Файл: "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• ОРМ могут проводиться также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа РФ.[21]

Кроме того, непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно его ч. 5 ст. 13 в СИЗО ОРМ возможны исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации ОРО с соответствующими сотрудниками уголовно-исполнительного учреждения. Самостоятельно проводить какое-либо ОРМ оперативные подразделения других ОРО на территории СИЗО не вправе.

Вторым общим условием является то, что гражданство, национальность отдельных лиц и другие обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД, не являются препятствием для проведения в отношении них ОРМ, если иное не предусмотрено ФЗ. В этом предписании ФЗ об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т.п.). Приведем определения основных компонентов данного условия.

Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в ФЗ. По сути они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, согласно ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а ФЗ о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры.

По смыслу ст. 22—25 и 98 Конституции и в соответствии с ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Его сущность заключается в освобождении депутатов от уголовного преследования или привлечения к административной ответственности в течение всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на ОРД, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности. Из разъяснений Конституционного Суда РФ следует, что в отношении действий депутата, не связанных с его деятельностью в качестве представителя законодательной власти, допустимо возбуждение дела, связанного с уголовной или административной ответственностью1(См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (см.: Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Сост. и отв. ред. Т.Г. Морщакова. М., 1997.-С. 135и др.) (тем самым допустимо ограничение депутатской неприкосновенности). Таким образом, реализация задач ОРД относительно реально или возможно совершенного депутатом преступления, не связанного с его депутатскими полномочиями, законом не запрещена и, следовательно, допустима.


Кроме этих общих положений, отметим следующее. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (см. ст. 19 Закона о статусе депутата). Это означает, что законодатель предусмотрел дополнительный перечень материальных объектов, используемых соответствующим представителем законодательной власти, относительно которого производство ОРМ существенно ограничено. Их проведение допустимо только в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденного по общественно опасному деянию конкретного депутата. Однако подчеркнем, что производство ОРМ в отношении иных объектов, не указанных в законе, допустимо на общих основаниях.[22](Вместе с тем все ОРМ в отношении деятельности кандидатов в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации могут осуществляться в общем порядке без каких-либо изъятий. На кандидатов в главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации также распространяется правовой режим кандидатов в депутаты палат Федерального Собрания.)

Конституционное предписание о неприкосновенности судей (ст. 122) распространяется в одинаковой степени на всех судей независимо от занимаемой должности и работы в каком-либо суде (Конституционном Суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и военном суде).

В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Поэтому оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) судьи, в личный или используемый им транспорт, а также прослушивание его средств связи и перлюстрация корреспонденции, осмотр имущества и документов судьи допустимы исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по деянию конкретного судьи. Вместе с тем производство в отношении какого-либо судьи иных ОРМ допустимо на общих основаниях. Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте .правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений (например, по ДОУ).


Заключение

Подведем итог вышесказанного: Оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий, проведение ко­торых имеет зачастую значительную временную протяженность, от несколь­ких часов до нескольких месяцев и лет. Кроме того, для обеспечения наступательности в борьбе с преступностью от оперативных работников тре­буется наряду с быстрым реагированием на различные криминальные ситуа­ции соответствующая организационная подготовка специальных сил и средств.

Для принятия оперативным работником решения о про­изводстве оперативно-розыскных мероприятий должны быть поводы и основания.

Поводами могут являться поступившие к оперативному сотруднику источники сведений о признаках про­тивоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Поводы могут выступать в письменной форме (оперативно-служебные документы, поручения следователя и др.) и устной в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие крими­ногенной ситуации.

Основание – это содержащиеся в поводах фактические данные о непос­редственных признаках общественной опасности и противоправности деяния, требующие оперативного реагирования. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на фактические и юридические (формальные).

Фактические основания – это объективные непосредственные причины проведения оперативно-розыскных мероприятий, представленные в виде фактической информации о при­знаках конкретных противоправных деяний или указаний законодателя.

По характеру причины различают следующие фактические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности):

· необходимость решения задачи предупреждения совершения преступ­ления и поиска латентных преступлений (ст. 1, 2); наличие данных о совершении преступления (ч. 1 ст. 7);

· наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (п. 4 ч. 1 ст. 7);

· необходимость соблюдения административно-правовых режимов (ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 7);

· необходимость исполнения международного договора России (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Юридические основания – это предусмотренные оперативно-розыскным законодательством или иным нормативным актом и поступившие к оператив­ному работнику источники фактической информации (как правило, документально оформленные), которые должны содержать сведения о фактическом основании для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К их числу относятся:


· наличие возбужденного уголовного дела (ч. 1 ст. 7);

· поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определе­ния суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (ч. 3 ст. 7).

При наличии перечисленных оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативный работник с учетом опыта, наличия необходимых сил, средств и времени при­нимает решение о целесообразности конкретных действий. Вместе с тем не­которые оперативно-розыскные мероприятия могут существенно нарушать конституционные права граждан, поэтому требуется соблюдение определенных условий их проведения.

Библиография

  1. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12. декабря 1993 г.] // Российская газета. - 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2004. – 26 марта; Российская газета. – 2009. – 21 января.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: от 24.05.1996] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – Ст.2954; Российская газета – 2009. – 29 декабря.
  3. Закон Об оперативно-розыскной деятельности [Текст]: [федеральный закон: от 12.08.1995 №144-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 33. - Ст. 3349; Российская газета – 2008. – 22 декабря.
  4. Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность. [Текст]: учебное пособие / А.С. Бакодин. М. 2006.141 с.
  5. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - С. 250
  6. Голубовский В.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: словарь-справочник. М., 2001.
  7. Горяинова К.К. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова и др. – 2-е изд, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2004. – 848 с
  8. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие, М., 1999.
  9. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012. 567 с.
  10. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно - розыскных мероприятий. Учебное пособие. М., 1999.- С.67
  11. Бахта А.С., Вагин О.А., Чечетин А.Е. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012. - 64 с.
  1. 5. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - С. 250

  2. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности), Учебное пособие, М., 2000.

  3. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012. 567 с.

  4. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012. 567 с.

  5. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012. 567 с.

  6. См. там же.

  7. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012.

  8. «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный Закон от 12 августа 1995 г., Закон КР «Об оперативно-розыскной деятельности».

  9. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - С. 250

  10. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие, М., 1999.

  11. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие, М., 1999.

  12. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие, М., 1999.

  13. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. (с изм.).

  14. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. (с изм.).

  15. Горяинова К.К. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова и др. – 2-е изд, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2004. – 848 с

  16. 30. Закон Российской Федерации "О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц";

  17. Горяинова К.К. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова и др. – 2-е изд, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2004. – 848 с

  18. Голубовский В.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: словарь-справочник. М., 2001

  19. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. М., 1999.

  20. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. М., 1999.

  21. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. М., 1999.

  22. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. М., 1999.