Файл: Налог на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Выбор той или другой модели рынка определяет налоговую емкость производства. Суть налогообложения базируется на законном ограничении права собственности. Государство имеет право взимать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и, соответственно, для осуществления общественных задач и функций. Тем не менее, возникает вопрос о степени налоговой нагрузки.

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) - это многоступенчатый налог на потребление, взимаемый при каждом акте товарообмена в рамках всего производственно-распределительного цикла.

В современное время налог на добавленную стоимость - является одним из самых важных федеральных налогов. Основу его взимания составляет добавленная стоимость, которая создается на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог относится к категории универсальных косвенных налогов в виде своеобразных надбавок взимаемых путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей, работ и услуг.

Изучение исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на компанию, оценить методы государства, которые за счет использования налоговых льгот, как правило, способствуют или стабилизируют деятельность ряда хозяйствующих субъектов, с целью создания преимуществ для реализации отдельных видов предпринимательской деятельности. За время существования налога на добавленную стоимость, законодательные нормы, связанные с его исчислением и взиманием претерпели существенные изменения. В связи с этим, у налогоплательщиков возникает много вопросов по поводу толкования и разъяснения налогообложения, этим налогом.

Целью работы является исследование особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и разработка предложений по его совершенствованию.


Объект исследования - налогообложение налогом на добавленную стоимость в ООО «ТЕРЕМОПТТОРГ».

Предметом исследования выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и организациями по поводу исчисления и взимания НДС.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать налог на добавленную стоимость: сущность, основы исчисления и взимания;

2) рассмотреть элементы состава НДС;

3) исследовать организацию исчисления и уплаты НДС в ООО «ТЕРЕМОПТТОРГ»;

4) провести оценку налоговых платежей по НДС в ООО «ТЕРЕМОПТТОРГ»;

5) сформулировать проектные предложения по совершенствованию НДС в ООО «ТЕРЕМОПТТОРГ».

В процессе подготовки данной работы использовались материалы бухгалтерской и налоговой отчетности за 2013-2015гг., различные методические источники (бухгалтерский баланс с приложениями, статическая отчетность, система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности), учебники по налогообложению и налоговому планированию, учебные пособия.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ  И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость: сущность, основы  исчисления и взимания

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации[1].

Начиная с 2001 г. правовой основой взимания НДС служит глава 21 Налогового кодекса РФ. Соответствующий правовой механизм, установленный нормами главы 21 НК РФ, состоит в следующем: при реализации товаров (работ, услуг) каждый налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (ч. 1 ст. 168 НК РФ[2]). При этом при исчислении своих налоговых обязательств за определенный период налогоплательщик уменьшает сумму налога, поступившую от его покупателей, на суммы налогов, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками (так называемый «входной» НДС)[3].


Особая правовая природа НДС заключается в том, что он является косвенным многоступенчатым налогом, взимаемым на всех стадиях производства и реализации товара (работы, услуги). При этом данный налог построен таким образом, чтобы в наименьшей степени обременять производительные силы в государстве. Данная цель достигается путём переложения экономического бремени уплаты НДС на потребителей товаров, работ и услуг. Поэтому при определении субъекта налогообложения следует различать юридических и экономических плательщиков налога. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара (работы, услуги), который фактически несёт налоговое бремя, покупая товар (работу, услугу) по цене, увеличенной на сумму НДС[4].

Юридическим же плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое реализует товар (работу, услугу), получает за него цену, увеличенную на сумму налога, и передаёт эту сумму в бюджет. При этом, юридический плательщик-продавец не несёт экономического бремени НДС по всем тем товарам (работам, услугам), которые были им приобретены с целью перепродажи либо с целью использования в его производственной деятельности (сырьё, материалы). В данном случае налоговые затраты продавца компенсируются за счёт покупателя следующим образом. Сумма НДС, уплаченная по такого рода сделкам, документально фиксируется в счёте-фактуре поставщика и подлежит вычету из той суммы налога, которая получена от покупателя товара (работы, услуги). Таким образом, в бюджет в конечном счёте поступает разница между суммой налога, уплаченной самим юридическим плательщиком по первоначальным сделкам и суммой налога, полученной им по последующей сделке, направленной на реализацию товаров, работ и услуг[5].

Таким образом, по своей правовой природе НДС является налогом на потребление. Окончательное перераспределение налогового бремени между юридическим и экономическим плательщиком налога происходит при реализации товара конечному потребителю[6]. Однако этому моменту может предшествовать множество стадий производства и оборота, на каждой из которых товар (или его экономические составляющие) становятся предметом сделок отчуждения (реализации), которые являются объектом налога на добавленную стоимость (то есть служат юридическим основанием его уплаты) [7].


1.2. Элементы состава НДС

Согласно Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются лица, которые осуществляют коммерческую деятельность на территории РФ (рисунок 1).

Плательщики НДС

Плательщики НДС, осуществляющие деятельность на территории РФ

Плательщики НДС на таможне в связи с перемещением товаров через таможенную границу

Лица, определяемые в соответствии с НК РФ

Лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством

Организации

Индивидуальные предприниматели

Рисунок 1 - Плательщики НДС[8]

Соответственно, налогоплательщиками данного налога являются организации и предприятия, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие перемещение товаров через территорию РФ (при пересечении таможенной границы они признаются налогоплательщиками НДС)[9].

Законодательством РФ предусматривается обложение косвенными налогами не только товаров и услуг, производимых на территории РФ, но и товаров, которые пересекают таможенную границу РФ.

Плательщиками НДС, являются:

- предприятия, не использующие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие Единого налога на вмененную деятельность (далее – ЕНВД).

- предприниматели, чья выручка за последние три месяца превышает 2 млн. рублей (то же касается компаний на упрощенном режиме налогообложения (далее – УСН) и ЕНВД).

- юридические и физические лица, занимающиеся импортно-экспортными операциями[10].

На рисунке 2 представлены субъекты, которые не являются плательщиками НДС.

Плательщиками НДС не являются

Организации, применяющие СН СХТ

Организации, применяющие УСН

Организации, переведенные на уплату ЕНВД

Иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи

Рисунок 2 – Субъекты, не являющиеся плательщиками НДС[11]

Налогоплательщики в обязательном порядке должны быть поставлены на учет в соответствующем налоговом органе. Иностранные организации в этом случае - не исключение. Они имеют право встать на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации по месту расположения своего представительства[12]. Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган письменное заявление от организации, представив все необходимые документы. Налоговая инспекция обязана выдать иностранной организации Свидетельство о постановке на учет. Если иностранная организация имеет на территории РФ несколько подразделений, находящихся в разных районах государства, то она имеет право выбора подразделения, в котором она будет стоять на учете и где будет осуществлять подачу налоговых деклараций за каждый налоговый период. Соответственно, уплата налогов по всем операциям, которые производятся на территории РФ, будет производиться на территории того налогового органа, в котором иностранная организация стоит на учете. Налоговые органы на территории остальных подразделений, представительств иностранной организации должны быть уведомлены в письменном виде о выборе налогового органа, в котором состоит на учете иностранная организация[13].


На рисунке 3 отражен механизм освобождения от НДС.

От уплаты НДС кроме плательщиков ЕНВД и УСН освобождаются сельхозпредприятия и агрофирмы (которые ведут так называемый ЕСХН-режим налогообложения)[14]. Но, несмотря на такое ограничение, могут возникать случаи, когда лицо, освобожденное от уплаты НДС, все же его вынуждено выставить в счете-фактуре. Тогда оно обязано в полном объеме вернуть в бюджет весь включенный в стоимость товаров или услуг налог[15].

Механизм освобождения

Субъекты

  • организации;
  • предприниматели.

Основание

  • сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последних месяца не превышает 2 млн. руб.;
  • в течение трех месяцев не было реализации подакцизных товаров.

Срок

  • двенадцать календарных дней

Порядок

В налоговый орган до 20 числа:

  • письменное уведомление;
  • документы, подтверждающие право на собственность.

Последствия нарушения условий

  • потеря права на освобождение;
  • восстановление суммы НДС и уплата в бюджет;
  • взыскание налоговых санкций и пени.

Рисунок 3 - Механизм освобождения от НДС[16]

Объектом налогообложения НДС являются: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача; ввоз товаров на территорию РФ (импорт); выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций[17].

Налоговая база НДС является основанием для расчета суммы этого налога и формирования налоговой декларации по нему в части начисления. В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав[18].

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате[19].

Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ.

Различают следующие ставки НДС, которыми облагаются товары и услуги по определенным категориям: