Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (МУП «Водоканал-Оса»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.

В современных условиях становится существенно важным информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.

В своей курсовой работе будет рассмотрена производственная деятельность предприятия МУП «Водоканал-Оса». Основой предприятия является услуга водоснабжения и водоотведения города и сельских населенных пунктов.

Цель курсовой работы заключается в анализе организации управления в МУП «Водоканал-Оса».

Для достижения выше поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • Дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
  • Провести анализ внутренней и внешней среды МУП «Водоканал-Оса»; Провести анализ организационной структуры исследуемого предприятия; Выбрать одно из подразделений предприятия, провести анализ

Характеристика предприятия

Объектом исследования является Муниципальное Унитарное Предприятие «Водоканал-Оса». Юридический адрес предприятия: 618122, Пермский край, г.Оса, ул.Октябрьская 108.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Оса» Осинского городского поселения создано с 06 декабря 2013 года. Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Осинское городское поселение». Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его местонахождения, а также на предприятии имеется устав.

МУП «Водоканал-Оса» имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием. Протяженность обслуживаемых водопроводных сетей -147 км. Численность работающих на участке ВКХ составляет – 160 чел.


Объем добычи воды составляет 2600 тыс.куб.м. в год.

Объем реализации воды всего – 1600тыс.куб.м. в год в т.ч. населению -1350 тыс. куб.м, что составляет от общей реализации -84%.

В разрезе поселений потребление воды составляет:

  • городское – 1450 тыс.куб.м., в т.ч. население – 1215 тыс.куб.м. – 84%
  • сельские – 150тыс.куб.м., в т.ч. население – 135 тыс.куб.м. - 90%

Протяженность обслуживаемых водопроводных сетей 147 км, из них:

  • магистральные водоводы – 44 км.
  • городской водопровод – 54 км.
  • сельские водопроводы – 49 км.

Протяженность обслуживаемых канализационных сетей – 70 км, основная часть это городские сети, за исключением д.Пакли. Износ инженерных сетей и сооружений на сегодняшний день составляет более 80%. Водоснабжение потребителей района осуществляется из 39 артезианских скважин, расположенных на водозаборе «Тулва», находящегося в 25 км от районного центра на территории Крыловского поселения.

Основными потребителями является население города, городских поселений и предприятия расположенные на территории г. Осы и близ лежащих населенных пунктов. В данной отрасли оказания коммунальных услуг МУП «Водоканал- Оса» является монополистом, кроме этого предприятия подобные услуги ни кто не оказывает.

Как у любого предприятия есть и сильные и слабые стороны, к сильной стороне, безусловно, отсутствие конкурентов в данной отрасли, а к слабой стороне достаточно большие потери при добыче и доставке воды до населения.

Предметом деятельности предприятия является: - деятельность, связанная с обеспечением потребителей холодным и горячим водоснабжением;

- деятельность, связанная с утилизацией и переработкой отходов производства и потребления;

- деятельность, связанная с оптимизацией движения финансовых потоков при оплате за потребление промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, коммунальными службами и иными потреблениями топливно-энергетических ресурсов, а также проведение взаимозачетов;

- строительство, ремонт и эксплуатация объектов производства, добычи и выработки топливно-энергетических ресурсов, объектов их транспортировки.

Предприятие создано с целью обеспечения населения, производственных и иных структур бесперебойным снабжением, питьевой водой, приемом сточных вод, содержания и ремонта водопроводных и канализационных систем, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения (либо, переданных в безвозмездное пользование, аренду и т.д.) для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.


1. Анализ внешней среды предприятия

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

1.1. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

1.2. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

1.3. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области процессуальная сторона практической реализации законодательства.

1.4. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. При этом важно уяснить такие базовые характеристики подсистемы, как политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какая степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.


1.5. Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения. уровень образования, мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

1.6. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

Для того, чтобы организация могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то отдельными событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

· анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

· участие в профессиональных конференциях;

· анализ опыта деятельности организации;

· изучение мнения сотрудников организации;

· проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они пребывают сейчас. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут раскрыться перед ней в будущем.


1.7. Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается внутренним руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

1.8. Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя. К числу таких факторов относятся следующие:

· соотношение степени зависимости покупателя от продавца и со степенью зависимости продавца от покупателя;

· объем закупок, осуществляемых покупателем;

· уровень информированности покупателя;

· наличие замещающих продуктов;

· стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

· чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыльности, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.