Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– доведение информации усилении ответственности соблюдение конкурентного до участников , ее открытость, том числе, повышение публичности применении санкций.

6. работа конкурентных по выработке относительно международных анализа, методов нарушений конкурентных , правовых норм практики их . Под влиянием глобализации и национальных рынков мировую хозяйственную усиливаются процессы сделок между , создаются трансграничные -системы, ведущие операции, затрагивающие потребителей разных и конкурентоспособность на мировых [43].

Экономическая турбулентность необходимость широкого разных стран области развития конкурентной среды, и совершенствования и механизмов сотрудничества и решений, затрагивающих страны. Чрезвычайно являются вопросы стандартов и конкурентного регулирования целью использования глобализации для , обеспечения защиты интересов стран минимизации неоправданных бизнес-сообщества выполнение не требований разных [44].

В рамках авторами научного обобщены теоретические и имеющаяся правоприменения и антимонопольных дел США и Европейского союза, ряд принципиальных , на которых современная архитектура регулирования[45].

1. Отход доминирования модели « – Поведение - Результат» структурного подхода оценки допустимости вмешательства в субъектов рынка.

2. от абсолютизации стремлений компаний наращиванию рыночного и обладанию властью.

3. Институциализация «позитивные (проконкурентные) », способствующей росту отдельных потребителей общества в , а также роль институтов в применении норм.

4. Предотвращение проконкурентного поведения рынка в антимонопольного контроля.

5. к гибкой антимонопольного регулирования, субъектам рынка возможности в , реализации и бизнес-стратегии.

6. транзакционных, экономических социальных издержек конкурентной среды антимонопольных ведомств, органов, участников и общества целом.

7. Обеспечение для развития , основанной на ценности для , как важного государственной политики инноваций и инновационно-активных [46].

1.4 Реализация антимонопольной в странах и Единого пространства

Распад поставил перед союзными республиками и беспрецедентную масштабам задачу переустройства политических экономических отношений обширном евроазиатском . Содружество Независимых возникло как исторических трансформаций. выступило структурообрзаующим создания принципиально межгосударственных отношений. и организационные таких отношений учредительными документами , а также организации, принятом 1993 году. В СНГ был в 1995 г. закон «О экономической конкуренции», на основе принципов и , в частности, в документе ООН по и развитию ()[47].


На современном конкурентная политика важную роль экономическом развитии СНГ. Начиная начала 90-х экономические реформы странах СНГ в тесной с формированием развитием новых в области политики. Такой обеспечил создание достаточно короткий времени систему регулирования в -участниках СНГ. истекший период во всех ранее принятые ( в 1991-1992 гг.) свое существование были приняты совершенные и этапу экономического законы о .

С момента антимонопольных органов странах СНГ в области политики является элементом интеграционных на пространстве , обеспечивающим достижение по проведению реформ на принципов эффективной [48].

В ноябре – 2010 года принят документов, направленных формирование Единого пространства (ЕЭП). ЕЭП по на ноябрь 2014 . являются Российская , Республика Казахстан, Беларусь и стадии вступления Армения.

24 октября 2013 в ходе Высшего Евразийского совета главами Беларусь, Республики и Российской подписан Модельный «О конкуренции» гармонизации законодательств области конкуренции стран - членов [49].

Принятие Модельного завершает первый гармонизации национальных , а также единой конкурентной и антимонопольного в рамках .

Целью данного является определение подходов, на должны ориентироваться - члены Таможенного и ЕЭП принятии и основных положений законов о конкуренции. Данный будет способствовать единого правового , регулирующего экономические между хозяйствующими в ЕЭП, ясных, прозрачных предсказуемых условий добросовестного ведения , обеспечению конкуренции трансграничных рынках[50].

роль в работе играл опыт сотрудничества. закон разработан учетом лучших практик в антимонопольного регулирования правоприменения, а рекомендаций международных , таких как экономического сотрудничества развития (ОЭСР), ООН по и развитию (), Международная конкурентная (МКС)[51].

Модельным предусматриваются запреты осуществление таких антиконкурентных практик, злоупотребление доминирующим , антиконкурентные соглашения ( том числе соглашения), согласованные , недобросовестная конкуренция, государственными органами и совершение , ограничивающих конкуренцию, рынка вследствие по слияниям поглощениям[52].

Модельным закрепляется и новелл. Среди необходимо выделить о возможности антимонопольных требований соглашения (действия), с использованием собственности, если действия направлены ограничение конкуренции обороте товаров. нормы обусловлены только лучшими практиками в регулировании зарубежных (США, Япония, союз) и ОЭСР, но нормативно-правовой ВТО (Соглашением )[53].


Другой новеллой предусмотренная в законе возможность антимонопольным органом хозяйствующим субъектам, доминирующим положением, разработке и правил торговой , способствующих прозрачности деятельности таких рынка и доступу к ими товарам (). Предложенная мера превентивный характер направлена на нарушения антимонопольного . Реализация предлагаемой будет способствовать количества нарушений законодательства, особенно части повторяемости нарушений[54].

Сближение регулирования в - членах ЕЭП области конкуренции основе Модельного будет способствовать задач свободы деятельности и функционирования товарных и ключевой наших стран - Единого экономического [55].

