Файл: «Формирование конкурентных преимуществ образовательных учреждений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Образование – одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики в мире. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов. Это обуславливает необходимость тщательно продуманной современной концепции, стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере. Развитие рыночных отношений в сфере образования, происходящее на фоне усиливающихся процессов демократизации российского общества, существенным образом влияет на политику государства в области образования. Так, в Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений в ближайшей перспективе, является «выстраивание и оптимизация экономических отношений в системе образования». Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные теоретические выкладки в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг [11].

В этой связи особую актуальность и значимость приобретает рассмотрение процессов формирования конкурентных преимуществ образовательного учреждения в контексте ценностной проблематики, при котором оказание образовательной услуги рассматривается как процесс создания ценности для потребителя. При этом ценность проявляется не просто в способности образовательной услуги удовлетворить имеющуюся образовательную потребность, а в возможности получения потребителем дополнительных преимуществ экономического, информационного и эмоционального характера. Успешная реализация ценностно-ориентированной деятельности образовательного учреждения во многом зависит от правильного выбора конкурентных преимуществ, стратегии образовательного учреждения, его готовности использовать, адекватные условиям функционирования технологии управления, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки теоретико-методических основ формирования конкурентных преимуществ на основе ценностно-ориентированного подхода.

Цель настоящей курсовой работы – изучить особенности формирования конкурентных преимуществ образовательных учреждений.

Задачи данной работы:

  1. рассмотреть понятие конкурентоспособности;
  2. изучить факторы конкурентоспособности предприятий в рыночной экономике;
  3. описать особенности конкурентоспособности образовательных учреждений;
  4. дать характеристику лингвистической школы «Bebedict Scool»;
  5. рассмотреть формирование конкурентных преимуществ лингвистической школы «Bebedict Scool» на рынке образовательных услуг города Новосибирска;
  6. перечислить основные проблемы конкурентоспособности образовательных учреждений в РФ.

Объектом исследования в данной курсовой работе является лингвистическая школа «Бенедикт», предметом исследования – конкурентные преимущества.

Как объект академических исследований, конкуренция впервые представлена в трудах А. Смита и его последователей – Дж. С.Милля, Д. Рикардо, которых объединяло понимание конкуренции как «невидимой руки» в мире рыночных отношений. Экономические и социологические интерпретации конкурентной борьбы были впоследствии исследованы Г. Зиммелем, В. Зобартом, К. Марксом, Г. Спенсером, Р. Парком, Ф. Энгельсом.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения и списка источников.

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Понятие конкурентоспособности

В условиях рынка успешность деятельности любого предприятия значительно зависит от того, насколько конкурентоспособна его продукция, товар или услуга, и какие действия фирма принимает для её поддержания в изменяющихся рыночных условиях. Таким образом, обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности является главной стратегической задачей любого предприятия, особенно на быстроменяющемся рынке.

Для того, чтобы успешно действовать на рынке в условиях высокой конкуренции и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, вводят новые формы ведения бизнеса, стимулируют своих сотрудников и борются за привлечение каждого клиента. При планировании своей деятельности предприятие учитывает не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Исходя из информации, поступающей в ходе изучения условий конкуренции, во многом формируется стратегия предприятия по освоению рынка, а также общая стратегия деятельности предприятия. Таким образом, достигается положительный результат в конкурентной борьбе, как закономерный итог постоянных и грамотных усилий управленческой деятельности [5, c. 311].

Сегодня конкуренция обязывает участников рынка создавать и развивать конкурентные преимущества, под которыми понимается ценность, обеспечивающая превосходство предприятия над конкурентами. Каждый участник конкурентной борьбы обладает определенным набором факторов, показывающих наличие у него свойств, интересующих потребителей. Подобные ценные свойства и их востребованность изменяются во времени в зависимости от конкретных особенностей потребителя.


Конкурентоспособность организации – это его превосходство по отношению к иным организациям данной сферы внутри государства и за его рубежами. Конкурентоспособность организации - условная величина, характеризующая действительную и вероятную способность организации в существующих ситуациях конструировать, изготовлять и реализовывать продукцию (товары, услуги), которые по существенным свойствам наиболее интересны для потребителя, чем товары их конкурентов.

Конкурентоспособность не представляет собой внутреннее свойство предприятия, подобное объясняется тем, что конкурентоспособность предприятия имеет возможность быть оцененной только в пределах категории предприятий, имеющих отношение к одной и той же области, или предприятий, выпускающих подобного рода продукцию. Только при сопоставлении между собой предприятий, как в соотношении конкретного государства, так и в соотношении крупного экономического рынка, под силу раскрыть конкурентоспособность предприятия.

Объект конкуренции - это факторы внешней среды, за которые ведется борьба между участниками рынка. Под субъектами конкуренции принято понимать участников рынка, между которыми ведется конкурентная борьба за удовлетворение личностных интересов. Субъектом конкуренции может являться как производитель продукции (предприятие, отрасль, регион), так и потребитель данной продукции. Предмет конкуренции является носителем определенных качеств и свойств, представляющих интерес для различных рыночных субъектов [5, c. 344].

