Файл: Индивидуальное предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последние годы в Российской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа национальной гордости.

Особую актуальность тема исследования курсовой работы приобретает в связи с частыми изменениями в законодательстве.

Установлено, что в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю за выполнением обязательных требований к товарам (работам, услугам) может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Помимо этого, постоянно совершенствуется налоговая система, вносятся иные изменения в действующие нормативно-правовые акты.

Объектом исследования являются предпринимательские отношения. Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие статус индивидуального предпринимателя.

Целью исследования является правовой статус индивидуального предпринимателя.

В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать историко-правовые аспекты развития института предпринимательства;

2. Охарактеризовать гражданина как субъекта предпринимательского права;

3. Раскрыть основания ответственности индивидуального предпринимателя по российскому законодательству.

В процессе исследования рассматриваемой темы использовались, общенаучные и частноправовые методы.

В процессе исследования были использованы работы Харькова Е.П, Губина Е.П, Малькова А.Г, Сметенина С.И, Алексеева С.В Афанасенко И.Д, Тихомирова М.Ю, Якимова А.Ю, Акунькова Л.А, Крусса В.И, Курбатова А.Я, С.А, Лебедева К.К, Никитина С.К, Терещенко Л.К, Игнатюк Н.А и др. В качестве основных источников в работе использованы: Конституция Российской Федерации, Гражданский и другие кодексы Российской Федерации, Федеральные Конституционные и Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Историко-правовые аспекты развития предпринимательства

1.1 Институт предпринимательства в истории России

Изучая историю развития законодательства о предпринимательстве в России, можно проследить не только, как происходило регулирование экономики России на протяжении столетий, но и как формировались и развивались правовые и нравственные традиции предпринимательства.

В литературе, посвященной истории предпринимательства России, понятие "предпринимательство" используется достаточно широко: "Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Носители этой деятельности - так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители..."[1].

В учебниках по предпринимательскому праву приводятся сведения о том, что в научный оборот термин "предпринимательство" ввел примерно в 1800 г. французский экономист Ж.-Б. Сэй, а первым российским автором исследовавшим предпринимательство, общепризнанно считается И.Т. Посошков, издавший в 1724 г. знаменитый труд "Книга о скудости и богатстве"

Начало регулярному законотворчеству в сфере хозяйственной деятельности было положено во второй половине XVII в., в период правления царя Алексея Михайловича[2].

Предпринимательство в том представлении, которое имеет это слово в настоящее время, зародилось и сформировалось в России, безусловно, гораздо позднее.

Петр I стремился развивать традиции поддержки отечественного предпринимательства[3]. В период его правления с целью развития индустриального предпринимательства создаются Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, которые разрабатывают различные механизмы для успешного развития промышленности.


При разработке акцент делался на предоставлении различных привилегий и льгот российским производителям.

Купцы также пользовались поддержкой Петра I. Так, Именным указом "О покупке купечеству к заводам деревень" (1721 г.) купечеству было разрешено приобретать земли, населенные крестьянами, но с обязательным условием использовать их на работах на промышленных предприятиях, возводимых на купленных землях[4].

Проведенная Петром I реформа городского управления, выразившаяся в принятии 16 января 1721 г. Регламента, или Устава главного магистрата, также способствовала обеспечению прав купечества, развитию ремесла и торговли. В соответствии с этим правовым актом в города и в ряды купечества привлекалось зажиточное крестьянство.

Экономическая политика Петра I защищала российских производителей. Так, Именными указами "О пошлинах на товары, кои проданы были из казны" (1719 г.) и "О пошлинах на привозные иностранные иглы" (1719 г.) были установлены повышенные таможенные пошлины на ввозимые из-за границы товары. Частные предприниматели получали ссуды без процентов, снабжались орудиями производства, освобождались от государственной службы, им предоставлялись льготы от податей и пошлин, они были обеспечены государственными заказами.

Традиции поддержки предпринимательства прослеживаются в законодательстве в последующие периоды. Большое значение для развития предпринимательства и торговли имел "Указ об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов" 1753 г. В соответствии с этим правовым актом были отменены внутренние таможни, а вместе с ними таможенные пошлины и различные сборы.