Глава 2 Содержание направления антимонопольной Российской Федерации

2.1 политика как часть концепции развития России

функционирования общества за счет отдельных отраслей эффективности государственной . Виды инструментов политики, направленной корректирование экономического и структуры , разнообразны, мы уделим наибольшее государственной антимонопольной () политике, призванной такие условия рынка, при не возникает ущемления интересов или нарушения потребителей[56].

Поддержка гарантируется Конституцией Федерации, является из основ строя а постоянным приоритетом политики. Развитие в экономике - многоаспектная задача, которой в степени зависит эффективности проведения политики по спектру направлений: макроэкономической политики, благоприятного инвестиционного , включая развитие и налоговой , снижение административных инфраструктурных барьеров, защиты прав и национальной [57].

Антимонопольная политика – мер, направленных обеспечение условий развития конкуренции рынке, обеспечение экономического пространства, за процессами , контроль и в области монополистических действий недобросовестной конкуренции стороны субъектов , недопущение антиконкурентных органов власти[58].

политика – системная правительства, направленная создание конкурентных для экономической , использующая, как , так и механизмы противодействия деловой практики, государственному вмешательству развитие рынка.


конкуренции – деятельность, антимонопольным органом целях защиты , в основном основе взаимодействия другими государственными и за повышения информированности о пользе , а также и распространение , способствующих созданию условий для участников рынка формированию общественного в пользу рыночных сил[59].

развития конкуренции товарных рынках на двух компонентах: общей политике и регулировании. Именно два компонента эффективность реализуемой стране конкурентной . В свою , антимонопольное регулирование более точечное , воздействуя на компаний, ограничивая негативное влияние конкурентную среду[60].

обязано выполнять экономические, организационные, , информационные функции обеспечения рыночных предпринимательской деятельности, частного сектора. задача государственной политики по к отдельным (отраслям) состоит сохранении баланса и монопольно- сил в рабочей конкуренции[61].

связи с основными экономическими антимонопольной политики действия, направленные оптимизацию рыночной , нейтрализацию монополистической и различных ее проявления, невыгодных для экономических результатов решения двух : повышения качества и обеспечения российской экономики[62].

этих целей [63]:

  • организацию наблюдения основными экономическими и структурными на товарных финансовых рынках;
  • единства экономического страны посредством регионального сепаратизма создания административных ;
  • проведение мероприятий поддержке предпринимательства;
  • «прозрачности» концентрации и рыночной ;
  • снижение барьеров на рынки экономических структур обеспечение эффективного за поведением хозяйствующих субъектов;
  • работы по и пресечению конкуренции на рынках;
  • упорядочение государственных преференций;
  • основных требований норм антимонопольного , разработку мероприятий, на адвокатирование .

В качестве принципов реализации политики можно следующие положения[64]:

  1. формированию рыночных на основе конкуренции и , контроль за концентрации.
  2. Предупреждение, и пресечение деятельности и конкуренции.
  3. Недопущение конкуренции органами , предоставление ими и муниципальной , приносящей конкурентные отдельным субъектам .
  4. Принцип разумного при применении антимонопольного законодательства, на эффективное товарных рынков конкуренции.
  5. Законности, и публичности действиях антимонопольных [65].

2.2 Основные направления политики и эволюция в реформирования экономики

антимонопольная политика решить следующие [66]:

  • Задача процессуальной .
  • Обеспечение сотрудничества органа с .
  • Формирование поддержки политики и власти.

В совершенствования институтов конкуренции и развития ФАС разработана стратегия конкуренции и регулирования в Федерации на 2013-2024 гг. Стратегия рекомендации Комитета конкуренции ОЭСР, также предложения -ассоциаций и четыре приоритета[67]:

  1. благоприятной институциональной организационной среды эффективной защиты развития конкуренции.
  2. административных барьеров, развитию и функционированию рынков.
  3. недискриминационного доступа к услугам монополий, формирование механизмов тарифообразования.
  4. условий для конкуренции при государственного и заказа и на торгах имущества.

Предметом мероприятий Дорожной «Развитие конкуренции совершенствование антимонопольной » являются направления конкуренции, которые, одной стороны, охвачены иными « картами», а другой стороны, специальное, системное существенное значение развития конкуренции[68]:

  • функций по конкуренции в деятельности органов власти;
  • внедрение практик развития в субъектах Федерации;
  • снижение государственного сектора экономике;
  • развитие в инфраструктурных , включая сферы монополий;
  • развитие при осуществлении ;
  • упрощение деятельности в рамках регулирования;
  • повышение защиты прав .

В связи комплексностью задачи динамичный этапный к проведению по развитию и формированию мероприятий, который в виде развития, уточнения конкретизации данной карты[69].

Развитие включает в не только мероприятия, но отраслевое направление , по которому необходим динамичный подход и обновление как отраслей, требующих конкуренции, так ключевых отраслевых . В «дорожной » определены первоочередные по развитию на отдельных рынках, реализация позволит достичь в качестве граждан России краткосрочный период. меры охватывают лекарственных препаратов, услуг, авиаперевозок, связи, услуг образования, нефтепродуктов[70].

результативность отдельных или рынков от поведения и покупателей проведении ценовой , товарной и стратегии, политики и рекламы, в новое , вертикальной и интеграции, тактики юридических вопросов, действия конкурентных , прибыльности отрасли[71].