Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Сущность и значение бухгалтерского баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.2 - Классификация балансов

По личному строению баланс показывает из себя двустороннюю таблицу. Левая часть ее именуется активом, она отражает состав и расположение хозяйственных средств. Правая часть баланса именуется пассивом. Она представляет источники образования хозяйственных средств и их целевое предписание. Если актив отвечает на вопрос «что это?», то пассив отвечает на вопрос «чье это?».

При верном ведении учета и составлении баланса[4] сумма всех статей актива должна быть одинакова сумме всех статей пассива. Это условие в самом слове «баланс», в переводе с латинского означающем «весы». Итог баланса именуют валютой баланса.

При составлении баланса нужно помнить, что он включает ряд строк, данные по которым в валюту баланса не входят. Эти строки замечены в балансе звездочкой. Суммы, указанные в подобных строках, даются для справки и служат для вычисления значимостей в других статьях.

В каждой из сторон баланса указывается:

- название статьи с указанием в скобках соответственного номера счета по Плану счетов;

- код строки (порядковый номер);

- сумма на начало отчетного периода;

- сумма на конец отчетного периода.

Окончательным выражением процесса учета хозяйственных операций системы является бухгалтерская отчетность, в которой представлены сведения, отражающие имущественное состояние организации, положение ее финансов, итоги ее деятельности. В состав отчетных форм системы входит бухгалтерский баланс.

Другие формы отчетности описывают какую-либо часть представленной в балансе информации – денежные средства, выручка, состав и финансы собственного капитала. Баланс описывает деятельность системы в целом, это главная и универсальная форма отчетности, все иные формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности нужно понимать как единое целое.

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в течении воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой по источникам их формирования и целевому назначению. Положение хозяйственных средств и их источников представляется на определенный период, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приходится и на начало года, а с учетом сегодняшних требований еще и за предыдущий отчетный период, можно утверждать, что состояние показателей дано не только в статике, но и в динамике. Это существенно расширяет границы познания сути бухгалтерского баланса, его места в установлении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ и услуг.


Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта. Уравнение двойственности можно записать в виде:

Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность (1),

где активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесёт экономически выгоды тогда, когда он может быть:

- использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

- обменен на другой актив;

- использован для погашения обязательства;

- распределён между собственниками предприятия.

В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту уравнение двойственности доставляется в следующем виде:

Активы = Капитал + Обязательства (2)

где капиталом подразумевается не весь полный капитал фирмы, а лишь часть его, принадлежащая собственнику, т.е. собственный капитал.

Собственный капитал – это имущество, полученные от органов, а еще прибыль как финансовый итог эффективной деятельности компании.

В левой части балансового уравнения в составе активов указывается дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой – отражается другая часть обязательств - кредиторская задолженность.

Обязательства – это источник привлечённых средств, возникающих в результате уже свершившихся действий, которые предназначаются юридическим основой для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может возникнуть в силу деяния договора или правовой нормы, а еще обычаев делового оборота.

Погашение обязательства подразумевает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны фирма лишается соответствующих активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме смены обязательств одного вида другим.

В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс служит главным источником сведений для разных пользователей. Баланс компании[5] знакомит владельцев, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, в каком количественном и качественном соотношении располагаться тот запас материальных средств, которым фирма способно управлять.


По балансу определяют, способно фирма исполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

По балансу устанавливают конечный финансовый итог деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный момент, по которому судят о способности управляющих сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные средства.

На основании данных баланса основывается оперативное финансовое планирование любого предприятия, исполняется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной пользой.

Вступая во взаимоотношения с партнерами, компании должны показать свою финансовую устойчивость и состоятельность, что подразумевает представление определенной бухгалтерской финансовой отчетности. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности выступает как аппарат для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных признаков.

2 Сущность, состав и классификация отчетности

В сегодняшнее время все компании независимо от их вида, форм собственности и подчиненности, ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций по действующему законодательству и нормативным документам.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности и ее аудите нужно руководствоваться следующими нормативно-законодательными документами:

1. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/08);

2. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99);

3. Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 66-к "О формах бухгалтерской отчетности организации";

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

Бухгалтерская отчетность[6] - это единая система информации об имущественном и финансовым состоянии организации на отчетную дату и о итогах ее хозяйственной деятельности, составляемая на базе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она служит ключевым источником информации по его деятельности. Тщательное исследование бухгалтерских отчетов выявляет причины достигнутых успехов или недочетов, помогает обозначить пути совершенствования его деятельности. Организация любой организационно-правовой формы должна оформлять бухгалтерскую отчетность на базе данных синтетического и аналитического учета.


