Файл: «Формирование конкурентных преимуществ образовательных учреждений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Особенности конкурентоспособности образовательных учреждений

Конкуренция в системе образования – это не только соперничество между учреждениями одного вида на рынке, но и внутренняя борьба старого с новым, посредством которой субъекты получают и передают знания, осваивают новые способности; это процесс управления каждым субъектом своими конкурентными преимуществами [15, c. 55]. Конкуренция в образовании является движущей силой системного развития на всех уровнях его организации, инструментом воспроизведения и улучшения качества услуг и продукции. Организации добиваются конкурентного преимущества, находя новые подходы к деятельности в своей отрасли и выходя с ними на рынок, то есть, внедряя инновации. Нововведение ведет к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты, либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Организация может получить конкурентные преимущества за счет:

- внедрения новых технологий;

- реагирования на новые или изменившиеся запросы потребителей;

- появления нового сегмента деятельности или перегруппировки существующих сегментов;

- изменения стоимости предлагаемой услуги;

- изменения государственного регулирования в системе деятельности организации [6, c. 107].

Конкурентные преимущества образовательного учреждения в современных условиях заключаются в его достижениях, которые не только воспринимаются и оцениваются потребителями, но и определяют потребительский выбор. Это востребованные и устойчивые достоинства организации в одной или нескольких областях деятельности. Современная конкуренция на рынке образовательных услуг как неотъемлемый атрибут рынка, как форма выражения процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой. Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников рыночных операций. Сегодня конкурентные преимущества организаций создаются в большей степени с помощью дифференциации (программ, направлений и уровней содержания предлагаемого образования, форм организации деятельности, ее ритма и длительности, нацеленных на разные возрастные особенности детей, запросы семьи и так далее), позволяющей наиболее эффективно выделить отличительные особенности услуг и продуктов, стимулируя потребительский интерес. При этом потребительский интерес детей и их родителей в отношении образования не ограничивается только рамками утилитарности, ценность новизны и уникальности не менее значимы. С возникновением и развитием конкуренции неразрывно связана конкурентоспособность. Это одно из сложнейших многоаспектных экономических понятий, которое динамично развивается, подвергаясь постоянным изменениям.


Конкурентоспособность выступает как способность образовательного учреждения опережать соперника в достижении поставленных экономических и иных целей - укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке. Согласно исследованиям Л. Г. Логиновой конкурентоспособность обнаруживается в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами эффективного и устойчивого функционирования в существующих условиях. Конкурентоспособность может быть отражена через показатели, характеризующие состояние учреждения и динамику его развития [10, c. 193]. По мнению Л. Е. Замураевой факторы конкурентоспособности – это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации.

Следовательно, управление конкурентоспособностью организации – это обеспечение оптимального соотношения составляющих элементов (факторов) конкурентоспособности в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Учреждение, нацеленное на повышение своей конкурентоспособности, должно стремиться к обладанию преимуществами во всех или нескольких составляющих системы. Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок других серьезных конкурентов.

Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон. Факторы успеха, а также превосходные отличия сами по себе не порождают конкурентные преимущества. Таковыми они становятся только в результате осознанного управленческого решения по самостоятельному превращению своих отдельных факторов успеха и превосходных отличий в конкурентные преимущества [17, c. 20].

Чтобы добиться конкурентного преимущества сегодня, учреждениям дополнительного образования уже недостаточно только расширять спектр направлений, привлекая все большее количество детей, подростков, молодежи или добиваться многообразия программ, предлагаемых услуг и прочие экстенсивные меры развития.


Продуктивное решение находится в иной плоскости:

- стабилизация и воспроизведение качества образования, его сущности, специфики содержания и ценности;

- нацеливание образовательного учреждения не просто на обучение, но и на процесс воспитания, получения учащимися компетенций, позволяющих впоследствии применить полученные знания в жизни;

- изменение функциональных свойств уже имеющихся программ и направлений деятельности учреждения не за счет создания других (нового или заимствованного), а посредством трансформации имеющихся ресурсов для удовлетворения новых потребностей или новой категории потребителей;

- повышение уровня информационной деятельности учреждения, внедрение информационной маркетинговой системы, как одного из факторов повышения конкурентоспособности.

Анализ факторов конкурентоспособности организации позволяет утверждать, что актуализация вопросов маркетинга в настоящий период является необходимым условием конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

2. Формирование конкурентоспособности лингвистической школы «Benedict Scool»

2.1 Характеристика образовательной организации «Bebedict Scool»

Benedict International – международная ассоциация Бенедикт школ основана в Лозанне в 1928 году известным лингвистом Гастоном Бенедиктом. В настоящее время ассоциацию возглавляет его сын Жан Жак Бенедикт. Это известная ассоциация, объединяющая более 80 языковых школ в разных странах мира. Популярность Бенедикт школ обеспечена передовыми методами и технологиями в преподавании иностранных языков [12].

Бренд Benedict International Business and Language Schools” имеет богатые исторические и семейные традиции.  История школы восходит к 1919 году, когда Симон Бенедикт купил маленькую языковую школу в Швейцарском городе Лозанна. Его сын, Гастон, начал преподавать вместе с отцом, очень рано проявив исключительный талант в преподавании. За короткий период времени, они превратили школу в Лозанне в выдающееся учебное заведение. Методика, по которой работала школа, очень быстро завоевала популярность, и последующие 20 лет во всем мире не существовало программы обучения иностранным языкам равной этой по своей эффективности и результативности. Предлагая обучение языкам и бизнесу  студентам всех возрастов, школа с большим успехом  была встречена Европой, и перед Второй Мировой войной, насчитывала уже около 40 отделений!


