Файл: «Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Подход к решению конфликтных ситуаций не изменился. Раньше документы принимались к учету по письменному распоряжению руководителя. В настоящее время документы могут как приниматься, так и не приниматься.

1.3. Требования к учетной политике, первичным документам и учетным регистрам

Основные принципы применения и изменения учетной политики:

  • учетная политика должна применяться последовательно из года в год;
  • условия изменения учетной политики (изменились требования законодательства о бухгалтерском учете (или отраслевые стандарты), изменение приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета, изменились условия деятельности экономического субъекта);
  • изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет[12].

Положения об учетной политике выделены в отдельную статью Закона № 402-ФЗ - ст. 8[13], в которой прописан порядок формирования, применения и изменения учетной политики экономического субъекта. Дано определение понятия «учетная политика»: учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Установлены правила формирования учетной политики:

  • учетная политика формируется экономическим субъектом самостоятельно на основе законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов;
  • при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
  • в случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

При этом исключен конкретный перечень документов, которые должны быть утверждены в рамках приказа об учетной политике: рабочий план счетов; формы первичных документов; порядок проведения инвентаризации[14].

В России бухгалтерский учет - это, конечно, первичные документы. В Законе № 402-ФЗ[15] им отведена ст. 9 «Первичные учетные документы». Все факты хозяйственной деятельности подлежат оформлению первичными учетными документами. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания. При этом в Законе № 402-ФЗ первичный учетный документ может быть представлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде с электронной подписью. Небольшим отличием нового Закона о бухгалтерском учете от старого является норма о первичных учетных документах, согласно которой формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа в случае отсутствия унифицированной формы:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц[16].

В случае внесения исправлений обязательно должна быть проставлена дата исправления, а также должны стоять подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации. Законодатель в п. 8 ст. 9 Закона № 402-ФЗ[17] прописал следующий порядок изъятия первичных учетных документов: в случае если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета.


По старому Закону о бухгалтерском учете организация могла сделать с изымаемой документации копии лишь с «разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов». По Закону № 402-ФЗ можно будет обойтись без этого разрешения.

Принципы отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах:

  • данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета;
  • не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено федеральными стандартами.

Закон № 402-ФЗ устанавливает новые обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета: наименование регистра; наименование экономического субъекта, составившего регистр; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц[18]. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. По Закону № 402-ФЗ[19] регистры можно вести либо на бумаге, либо в электронном виде. При этом «электронные» регистры должны заверяться электронной цифровой подписью. Что касается распечатки регистров на бумаге, то здесь применяют те же правила, что и в отношении первичных документов. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправления в регистре бухгалтерского учета должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц[20].

В случае если изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета.


1.4. Инвентаризация и бухгалтерская отчетности

Активы и обязательства подлежат инвентаризации, при которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое с данными регистров бухгалтерского учета. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

В старом Законе о бухгалтерском учете был перечень случаев, в которых организация обязана проводить инвентаризацию. Закон № 402-ФЗ[21] такого перечня не содержит, но это не меняет его сути.

Инвентаризация обязательна в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

По Закону № 402-ФЗ[22] результаты учитывают на дату, «на которую проводилась инвентаризация».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год, то есть с 1 января по 31 декабря включительно. Исключение составляют случаи создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. При создании экономического субъекта до 30 сентября первым отчетным годом, как и ранее, будет являться период, начиная с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. При регистрации после 30 сентября первым отчетным годом будет являться период, начиная с даты государственной регистрации и по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно[23].


В Законе № 402-ФЗ понятие «промежуточная бухгалтерская отчетность» изменено, хотя его суть не поменялась. Промежуточной отчетностью считается вся отчетность, не являющаяся годовой и составленная в период с 1 января по отчетную дату периода, за который она составляется, включительно.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, промежуточная - за отчетный период менее отчетного года.

Правила к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте РФ;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта вместе с его филиалами и представительствами независимо от их места нахождения;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;
  • утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, это производится вместе с аудиторским заключением.

В Законе № 402-ФЗ[24] отдельно прописано, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Соответственно, бухгалтерская отчетность должна будет предоставляться всем заинтересованным пользователям.

В Законе № 402-ФЗ определены составляющие годовой бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения. Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами[25].

Обязанные составлять бухгалтерскую отчетность экономические субъекты должны представлять один обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. В Законе № 402-ФЗ содержатся разъяснения, что обязательные экземпляры годовой бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс. Интересантам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда с целью сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) данным государственным информационным ресурсом будут утверждаться Росстатом.