Состав и содержание бухгалтерской отчетности, так же, и в целом, бухгалтерский учет, подвергаются реформированию в направленности приближения их к международным стандартам финансовой отчетности. Концепция регулировки учета и отчетности в России сложилась, как система многоуровневого нормативного регулирования:

I уровень - законодательный, содержит федеральные законы, постановления, указы, издающиеся Федеральным собранием, Президентом и Правительством Российской Федерации;

II уровень - нормативный: Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разрабатываются Министерством финансов, Центральным банком Российской Федерации;

III уровень - методический; издание нормативных актов (иных, чем положения), методических указаний;

IV уровень - организационный, составление организационно-распорядительной документации в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта (приказы, распоряжения и т.п.).

Бухгалтерская отчетность, как система данных об имущественном и финансовом состоянии системы, составляется на базе данных бухгалтерского учета с применением типовых образцов форм бухгалтерской отчетности или по самостоятельно разработанным формам, с учетом общих условий к бухгалтерской отчетности.Согласно Закону РФ от 02.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в состав годовой отчетности входят:

  • бухгалтерский баланс
  • отчет о прибылях и убытках
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
  • отчет об изменениях капитала
  • отчет о движении денежных средств
  • приложения е бухгалтерскому балансу
  • отчет о целевом использовании полученных средств
  • пояснительная записка;
  • итоговая часть аудиторского заключения.

Любая из приведенных форм отчетности исполняет свою своеобразную функцию, но все вместе они формируют систему показателей, сформированную, исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения денежного капитала, которая основывается на разделении ее слагаемых: активов, капитала, обязательств, прибыли, затрат, прибылей и убытков.

Представляемая предприятиями отчетность классифицируется по нижеследующим признакам:

1. В связи от назначения и источников получения отчетных данных она разделяется на оперативно-техническую, статистическую и бухгалтерскую.

Каждый вид отчетности имеет свою специфику, круг отмечаемых явлений, задачи и методы наблюдения. Они дополняют друг друга и составляют единую систему отчетности в Российской Федерации.


Оперативно-техническая отчетность употребляется для регистрации, исследования и контроля отдельных явлений финансово-хозяйственной деятельности компании с целью ежедневного руководства. Данные такой отчетности собираются на конкретную дату устно, по телефону, телефаксу или отсылается по почте в виде срочных известий руководству компании, собственникам (участникам, учредителям) и государственным органам, если это учтено законодательством РФ.

Система отчетных данных, применяемых для изучения массовых хозяйственных процессов, именуется статистической отчетностью. Она оформляется по данным оперативно-технического и бухгалтерского учета. Особенность статистической отчетности в том, что она охватывает только важнейшие для данного периода показатели производственной деятельности компании, составляется в сжатые сроки и употребляется для оперативного влияния на производственный процесс.

Система отчетных данных, употребляемых для исследования хозяйственных средств и источников их вырабатывания, а еще операций с ними, называется бухгалтерской отчетностью. Она оформляется по данным бухгалтерского учета. В ней содержатся сведения о наличии хозяйственных средств, их источников на конкретную дату, количестве и себестоимости продукции, ее реализации и финансовых итогах, использования ресурсов производства и т.д.

2. По основным пользователям информации отчетность разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Главной целью применения отчетности внешними пользователями является оценка возможности фирмы вкладывать денежные средства в объеме и в сроки, нужные для осуществления плановых расходов.

Внутренние отчеты составляют для руководства компании (сметы затрат, калькуляция себестоимости продукции).

3. В зависимости от размера содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.

Частная отчетность описывает деятельность одного структурного подразделения предприятия. Общая включает данные о работе в целом по данному предприятию.

4. В зависимости от наличия у экономического субъекта дочерних и зависимых обществ составляют сводную (консолидированную) и собственную бухгалтерскую отчетность.

Сводная отчетность включает данные отчетов таких обществ. В собственном бухгалтерском отчете отражаются результаты хозяйственной деятельности за отчетный момент без показателей отчетов дочерних и зависимых обществ.

5. По срокам представления отчетность разделяется на периодическую и годовую.