1928 г. является поворотным пунктом в истории Бенедикт Школ. Именно в этом году было официально зарегистрировано имя школы, появились публикации целого ряда языковых и деловых учебников на пяти языках. В 1932 году "Benedict School" получила в Париже сразу две награды: "Диплом Чести" и "Золотую Медаль". После смерти Гастона Бенедикта (1953г.) "Benedict School" возглавил его сын – Жанн Бенедикт.  Несмотря на многочисленные проблемы, которые возникли в связи с началом Второй мировой войны, общее направление работы школы не только не было утрачено, но и усилено. Фундамент, на котором "Benedict School" устойчиво стоит до сих пор - это коммуникативный метод обучения иностранным языкам, разработанный доктором Гастоном Бенедиктом, когда с самого начала студент окунается в новый язык через активное общение.

Политика сильных и независимых школ, построенная на основе франчайзинга, позволила тысячам людей по всему миру изучать иностранные языки в школах «Benedict». Высокий уровень успеха достигался благодаря тому, что каждая школа, открытая под именем «Benedict School», обязана демонстрировать высокое качество образовательных услуг, соответствующее международным стандартам.

Сегодня международная сеть языковых школ Вebedict Scool существует в 80 странах мира и на трех континентах. Генеральная дирекция, которую возглавляет Мишель Бенедикт, находится в Лозанне (Швейцария). Современная тенденция улучшения качества состоит в привнесении полезных знаний прямо студенту: прогрессивно, ближе к жизни, с глубоким интересом к клиенту – эта политика позволяет сохранять и обновлять Бенедикт Школы. На практике школы связаны вместе не только через серию совместных учебников и проектов, но, прежде всего, стремлением к качеству, уважением к прямому методу, традициям и стремлению вперед, а главное -  эффективности [12]. 

В Новосибирске бренд “Benedict School” появился в 1995 году, став одной из наиболее престижных языковых школ в городе. За 24 года успешной работы на рынке образовательных услуг сотни студентов стали выпускниками, получив дипломы международного образца, в соответствии со шкалой “Общеевропейские компетенции владения иностранным языком”.

В “Benedict School” предлагается обучение иностранным языкам по следующим направлениям:

  • Малышам (4-9 лет)
  • Детям и Подросткам (10-16 лет)
  • Взрослым (18+)
  • Компаниям
  • Language Fitness
  • Обучение за рубежом
  • Подготовка к международным экзаменам
  • Выездная программа языкового лагеря международной школы иностранных языков Bendict School

Benedict School имеет обширные контакты с зарубежными и российскими языковыми школами и входит в Урало-Сибирскую Ассоциацию Негосударственных Языковых Школ и Центров [12].

В своей деятельности новосибирская Benedict School неукоснительно подчиняется всем стандартам международной сети и стремится к качеству и профессионализму во всем. В апреле 2004 года все преподаватели английского языка прошли процедуру лингвистического аудита и получили высокую оценку независимых экспертов Научно-методического центра преподавания английского языка "Петербургские мосты" г. Санкт Петербурга. Кроме высокой квалификации преподавательского состава, огромное внимание уделяется и образовательным технологиям, за что школа награждена Дипломом “Новосибирская Марка” в номинации “За развитие образовательных технологий”.

Таким образом, Benedict Schoolстремясь быть первыми в своем деле, находится в постоянном поиске новых идей и эффективных методов обучения иностранным языкам, предлагая своим клиентам самые новые, интересные и прогрессивные образовательные продукты, а международный бренд с многолетней историей и традициями является гарантией качества и надежности!

2.2 Формирование конкурентных преимуществ в лингвистической школе «Bebedict Scool»

Поскольку конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами, необходимо учитывать наличие внешних и внутренних факторов. Повлиять на внешние факторы образовательное учреждение часто не в состоянии, но внутренние факторы целиком определяются руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов.

Многообразие факторов можно сгруппировать следующим образом.

Таблица 1 – Классификация внешних и внутренних факторов влияния на конкурентоспособность образовательного учреждения

Факторы

Показатели влияния

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Демографическая ситуация – много детей, рожденных в 2005-2015 гг.

Уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли

Степень государственной поддержки малого бизнеса

Правовое регулирование образовательной деятельности

Открытость общества и рынков к современным образовательным услугам

Научный уровень управления экономикой

Качество информационного обеспечения образовательного процесса

Уровень интеграции внутри страны и мирового сообщества, возможности обучения и работы за границей

Налоговые ставки для малого бизнеса

Наличие природных ресурсов и климатические условия

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров в стране

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Производственная и организационная структура организации Benedict School

Структурные

Миссия, цели и задачи лингвистической школы Benedict School

Специализация обучения

Уровень унификации и стандартизации оказываемой образовательной услуги

Педагогический персонал

Информационная и нормативно-методическая база образовательных процессов

Сила конкуренции на входе и выходе системы

Доступ к ресурсам (коммерческие площади, энерго-ресурсы, кадровый потенциал)

Оптимизация эффективности использования имеющихся ресурсов

Патенты, образовательные технологии

Оборудование для образовательного процесса

Соответствие качества оказания услуги мировым стандартам

Управленческие

Система менеджмента и мотивации персонала

Лидерство в сфере лингвистических школ города Новосибирска

Инновации в системе образования

Успеваемость студентов

Уровень удовлетворенности студентов

Сертификация студентов и выпускников

Рыночные

Доступ к рынку ресурсов и новых технологий

Доля рынка среди лингвистических школ города Новосибирска

Политика ценообразования и рыночной инфраструктуры

Эксклюзивность услуги, каналов распределения, системы сбыта и сервиса

Эффективность функционирования организации

Показатели доходности организации

Интенсивность использования капитала

Финансовая устойчивость организации