Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.
Цель данной работы заключается в изучении эволюции антимонопольного законодательства в разных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить эволюцию антимонопольного законодательства в зарубежных странах.
- Рассмотреть Европейскую модель регулирования конкурентных отношений.
- Выявить основные тенденции реализации антимонопольной политики в современных условиях.
- Проанализировать реализацию антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства.
- Проанализировать антимонопольную политику как составную часть концепции экономического развития России.
- Изучить основные направления антимонопольной политики и их эволюцию в период реформирования экономики.
Объект исследования – антимонопольное законодательство.
Предмет исследования - эволюция антимонопольного законодательства в разных странах.
Разработанность в науке. Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Из них необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Дж. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах и статьях А.В. Турова, В.Цапелика, А.Г.Коржубаева, Л.Макаревича, А. Шаститко и других.
В работе использованы следующие основные методы исследования: метод системного подхода; экспертно-аналитический метод; методы экономического анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что аналитика поставленной проблемы и сделанные на основании ее изученности предложения могут быть применены на практике для анализа и дальнейшего изучения антимонопольного законодательства и регулирования экономики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографии.
Глава 1 Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
1.1 Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
В 80-90-ые годы прошлого века проявилась глобальная тенденция к экономической либерализации, открытию рынков, поощрению торговли, когда множество развитых и развивающихся стран начали отдавать предпочтение не жесткому государственному регулированию, а рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг. Для того, чтобы рыночные силы не смогли оказать отрицательного воздействия на рынок появилась настоятельная потребность государственного вмешательства в процессы функционирования рынков[1].
Традиционное регулирование (налоговое, таможенное и др.) обычно предполагает наличие длительных взаимоотношений между регулирующим органом и объектом регулирования. Политика конкуренции (называемая в США политика Антитраста) содействует экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию[2].
В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 130 странах мира лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), ставящие перед собой цель – пресечение и недопущение антиконкурентных действий со стороны субъектов, имеющих рыночную власть, недопущение высокой рыночной концентрации и сделок, направленных на аккумуляцию рыночной власти, а также осуществление ограничительной деловой практики в виде картелей и антиконкурентных соглашений[3].
Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволили автору выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования. Каждый из обозначенных этапов имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории[4].
Первые два этапа политики антимонопольного регулирования характеризуются как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира и предполагающее методы воздействия на состояние рынка с целью недопущения ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США[5].
США имеют богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют три федеральных закона: закон Шермана (1890), Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).
Основная экономическая цель акта Шермана - создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов[6].
Глава первая закона содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающее торговлю между штатами.
Глава вторая запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Каждое лицо, вступившее в соглашение или осуществляющее деятельность незаконной в отношении конкуренции, совершает уголовное преступление и наказывается штрафом или тюремным заключением сроком на три года[7].
Глава седьмая разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Возможность получения компенсации в трехкратном размере - исключение по сравнению с положением дел в других странах и серьезное препятствие к нарушению закона[8].
Демократия в США, по мнению большинства собственников, ассоциировалась с возможностью иметь собственный бизнес, экономическую и политическую самостоятельность. Наступление на эти права в виде трестов и монополий становилось угрозой для демократических институтов и было чревато нетерпимой социальной и политической гегемонией корпораций. В глазах многих американцев промышленный переворот в результате всех этих процессов воспринимался как антидемократическое явление в жизни нации.
Противоконкурентное поведение со стороны корпораций-гигантов обострило недовольство мелких собственников и порождало все большее напряжение в обществе[9].
В США в ходе президентской кампании 1912 г. внимание общественности сфокусировалось на роли правительства в экономической жизни, в том числе и в сфере антитрестовского законодательства. Кандидат в президенты Вудро Вильсон, выдвинувший программу «Новой свободы», предлагал дополнить закон Шермана более жестким набором требований и действий, являющихся незаконными, которые предусматривали бы уголовное наказание за монополистические действия в любой форме в целях обеспечения власти мелких собственников на рынке. Политически грамотный и экономически просчитанный шаг В. Вильсона в предвыборной борьбе позволил ему не только победить на выборах 1912 г., но и создать прецедент государственного вмешательства в экономические процессы в обществ[10].
В 1914 г. Конгресс принял Закон Клейтона, расширивший охват антитрастовского законодательства и распространенный на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли.
Вильсон также настоял на создании административного органа, цель которого – создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрет «нечестных методов конкуренции» в сфере бизнеса и торговли, которые противоречили целям социальной политики и наносили убытки потребителям[11].
Закон о Федеральной торговой комиссии был принят в 1914 г. с тем, чтобы оказать помощь в рассмотрении направлений действия других антитрестовских законов. Министерство юстиции - основное федеральное учреждение, проводящее в жизнь эти законы и наделенное широкими полномочиями.
В практике применения антитрестовских законов США чередовались более жесткие и либеральные подходы. Начало ХХI века ознаменовалось ужесточением антимонопольных подходов[12].
Третий этап развития антимонопольного законодательства регулирования сопряжен с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Япония и Германия, приняли антимонопольные законы в 1947 г. под политическим давлением США и в течение последующего десятилетия внесли в них значительные коррективы. Историческую роль в принятии этих Законов сыграл также политический фактор – поражение и капитуляция этих стран во Второй мировой войне. Политика государств-победителей предполагала демилитаризацию экономики Японии и Германии, и как следствие ее демонополизацию[13].
В Германии были приняты Правила об отмене картелей, установленные странами-союзниками как мера против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. Первоначально антитрестовское законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке со стороны крупной производственной компании. Однако в 1965 г. было разрешено создание картеля из небольших фирм, далее – из крупных, мощных фирм-производителей для достижения конкурентных преимуществ на международных рынках при условии не злоупотреблять своей мощью на внутреннем рынке по отношению к мелким фирмам[14].
В 1947 году американское правительство настояло на принятии в Японии Закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбатсу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г[15].
Лучшим примером эффективного международного законодательства о конкуренции является законодательство ЕС. Оно утверждено статьями 85, 86 Римского договора (1957 г.), которые содержат условие о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС прекрасно иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли и прогресс промышленного развития[16].
Четвертый этап антимонопольного регулирования приходится на период 70-80-х годов. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях государство изменило концептуальные подходы в политике антимонопольного регулирования[17].
В законодательство о конкуренции Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либеральное отношение к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний. Тезис о том, что эффективное функционирование общества и конкурентное преимущество стран достигается благодаря активной экономической деятельности крупных компаний, нашел свой отклик в либерализации антимонопольного законодательства[18].
Пятый этап в развитии антимонопольного регулирования ознаменовался изменением политической карты мира, интеграционные изменения на европейском континенте. Глобализация экономики формируют принципиально новый подход к созданию наднациональных регуляторов. Кроме того, акцент формируется на недопустимости и пресечении скрытых монополистических проявлениях – антиконкурентных картелях. Главная особенность этого этапа – многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования.