Файл: «Формирование конкурентных преимуществ образовательных учреждений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет и оценка влияния внешних и внутренних факторов лежит в основе разработки общей стратегии развития образовательной организации и выбора отличительных конкурентных преимуществ для позиционирования в конкурентной среде. Как правило, учебные заведения выбирают стратегии, следуя которым, образовательные учреждения могут добиться конкурентных преимуществ:

- предоставление образовательных услуг высокого качества, но по низкой стоимости – доступность образовательных услуг;

- широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки - дифференциация;

- ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах – клиентоориентированность.

Решая данную задачу, составим схему конкурентной среды лингвистической школы (рис. 1).

важно реалистично и адекватно происходящему осуществлять оценку конкурентоспособности образовательных учреждений и анализировать качество предоставляемых образовательных услуг.

Конкурентная среда лингвистической школы

Макросреда:

- экономические

- политические

- культурные

- инновационно-технологические

- другие

Микросреда:

- лингвистические школы-конкуренты

- альтернативное образование

- отраслевая специфика школы

Лингвистическая школа «Bebedict Scool»

Цель:

Качественное предоставление образовательных услуг

Результат – высокая конкурентоспособность

- на рынке образовательных услуг

- на рынке труда

- востребованность выпускников

Внутренняя среда

Ключевые факторы конкурентоспособности:

- потенциал (кадровый и обучающихся)

- имидж, репутация (включая рейтинги)

- доступность и комфортность среды обучения

- наука и инновационная деятельность

- корпоративная культура и ценовая политика

- материально-техническая оснащенность

Рисунок 1 – Конкурентная среда лингвистической школы «Bebedict Scool»

Однако, принимая во внимание специфику образовательной отрасли, следует отметить, что ускорение изменений в окружающей образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, интернационализация и глобализация образования, внедрение инноваций, развитие информационных технологий, делающих возможным стремительное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому росту значения стратегического планирования и управления в сфере образования.


Итак, среди внутренних факторов конкурентоспособности лингвистической школы «Bebedict Scool» выделены следующие:

- кадровый потенциал педагогического состава;

- имидж, репутация и многолетний опыт преподавания языков;

- доступность и комфортность среды обучения;

- инновационная деятельность в процессе образования, применение новых технологий;

- сложившаяся корпоративная культура бренда «Bebedict Scool» и сдержанная ценовая политика;

- материально-техническая оснащенность помещений для образовательного процесса.

3. Проблемы конкурентоспособности образовательных учреждений

С момента начала перехода России к обновленному обществу и новым отношениям, в государстве с каждым годом все более остро встает вопрос о качестве образования, качестве образовательных услуг. Достаточно сложно что-либо менять в целой системе, при наличии очень серьезного сопротивления со стороны участников образовательного процесса. В современном Российском государстве совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения исчезли, а на их место мы не успели ничего создать. Обществу, в рыночной экономике, как и в любой другой присущи собственные формы гуманизма, коллективизма, заботы об общественном благе. Разница возникает лишь в том, что эти формы осознаются гражданами через призму собственных интересов [17, c. 18].

Основной отличительный признак свободного общества в том, что мы признаем свободу других так же, как и свою свободу. Для адаптации общества к меняющимся условиям необходимо создать условия, позволяющие каждому определить свое место в этом мире. Образование служит практически единственным механизмом, позволяющим получить равные шансы в жизни всем членам общества. Основная деятельность школы связана с предоставлением образовательных услуг. Многие работники образования, в том числе и руководители образовательных учреждений, негативно воспринимают то, что их высокую миссию относят к рыночным отношениям и сфере услуг. В силу того, что наше прошлое является неотъемлемой частью нашей жизни и накладывает отпечаток на наши дальнейшие действия, для ряда руководителей само понятие «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг» становится негативным фактором, влияющим на их дальнейшую деятельность. А, следовательно, это отражается и на работе всего коллектива в целом. Неготовность меняться одновременно с происходящими процессами приводит к тому, что процесс адаптации школы к новым условиям протекает достаточно медленно и не всегда эффективно. Но нельзя забывать, что потребители уже находятся в рыночной системе и они готовы предъявлять требования к продавцам в отношении качества, ассортимента и всех сопутствующих факторов, характеризующих приобретаемый продукт. В соответствие с этим, необходимо задуматься не только образовательному учреждению, но и руководителю, и каждому учителю, что каждый из них готов предложить на рынок, чем он интересен потребителю. Какие услуги на данный момент востребованы, что нужно будет завтрашнему ученику, что нужно обществу и государству [14, c. 21].


Активно идущая коммерциализация образования в России, поставила задачу маркетинга образовательной деятельности в практическом плане, в том числе - перед государственными образовательными учреждениями. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах; снижая тем самым потребность в маркетинге.

Рассматривая построение системы маркетинга образования как научно-прикладной концепции, идущей одновременно на нескольких уровнях, можно констатировать:

Во-первых, это формирование концепции маркетинга в образовании, разработка общей типологии, структуры и содержания маркетинговых действий.

Во-вторых, организация маркетинговой деятельности самих образовательных учреждений, которым необходимо адаптировать имеющийся и сформировать специальный маркетинговый инструментарий, определить подходы к осуществлению маркетинговой деятельности, управления ею. Важной составляющей этого процесса должен стать анализ и обобщение практических шагов и действий на рынке образовательных услуг, в том числе проведение рыночных исследований и экспериментов.

Реальными участниками маркетинговых отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, организации), широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, воспитанника. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, и их потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных познавательных потребностей. Маркетинг подразумевает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, вступающих в рыночные отношения. Еще совсем недавно термины конкуренция, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью не применялись по отношению к образованию России. Сегодня постановка и решение вопроса о конкурентоспособности образовательных учреждений разного уровня актуализирована решениями о новых механизмах его финансирования.


Заключение

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги. Многочисленные исследования показывают достаточно широкий спектр определений конкурентоспособности. Однако в качестве классического подхода мы используем теорию конкуренции М.Портера, по мнению которого, конкуренция на любом уровне и рынке определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваясь конкурентного преимущества, изменяя основу конкуренции, а затем сохраняя свое преимущество, совершенствуя продукт (услугу), способы производства и другие факторы, причем так динамично, чтобы конкурентам было не под силу догнать их и перегнать. Именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать конкурентные преимущества [9].

Говоря о рынке образовательных услуг и роли системы образования в формировании конкурентоспособности образовательной сферы, необходимо разделять понятия конкурентоспособности образовательной услуги и конкурентоспособности вуза (образовательного учреждения). Конкурентоспособность образовательной услуги – совокупность показателей, характеризующих степень ее привлекательности на рынке образования. Конкурентоспособность образовательной услуги оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность учебного заведения в целом. Чем выше показатели конкурентоспособности образовательной услуги: востребованность на рынке, качество, соотношение доходов и затрат, эффективность продвижения, инновационность образовательных программ и др., тем выше конкурентоспособность высшего учебного заведения [1, c. 94].

Итак, конкурентоспособность образовательных учреждений может рассматриваться как способность эффективно функционировать в рыночной конкурентной среде с целью привлечения и удержания потребителей путем постоянного совершенствования качества предоставляемых образовательных услуг, внедрения инновационных подходов и поиска новейших методов и инструментов продвижения, обеспечивающих жизнедеятельность и способствующих укреплению рыночных позиций в долгосрочной перспективе.

«Bebedict Scool» открылась в Новосибирске в 1995 году. Сегодня - это крупнейшая негосударственная школа иностранных языков в сибирском регионе. Здесь ежегодно обучаются около 1500 учащихся. Бенедикт школа известна своим эффективным преподаванием иностранных языков с активным использованием коммуникативной методики. Обучение навыкам разговорного языка происходит с участием преподавателей – носителей языка. Многие жители Новосибирска могут поделиться положительным опытом обучения в «Bebedict Scool» - высокий образовательный эффект достигается благодаря интерактивному общению, большому количеству коммуникаций, выездным языковым лагерям, увлекательными путешествиями за границу и обучением с носителями языка [12].


Среди факторов конкурентоспособности лингвистической школы «Bebedict Scool» выделены следующие:

- кадровый потенциал педагогического состава;

- имидж, репутация и многолетний опыт преподавания языков;

- доступность и комфортность среды обучения;

- инновационная деятельность в процессе образования, применение новых технологий;

- сложившаяся корпоративная культура бренда «Bebedict Scool» и сдержанная ценовая политика;

- материально-техническая оснащенность помещений для образовательного процесса.

Таким образом, Benedict Schoolстремясь быть первыми в своем деле, находится в постоянном поиске новых идей и эффективных методов обучения иностранным языкам, предлагая своим клиентам самые новые, интересные и прогрессивные образовательные продукты, а международный бренд с многолетней историей и традициями является гарантией качества и надежности.

Список источников

  1. ДЖОЙ Е. С. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. // Современная школа, №2(4), 2010. – с. 94-98.
  2. Замураева, Л. Е. Управление затратами и ресурсами [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Замураева. – Тюмень : изд-во ТюмГУ, 2008. - 224 с.
  3. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги. //Маркетинг в России и за рубежом, 2005. №3. - С. 31-41.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvgu.ru.
  5. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Электронный ресурс] / Ф. Котлер. – Режим доступа: http://dlastudenta. narod.ru.
  6. Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. 2005. - № 3. - С. 107 - 116.
  7. Кузьминов, Я. Образование и реформа [Электронный ресурс] / Я. Кузьминов. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru.
  8. Лавренова Г.А, Лавренова Е.В., Мадич Д. Взаимосвязь инновационного потенциала и конкурентных преимуществ предприятий / Г.А. Лавренова, Е.В. Лавренова, Д. Мадич. // Инновационное развитие предприятий в условиях нестабильной экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Сер. "Теория и практика организации промышленного производства " - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2016. - С.19-26.
  9. Лебедева Н.А., Алексеева С.С. Маркетинг как инструмент инновационного развития вуза в условиях высокой конкуренции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education. ru/129-22879.
  10. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент [Текст] / Л. Г. Логинова. - М. : агентство «Мегаполис», 2008. – 392 с.
  11. Образовательная среда и бизнес-сообщество путь к диалогу // Высшее образование в России - 2006 - № 2.
  12.  Официальный сайт «Benedict School» в Новосибирске http://www.benedictschool.ru/
  13. Охотенко М.А. Условия функционирования образовательных учреждений при рыночных отношениях». г. Тверь, научно-методический журнал «Экономика образования» № 2, 2007 г.
  14. Сибилёв активизации конкурентных процессов в современной системе общего образования // Наука и школа, 2013, № 3, - С. 21-23.
  15. Сибилев конкурентных преимуществ как управления развитием школы // Инициативы 21 века, 2013, № 3. – С. 55-57.
  16. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. 5. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru.
  17. Щетинин В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения 2007. №11. С. 17-27.
  18. Якушина Т. В. Формирование конкурентных преимуществ образовательного учреждения на основе ценностно-ориентированного подхода: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Якушина Т. В.; [Место защиты: Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики].- Москва, 2010.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/460.