Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
В конце двадцатого столетия проявилась глобальная тенденция к упразднению границ, открытию и объединению рынков, поощрению торговли, следовательно, возрос интерес к политике конкуренции.
Активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве создание Всемирной торговой организации обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции на рынках отдельных государств в ключе международных правил торговли. За последние 10 лет практически каждая развитая страна (Германия, Дания, Австрия, Франция, Швеция, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Испания, Канада, Австралия) усовершенствовала свое законодательство в области конкуренции[19]. Именно в этот период времени почти в ста странах мира были приняты законы о конкуренции.
Центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции, недопущения со стороны органов государственной власти административных и межрегиональных барьеров. Именно поэтому в зарубежной экономической и юридической литературе понятие «антимонопольное регулирование» (законодательство)» наполнилось новым содержанием и трансформировалось в понятие «конкурентная политика» или «законодательство о конкуренции»[20].
Конференция ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД) в течение последних десяти лет постоянно осуществляет деятельность по разработке комплекса основополагающих понятий о положений, касающихся ограничительной деловой практики в торговле, включая комплекс положений, направленных на недопущение злоупотреблений доминирующим положением компаний на рынке, согласованных действий и сделок, связанных со слияниями и поглощениями, приводящими к изменению структуры рынка[21].
В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД пришла к выводу о том, что необходимо издание «Типового закона о конкуренции», носящего рекомендательный характер, по вопросам ограничительной деловой практики и конкурентной политики. С 2005 г. такая версия Типового закона официально существует и в нем изложены статьи с комментариями. Основными из них являются статьи о контроле за слияниями и приобретениями, соглашениями и согласованными действиями, действиями субъектов, имеющих характер злоупотребления доминирующем положением на рынке[22]. Разработка данного «Типового закона о конкуренции» явилась мощным катализатором принятия во многих странах мира законов о конкуренции только за последнее десятилетие.
Подробный анализ антимонопольных законов и направления их эволюции позволяет выделить следующие общие положения, присущие большинству законов вне зависимости от страны проведения[23]:
- Политика конкуренции строится на основе содействия экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию.
- Меры, направленные на ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства лежат в основе политики конкуренции.
- Жесткий контроль и наблюдение за поведением субъектов, имеющих доминирующее положение.
- Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.
- Снятие ограничений на слияния и присоединения в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий превышает негативные последствия для конкуренции на рынке.
- Недопущение действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию и устанавливающих административные барьеры.
Конкуренция максимизирует благосостояние всего общества в целом, однако она не обязательно приводит к оптимальному распределению доходов. Ставя акцент на конкуренции, современная политика антитраста сосредотачивается преимущественно на максимизации размера доли общества при распределении экономического «пирога»[24].
1.2 Европейская модель регулирования конкурентных отношений
В странах Европейского Союза примером широкого международного конкурентного законодательства является применение норм статей 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25 марта 1957 года. Эти статьи содержат условие, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли. Применением основных положений в национальных судах стран-членов ЕС занимается состоящая из 14 членов Европейская комиссия - административная организация[25].
Статья 81 запрещает заключение договоров и осуществление совместных действий, которые оказывали бы влияние на торговлю между странами-членами и целью которых являлось бы предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке.
Статья 82 запрещает злоупотребление доминирующим положением на общем рынке, которое оказало бы влияние на торговлю между остальными государствами: навязывание несправедливых коммерческих условий, ограничение производства, рынков или технического развития в ущерб интересам потребителей, применение дискриминационных условий, применение завышенных цен.
В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер»[26].
Основная парадигма конкурентной политики в странах Общего рынка исходит из того, что она представляет важнейшее направление интеграционной деятельности. Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка[27].
В настоящее время Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности:
1. Контроль антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением
Принципы антимонопольного контроля за соглашениями, ограничивающими конкуренцию, изложены в статье 81 и 82. В условиях интеграции и расширения ЕС назрела необходимость пересмотра механизма конкурентного регулирования, что предопределило начало реформы в этой области. В 1999г. Европейская Комиссия опубликовала «Белую книгу», предусматривающую основные принципы реформирования.
В целях реализации идей, содержащихся в Белой книге, в декабре 2002г. был принят новый Регламент по применению статей 81 и 82. Основными элементами регламента являются[28]:
- децентрализация принятия решений по антиконкурентным соглашениям, предоставление широких полномочий в этой области национальным органам по контролю за конкуренцией;
- снижение бюрократического бремени для предприятий при проведении расследований;
- сосредоточение усилий Комиссии на наиболее сложных делах и в первую очередь, расследование наиболее опасных картелей;
- активизация последующего контроля со стороны Комиссии за соглашениями и согласованными действиями компаний.
Регламент предполагает также создание единой информационной сети конкурентных органов с целью обеспечения единообразного применения правил конкуренции. В этих же целях установлено, что к антиконкурентным соглашениям, влияющим на торговлю между странами – членами, применяется только право ЕС[29].
