Файл: «Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 августа 2000 г. были приняты первые главы части второй НК РФ (118-ФЗ), а в 2002 г. вторая часть НК насчитывает уже 11 глав. Большинство положений второй части Кодекса отличается бесспорной новизной[37].

Второй частью налогового кодекса производится регулирование конкретных видов налогов, более подробно раскрываются понятия, которые были представлены в первой его части.

На третьем этапе реформирования был реализован ряд принципиальных изменений в системе законодательства, затрагивающего налоги и сборы. Налоговая система посредством правового регулирования вышла на путь объединения и упрощения

К примеру, вторая часть налогового кодекса РФ во многом дополняет и уточняет нормы первой части. В ней более подробно раскрыты понятия элементов налога, такие как: налоговая база, объект налогообложения и т. п. Таким образом, в 1991-1998гг. в Российской Федерации наблюдалось быстрое развитие налоговой системы в целом. Именно в этот период появились новые виды налогов, основными принципами, которых стали: удобство для налогоплательщика и оптимизация затрат по сбору налогов государством[38].

С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой политики. Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве.

Цель создания налоговой системы Российской Федерации состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, которые необходимы для покрытия расходов на обеспечение внешней и внутренней безопасности страны, поддержание приоритетных отраслей экономики, затрат на проведение социальной политики в стране и т.п. Именно поэтому начало налоговой реформы в РФ – это шаг к более справедливому распределению налоговой нагрузки и стабильности налоговой системы в целом. Основным результатом её проведения являлся рост доходов бюджетов всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита[39].

Распределение налоговых доходов одновременно должно обеспечивать определённый уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным уровнем собственных налогов[40].


С помощью налоговых поступлений осуществляется выравнивание финансовой базы различных субъектов Федерации, происходит регулирование отношений на рынке, где она является очень необходимым и важным элементом, также от неё зависят экономические преобразования в стране и их успех. Она должна влиять на укрепление рыночных начал в обществе, поддерживать развивающееся предпринимательство, одновременно препятствуя тому, чтобы уровень жизни населения падал[41].

Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.

Таким образом, основная роль налогов и налоговой системы заключается в решении двух важнейших задач - модернизации российской экономики и обеспечении необходимого уровня доходов бюджетной системы.

2.2 Роль налоговых доходов в бюджете РФ

Налогообложение является наиболее важным инструментом регулирования доходов бюджета, с помощью которого государство пополняет источники средств, необходимых для выполнения им социально-экономических функций. Благодаря анализу налоговых доходов в бюджете Российской Федерации (РФ), представляется возможным выявить долю налоговых поступлений и определить факторы, которые влияют на их величину.

Рассмотрим структуру доходов бюджета РФ для выявления удельного веса налоговых поступлений и как следствие их роли в экономике государства[42].

Таблица 2.1 – Оценка структуры доходов бюджета Российской Федерации за 2015-2016гг[43].

На основании представленных данных в табл. 2.1, следует отметить, что за исследуемый период наибольшая доля в структуре доходной части бюджета Российской Федерации принадлежит налоговым поступлениям, которые в 2015г. и 2016г. составили 50,4% и 52,1% соответственно.

Налоговые доходы увеличились на 0,7%. Тем не менее, доходы бюджета снизились по причине снижения темпов роста экономики страны (темп роста ВВП в 2015 году составил 97,2%, в 2016 году – 99,8%).

На сегодняшний день налоги по праву можно назвать движущей силой регулирования финансовых взаимоотношений в экономике страны. Они необходимы для обеспечивания государства финансовыми ресурсами, а также для выполнения значимых и первостепенных социальных и экономических задач.


В 2015-2016г в законодательстве РФ о налогах и сборах произошли преобразования, которые повлияли на изменение объёма налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений вызван, в частности, за счет индексации ставок по акцизам и постепенного перехода на кадастровую оценку объектов имущества в целях налогообложения[44].

Экономика РФ является сырьево-ориентированной и основная часть доходов бюджета непосредственно касается различных операций и видов деятельности с углеводородами, которые также занимают наибольший удельный вес среди налоговых поступлений. Так, сложившаяся нестабильная ситуация на нефтяном рынке в 2014г продолжает влиять на доходы бюджета[45]. Падение цены на нефть сокращает прибыль в нефтедобывающей отрасли и, как следствие, ведет к уменьшению доходов бюджета нашей страны[46].

Однако, по словам заместителя руководителя Налоговой службы РФ Андрея Батуркина, благодаря значительному улучшению качества налогового администрирования и переходу на современные технологии удалось не только обеспечить положительный тренд в налоговых поступлениях, но и в значительной мере нивелировать влияние экономических факторов на доходы бюджета.

Таким образом, роль налоговых поступлений в формировании доходов Российской Федерации заключается в том, что они считаются наиболее важным инструментом регулирования взаимоотношений в экономике, и занимают более половины доходов бюджета РФ[47].

В ходе анализа было выявлено, что рост налоговых поступлений сопровождался изменениями в законодательстве. В современной ситуации для увеличения устойчивости экономики РФ к внешним факторам Правительство РФ разрабатывает новые механизмы, связанные с улучшением качества налогового администрирования и переходу на современные технологии, а также ведется поиск резервов наполнения доходов бюджета: за счет повышения акцизов, нормативным повышением минимальной заработной платы, увеличением налоговой базы имущественных налогов[48].

В тоже время проводится государственная налоговая политика поддержки малого бизнеса, что в стратегической перспективе должно привести к росту налоговых поступлений от данной категории налогоплательщиков. В конечном итоге, проводимая в настоящее время многосторонняя налоговая политика демонстрирует стратегическую направленность стимулирования малого бизнеса, производственной и инновационной сфер, что предполагает расширение налоговых баз и обеспечение экономического благополучия государства в будущем.


2.3 Проблемы налоговой системы РФ

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них[49].

Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения[50].

В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.

Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление неделарируемых объектов налогообложения.

От уплаты налогов и сборов пытаются уйти практически все, и позиция такая вполне объяснима, поскольку высокий уровень налогового гнета не дает возможности выйти на рыночную плоскость[51].

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения.

Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам.

В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам. Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки[52].


Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением. Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком. Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления.

Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные.

И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все труднособираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются.

Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушени-налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов[53].

К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации.

Действующая налоговая система отличается одним существенным недостатком, который состоит в особенностях ее финансово-правового регулирования и усовершенствования. Дело в том, что система переориентирована, главным образом, на прямые налоги, а также на усиление налогового давления по отношению к физическим лицам, несмотря на то, что подоходное налогообложение требует значительной доработки[54].

По-прежнему актуальной в сегодняшней налоговой концепции РФ является проблема налогового администрирования. Налоговую систему РФ можно охарактеризовать как очень громоздкую, неэкономичную и непродуктивную[55]. Как налоговый учет, так и налоговое инспектирование являются достаточно трудоемкими: существует огромное количество различных налогов, для расчета которых используются трудные и не совсем понятные методики. Стоит отметить, что негативным образом на развитие налоговой системы в РФ влияет нестабильное положение налогового законодательства: можно отметить постоянное внесение в НК РФ большого количества поправок. Такая ситуация приводит к своеобразному толкованию норм НК РФ со стороны недобросовестных налогоплательщиков.