Файл: «Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если исходить из определения сущности, то налоговая система представляет императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны. В данном определении государственный властный характер правоотношений превалирует при раскрытии сущности и назначения налоговой системы.

При выявлении содержания налоговой системы, она определяется как взаимосвязанная совокупность всех основных условий налогообложения, действующая в данный момент времени в конкретной стране. В соответствии с этим определением речь идет об индивидуальности каждой налоговой системы, которая определяется в каждый конкретный момент времени[19].

Если детализировать налоговую систему, то она должна состоять из конкретных элементов. При систематизации их появляется совокупность, объединенная в одно целое. Эта совокупность наполняется целями, задачами, признаками, принципами, предметами, которые также соподчинены друг другу, что позволяет формировать налоговые отношения[20].

Поэтому «налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности налогового законодательства». В этом определении в большей мере находят свое отражение процессы, предметы и явления в области налоговых отношений.

Что касается системы налогов, то из вышеприведенного определения видно – система налогов является составной и неотъемлемой частью налоговой системы, выступает в качестве ее элементов.

«Система налогов – это основанная на налоговых отношениях, установленная налоговым законодательством страны совокупность налоговых платежей в определенной их комбинации по классификационным группам и видам (многообразие налоговых форм и видов налоговых платежей, установленных налоговым законодательством Российской Федерации)». Ясно и очевидно – понятие «система налогов» является элементом, быть может наиболее значимым, понятия «налоговая система» с точки зрения широты охвата налоговых отношений. Такого рода взаимосвязь позволяет сделать выводы, которые, на наш взгляд, являются определяющими[21].

Во-первых, система налогов базируется на принципах ее построения и, значит, эти принципы, как правила построения, должны применяться и распространяться в налоговой системе.


Во-вторых, построение системы налогов, установление соотношения между разными группами налогов действующих в горизонтальном и вертикальном разрезах, выбор способов налогообложения являются основой эффективной работы налоговой системы.

Следует отметить, что становление налоговой системы происходило довольно длительный период[22].

Большинство причин и условий становления и развития налогов определены при рассмотрении вопросов теоретических основ налоговой политики. Однако становление и развитие налоговой системы имеет специфические черты.

Многие современные экономисты (А. Починок, Д. Черник, В налоговых теорий (Д. Локк, А. Смит, А. Вагнер, Дж. Милль и др.) становление налоговой системы видят в перелагаемости налогов, способах обложения и взимания, платежеспособности, формах обложения, преимуществах и недостатках налогообложения. В каждый конкретный период становления налоговой системы влияние этих факторов зависело от экономических и социальных явлений, которые можно отнести к объективным процессам, от политического строя, войн, природных явлений, составляющих субъективные процессы[23].

Например, становление налоговой системы связано с делением налогов на прямые и косвенные. Впервые такую классификацию налогов предложил Д. Локк, положив в основу такого деления перелагаемость налогов. Сложность переложения налогов определяется решением вопроса распределения налогового бремени. В идеале такое распределение возможно через обменные процессы, которые осуществляются через установленные цены. «А это означает, что теоретическое решение вопроса переложения налогов зависит от степени разработанности более общей, экономической проблемы, а именно теории ценности (стоимости) и цены[24].

Рис. 1.1 Налоговая система

Становление налоговой системы также связано со способами обложения и взимания налогов. В основе доказательной базы определения прямых и косвенных налогов лежит аксиома, что прямые налоги основаны на постоянных условиях, когда возможно непосредственно определить объект обложения и налоговую базу – стоимость имущества, кадастровую стоимость земли, личные доходы[25].

Для косвенных налогов характерно непостоянство и изменчивость условий, признаков и явлений – различие уровней потребления, непостоянство сделок, колебание услуг. Критерии такого деления налогов на прямые и косвенные не выдерживают критики вследствие слабой доказательной базы данного постулата.


Развитие теории налогообложения при классификации налогов привело к делению их на прямые и косвенные исходя из непосредственного и опосредованного установления платежеспособности соответственно. При этом налоги подоходно-поимущественного обложения автоматически относились к прямым, а налоги на расходы к косвенным.

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Особенности налоговой системы РФ: становление и современное состояние

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ)[26]:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц[27].

Однако действующая система существовала не всегда. Изменение состояния налоговой системы в большой степени определяется как внутренней социально-политической обстановкой в стране, так и способностью государства эффективного взимания налоговых платежей с населения.

Возрождение исследований, обращённых на построение налоговой системы в России, начало происходить примерно во второй половине 1980-х гг. Эти исследования касались вопросов, затрагивающих роль налогов, их взаимодействие с другими финансовыми рычагами и применение в системе международных экономических отношений и пр.


Начало процессов, подавивших поток налоговых поступлений в бюджет, а впоследствии и спровоцировавших возникновение острого бюджетного кризиса, в середине 1980-х годов пошатнуло устойчивую систему налогообложения СССР. Принятие правительством решения выровнять ситуацию выявило необходимость создать экономические стимулы для предприятий, что одновременно породило ряд возможностей для увеличения прибыли, а соответственно и повысило налоговые сборы. Так же повышению экономической устойчивости способствовали созданные кооперативы и малые предприятия[28].

Распадом СССР в 1991г. были разрушены устои политического и экономического строя. Встал вопрос о необходимости формирования новой налоговой системы, подходящей государству с рыночной экономикой, в связи с чем было решено перенять опыт более развитых в этом отношении стран, а в частности Испании и Франции.

Реформа налоговой системы в РФ проходила в три этапа. Первый её этап начался с принятия в 1991г. более полутора десятков налоговых законов, которые вступили в силу в январе 1992 г. и действовали до принятия второй части Налогового Кодекса РФ в 2000г[29].

В основу принципов налогообложения, его основных понятий и перечня федеральных, региональных и местных налогов был положен ФЗ РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991г. Согласно указанному документу в качестве источников, пополняющих государственный бюджет, выступали следующие налоги и сборы:

- акцизы;

- НДС;

- таможенная пошлина;

- налог на прибыль организации;

- ЕСН;

- налог на операции с ценными бумагами;

- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

- налог на имущество, которое переходит в порядке дарения или наследования[30].

Результатом реформы 1992 г. было заложение фундамента для современной налоговой системы. Основой содержания этой системы стала замена налогов, характерная для административно-командной экономики, на налоги, более соответствующие рыночной экономике.

Второй этап налоговой реформы ознаменовало принятие Конституции РФ в 1993 г. Происходившая трансформация налоговой системы должна была определить практическую реализацию норм конституции, устанавливающих права и свободы граждан. Так, например, речь идет о необходимости создания нормативно-правовой базы, осуществляющей защиту частной собственности при реализации различного рода налоговых отношений[31].


Так же этот этап характеризуется введением 1 января 1994 г. новых федеральных налогов[32]:

- транспортного налога с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда.

- специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ (отменённого 1 января 1996 г.).

Ключевым моментом на втором этапе налоговой реформы выступало конституционное закрепление нормы, устанавливающей право введения налогов только на законодательном уровне.

Налоговая система формировалась при сопровождении большого количества нормативных документов. Результатом стало создание нормативно-правовой базы, перегруженной нормообразующими актами, что, в свою очередь, сказывалось разночтением терминов и понятий[33].

Таким образом, налоговым законодательством утрачивался принцип рациональности. Первостепенная задача страны в этот период состояла в разработке и утверждении Налогового кодекса. В течение последующих лет происходило формирование Налогового кодекса РФ, полностью обеспечивающего управляемость налоговой системы.

В 1998 г. была принята его первая часть. В первой части были сформулированы и приведены следующие понятия:

- элементов налогов;

- налоговой декларации;

- налоговых правонарушений;

- ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д[34].

Таким образом, сложившаяся ситуация характеризовалась необходимостью формирования налоговой системы, отвечающей требованиям стабильности, создания Налогового кодекса и развития налогового федерализма.

Налоговая система изменялась не в ходе сведения всех существующих законов и подзаконных актов в единый пакет, а в ходе структурного изменения правовой системы регулирования налоговых отношений.

В первой части Налогового кодекса было положено начало учету баланса общегосударственных и частных интересов[35]:

- формирование четкого определения понятий и терминов;

- определение перечня действующих на территории Российской Федерации налогов и сборов;

- определение прав и обязанностей всех участников налоговых отношений. [36]

Наличие вышеперечисленных условий выступает в качестве гаранта стабильности налоговой системы.

Начало третьего этапа налоговой реформы в РФ ознаменовало принятие 31 июня 1998 г. Налогового кодекса. Появление новых видов налогов привело к пополнению государственного бюджета.