых ученых VIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 358-364.
  13. Козина М.Н., Михалева М.Г., Милехина Т.А., Елагина П.В. Особенности работы с персоналом в учреждениях социальной сферы//Аллея науки. 2017. Т. 3. № 13. С. 315-319.
  14. Кононова О.Н. Социально-психологические аспекты управления современной организацией//В сборнике: Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство образования Иркутской области; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»; Лаборатория управления развитием образования Комитета образования г. Читы. 2017. С. 230-238.
  15. Кузнецов С.А., Мищенко А.В., Нарыкина Д.А. Мотивация и стимулирование персонала в трудовой деятельности//Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 45.
  16. Лапшинова И.Н., Калинина Т.В. Изучение влияния стиля руководства на формирование благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива//В сборнике: актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 127-131.
  17. Лапшинова И.Н., Калинина Т.В. Оптимизация социально - психологического климата трудового коллектива//В сборнике: человеческий капитал как важнейший фактор постиндустриальной экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 63-66.
  18. Мосалева Е.А., Бабич Ю.В. Регулирование конфликтов в производственном коллективе//В сборнике: Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала предприятий и организаций атомной отрасли cборник материалов III отраслевой научно-практической конференции. АНО ДПО «Техническая академия Росатома». 2018. С. 251-254.
  19. Мясникова А.В. Социально-психологический климат на предприятии// Качество науки - качество жизни. 2018. № 11. С. 67-69.
  20. Никишов С.Н., Баляев С.И. К вопросу о формировании социально-психологического климата в организации//В сборнике: Категория "социального" в современной педагогике и психологии материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. 2018. С. 428-431.
  21. Паштепа С.С. Социально-психологический климат как составляющая часть организационной культуры//В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления Сборник статей I Международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 330-332.
  22. Рачкова А.Е. Социально - психологический климат в коллективе//В сборнике: взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 116-120.
  23. Семина И.С. К проблеме психологической поддержки педагогического персонала вуза//В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. И. В. Белашева. 2015. С. 87-89.
  24. Торжков И.О., Тришина Е.В. О социально-психологическом климате в трудовом коллективе//В сборнике: современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом Материалы IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»; Ответственный редактор Е.Ю. Иванова. 2018. С. 184-193.
  25. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4 (144). С. 77-84.
  26. Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы//Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 8. С. 72-79.
  27. Халилуллина Д.З. Профессиональные ценности субъекта труда и организационная культура организации//Психология и психотехника. 2015. № 5 (80). С. 486-492.
  28. Храпенко И.Б., Зуева Л.В. Влияние типа организационной культуры на социально-психологический климат образовательного учреждения//В сборнике: Актуальные проблемы психологии в образовании Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научный редактор А.В. Прялухина. Ответственный редактор И.А. Синкевич. 2018. С. 260-263.
  29. Шаповалова С.С., Александрова И.В. Научные подходы к изучению понятия "социально-психологический климат"//В сборнике: научно-технический потенциал как основа социально-экономического развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Каленов Олег Евгеньевич. 2018. С. 325-327.
  30. Юркина К.В. Социально-психологический климат и его влияние на взаимоотношения сотрудников//Студенческий форум. 2018. № 19 (40). С. 30-32.