С целью повышения эффективности обеспечения соблюдения конкурентных правовых норм ЕС, Комиссия также пересматривает и Разъяснения о неналожении или снижении штрафов для участников картелей, сотрудничающих с антимонопольными органами. Предлагается расширить сферу применения полного освобождения от ответственности и сделать его применение более предсказуемым, чтобы повысить привлекательность добровольного сообщения об участии в картеле[30].
2. Контроль над слиянием фирм.
Европейская Комиссия придерживается выполнение главного принципа, если слияния создают или усиливают доминирующее положение на рынке они запрещены. Данным документом установлен механизм превентивного контроля слияний в ЕС[31].
3. Либерализация экономических , относящихся к естественной монополии.
защищает те , где монополии еще существуют (, почтовые доставки труднодоступные регионы). могут предоставлять права в монопольное право или частным для выполнения в таких , как электроэнергия, транспорт. С недопущения ограничения Европейская комиссия Страны – Члены при предоставлении данных прав [32].
4. Регулирование государственной
В ЕС достаточно эффективное о государственной . Основы регулирования государственной помощи ЕС закреплены 87-89 Римского Договора. контролирует помощь, оказывает государство – ЕС агентам и бизнесу государства. Видами являются не гранты, займы, , субвенции, но налоговые льготы. запрещает помощь , которые в не смогут самостоятельно[33].
Главный регулирования государственной в ЕС в том, государственная помощь целом недопустима, исключением случая, с позиций « интереса» имеется « оправдание» в неэффективности рыночного . Такая помощь быть разрешена в том , если рыночные самостоятельно не выполнить надлежащих . Разрешаются те помощи, которые социальный характер, последствия природных , направлены на развитие, развитие и неразвитых , на восстановление дисбаланса и на культурное [34].
В ЕС не только законодательство по над всеми государственной помощи, также и законодательство, в числе для сектора, автомобильной и др. того, утвердилось , что жесткий над государственной является существенным эффективной деятельности , при этом положения по помощи последовательно и все конкретизируются[35].
Опыт десятилетий показал, строгий контроль государственной помощью стороны Сообщества, под полную Комиссии и ясными и правилами, необходим достижения целей , модернизации производства обеспечения свободной .
В заключении отметить, что из стран имеет собственное законодательство и тех пор, нарушение не на все сообщество (на конкуренции в ЕС), Европейская не вмешивается антиконкурентную деятельность - членов ЕС. как только нарушений касается ситуации на рынке в , то вопросы Европейская комиссия[36].
1.3 тенденции реализации политики в условиях
В годы стали совершенно новые в теории практике антимонопольного , обусловленные трансформирующимся в экономике отрицающие ранее методологические конструкции положения[37].
1. Усиливается антимонопольного регулирования: первое место принцип «разумного » (rule of ) по сравнению требованием применения « по существу» ( se).
Антимонопольное все больше строиться по « разумного подхода», анализ фактического на характер уровень конкуренции релевантном рынке экономическое обоснование участников рынка.
соответствии с Верховного суда 2004 г. «Монополизация является недопустимой на основании монопольной властью релевантном рынке[38]. доказать преднамеренное или поддержание власти в от объективных развития компании: более высококачественного , реализации деловых или в сложившейся ситуации».
2. усилия конкурентных , фокусируясь на серьезных нарушениях законодательства. К относятся: классические , повторные злоупотребления положением. Это максимально предотвратить ущерб для и общества, сдерживающий эффект , и в время снизить антимонопольного регулирования экономику.
Существенно санкции за серьезным нарушениям расширяются полномочия ведомств в выявления, расследования, и пресечения сговоров[39].
3. Повышается мер, направленных стимулирование желаемого участников рынка ( и инновационность). осуществляется посредством поведенческих условий сделок, невмешательства доминировании компании рынке. «Поведенческие» регулирования поощряют на рынке эффективных компаний допускают вытеснение , не способных необходимый эффект общества и . Результатом смещения на качественные при антимонопольном рыночных процессов стимулирование экономически конкурентной среды»[40].
4. значение мер регулированию экономической рыночными процессами. этой связи тенденция к контрольного бремени уменьшению масштабности мер по экономической концентрации одновременном повышении эффективности для действий, реально конкуренцию. Расширяются и увеличиваются значения характеристик рынка, на которых определяются регулирования: круг и иных хозяйствующих субъектов, обязательному уведомлению, согласованию / одобрению органа[41].
5. Актуализируются , связанные с (защитой) конкуренции, роль превентивного антиконкурентных действий. развитие бизнеса изменчивость рыночных требует более понимания сути участников рынка, ведет к экономического анализа целей антимонопольного , что повышает конкурентных органов. этой связи значимость мер антиконкурентных действий активного адвокатирования таких групп, ассоциации потребителей, сообщество, СМИ широкая общественность[42].