Определенный вклад в развитие предпринимательских отношений и защиту предпринимательства в России внесла экономическая политика Екатерины II, которая позволила создать "благоприятные условия для развития русского предпринимательства"[5].

Наиболее важными правительственными указами стали: "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" ("Жалованная грамота дворянству" 1785 г.) и "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" ("Жалованная грамота городам" 1785 г.). Названные указы были направлены на стимулирование конкурентной борьбы между купцами не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот.

В результате такого подхода к развитию предпринимательства "количество промышленных предприятий (без ремесленных мастерских) только за XVIII век увеличилось в 10 - 12 раз, достигнув в 1801 году - 2423 предприятий с числом занятых почти 100 тысяч человек. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи". Активное развитие предпринимательства происходит и в XIX в. В этот период происходит усиление роли банков и страховых учреждений, начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Так, "в начале XX в.


было зарегистрировано пять крупных акционерных компаний. К началу XX действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции... К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 2263 акционерных компаний. Активно развивались коммерческие акционерные банки, их количество к середине 1870-гг. достигло 39.

Традиционно предприниматель всегда хотел выделиться в конкурентной среде, прибегая к маркировке "своего" товара (клеймо, тавро и т.д.). Государство поддерживало такое стремление. Впервые определение товарного знака в законодательстве было определено в 1667 г. Это произошло в Новоторговом уставе, изданном в царствование Алексея Михайловича, содержащем правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Эволюция защиты товарного знака производителя товаров и знака обслуживания имеет многовековую историю и достаточно освещена в научной и юридической литературе.

В 1917 г. наступает эпоха ломки предпринимательских и правовых традиций дореволюционной России. В период военного коммунизма многие традиции были утрачены. Происходит отказ от денег, торговли, рынка, товарно-денежных отношений, государство становилось единственным предпринимателем.

В социалистическом обществе основу экономической системы СССР составляли государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.). Хозяйство страны было сконцентрировано в руках государства. Главным предпринимателем страны являлось государство. Были ликвидированы рыночные отношения, конкуренция, многообразие форм собственности.

Были приняты нормативные акты о развитии и регулировании рыночного предпринимательства: законы РСФСР от 25.12.90 №445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990), "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (1991).

Учитывая потребность в регулировании предпринимательства в России в постсоветский период, законодатель развернул интенсивную работу в этом направлении.

Еще в XVIII в. А. Смитом (1723 - 1790) было указано на несколько определяющих свойств личности, характерных для деятельности предпринимателей: "склонность человека к торговле, обмену; рациональный характер действий - способность осознавать выгоду; утилитарность действий - подчиненность личных интересов стремлению извлекать пользу в процессе общественного воспроизводства; бережливость - стремление сохранять и приумножать нажитое, капитализация дохода, вложение сбережений в дело"[6].


Итак, каждая историческая эпоха имела свои уникальные[7] образцы предприимчивости, право и мораль, свои традиции в предпринимательстве.

Назовем нравственные традиции предпринимательства: меценатство и благотворительность, желание оставить после себя след в истории, уважительное отношение к закону, верность данному слову, отношения поддержки, помощи и взаимовыручки внутри предпринимателей. В зависимости от складывающейся ситуации, с учетом основных факторов субъективного и объективного характера Российское государство регулировало активность слоя предпринимательства[8].

Таким образом, появление новых традиций обогащало и обновляло предпринимательский опыт, благодаря которому Российское государство смогло достичь успехов в политической, экономической и культурной жизни. В каждый исторический период традиции имели свои особенности, поддерживались коллективами предпринимателей и являлись живым источником творческих сил. Сегодня, когда наша страна выходит на новые пути развития, хочется надеяться, что Россия обязательно использует свой тысячелетний духовный опыт для достижения успеха.

1.2 Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя

В Конституции РФ, закрепившей новое государственное устройство, нашли отражение качественные изменения российского общества и государства, которые произошли на рубеже 90-х гг. XX столетия. Принципиально важно и то, что новая Конституция РФ имеет прямое действие, т.е. ее нормы не нуждаются в опосредовании и конкретизации при помощи других правовых актов и применяются всеми, кому они адресованы, а также судами непосредственно.

Конституция РФ содержит ряд важных нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов в нашей стране; законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому юридически гарантированные Конституцией РФ основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым в России на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.