Более общим является определение, в соответствии с которым рыночная конкуренция – состязательность, соперничество участников рынка в процессе купли-продажи конкурирующих продуктов, что согласуется с Федеральным законом «О защите конкуренции»: Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Сделаем важные замечания:

• конкуренция продавцов и конкуренция покупателей существуют в экономике одновременно. При анализе конкуренции необходим конкурентный дуализм (термин авторов), когда каждый участник рынка (кроме конечного потребителя) рассматривается с двух позиций - конкуренции продавцов и конкуренции покупателей.

• при конкуренции продавцов конкурируют продукты, которых два или более, а при конкуренции покупателей - покупатели продукта, имеющегося в ограниченном количестве или даже одного;


• при конкуренции продавцов на первом плане находятся свойства конкурирующих продуктов, а при конкуренции покупателей - характеристики покупателей, характеризирующие право покупателя владеть продуктом;

• по мнению авторов, конкуренция может быть виртуальной, мысленной, когда реально продукт не отчуждается и не приобретается [6, c. 55].

Поскольку конкуренция определяется через соперничество, состязательность, то конкурентоспособность продукта - сравнительная характеристика преимущества конкретного продукта на рынке по сравнению с другими продуктами аналогичного назначения по принципу «лучше-хуже» с позиции потребителей. Это состязательность за право быть выбранным (в частности, проданным или купленным на рынке). Здесь важны две ключевых идеи в понимании конкурентоспособности продукта:

первое - наличие конкуренции, как совокупности трех составляющих - состязательности, наличия объекта и субъекта выбора,

второе - конкурентоспособность сравнительная характеристика.

1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий

Для того чтобы организация была конкурентоспособной относительно остальных первенствующих на рынке компаний, более значимы абсолютно новые подходы осуществления процесса производства и управления, чем в частности те, на которые руководители ориентировались в прошлом.

Рассмотрим главные условия обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия. К ним относятся [8, c. 19]:

- использование научных методов управления всеми направлениями деятельности предприятия;

- обеспечение стабильности и пропорциональности развития техники, технологии, экономической составляющей и менеджмента;

- использование современных методик исследования и оценки;

- обеспечение взаимосвязей всех функций управления на предприятии в любых условиях;

- внедрение комплекса мер и обеспечение конкурентоспособности отдельных объектов предприятия.

Для повышения уровня конкурентоспособности предприятия применяются следующие организационные мероприятия:

- обеспечение первостепенности продукции для предприятия;

- изменение уровня качества продукции и его техническо-эксплуатационных характеристик для обеспечения выполнения требований потребителей;

- формирование преимуществ продукции предприятия по сравнению с товарами-заменителями;


- определение недостатков аналогичной продукции, которая производится конкурентами;

- исследование мер конкурентов по повышению качества аналогичной продукции;

- формирование определенной ценовой стратегии по повышению конкурентоспособности продукции на рынке в части цен;

- формирование и изучение новых перспективных сфер применения продукции предприятия;

- разделение продукции предприятия, которая формирует стойкие преимущества потребителей, отдаваемые другим видам товаров-субститутов;

- изучение влияния на потребителя конкурентных свойств продукции через искусственное ограничение поступления на рынок новых товаров, проведение рекламных мероприятий и других мер по стимулированию сбыта.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предусматривает определение факторов, влияющих на мнение потребителей о предприятии и его продукции и как итог - изменение доли рынка предприятия. Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, делятся в зависимости от формирующей их среды на внешние и внутренние.

Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, и в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия [14, с. 21].

Совокупность факторов конкурентоспособности предприятия подразделяют на внешние и внутренние. Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним относят:

- технологические факторы;

- производственные факторы;

- маркетинговые факторы;

- управленческие факторы;

- экологические факторы;

- информационные факторы;

- факторы восприятия.

Внешние факторы – это факторы, на которые предприятие не может оказывать влияния. К ним относят:

- международные факторы;

- политические факторы;

- экономические факторы;

- социально-демографические факторы;

- правовые факторы;

- научно-технические факторы;

- культурные факторы.

Изучив факторы внешней и внутренней среды, можно сказать, что конкурентоспособность организации является совокупностью, с одной стороны, характеристик самой организации, а с другой, - характеристик внешних факторов, которые влияют на нее. Причем факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. При положительном влиянии, они становятся конкурентными преимуществами, а при отрицательном - конкурентными проблемами [18]. Несмотря на несомненную простоту рассмотренных подходов, нельзя акцентировать внимание на исследовании отдельных факторов. В этом случае целесообразным является применение комплексного подхода, выражающегося в одновременном рассмотрении экономических, технических, технологических, социальных, экологических, организационных аспектов решения проблемы роста конкурентоспособности предприятий.