Файл: "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъекты оперативно-розыскных мероприятий - это лица, организующие ОРМ, непосредственно их проводящие и привлекаемые к их осуществлению. В зависимости от выполняемой роли и объема полномочий субъекты ОРМ могут быть разделены на две категории: основные и дополнительные.[5]

К основным субъектам следует, прежде всего, относить должностных лиц оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД, которые наделены соответствующими властными полномочиями. Согласно ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия. К числу основных субъектов отдельных ОРМ, ограничивающих перечисленные в Законе об ОРД конституционные права граждан, могут быть отнесены и судьи, которые дают разрешение на их проведение, поскольку они непосредственно вовлечены в процесс их организации и наделены соответствующими правами и обязанностями.[6]

К дополнительным субъектам или участникам ОРМ следует относить должностных лиц неоперативных подразделений правоохранительных органов, а также должностных лиц иных государственных и негосударственных органов, чьи полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных ОРМ. К данной категории участников относятся также специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.

В отдельную категорию дополнительных участников можно выделить граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как на гласной, так и на негласной основе.

Дополнительные субъекты, в отличие от основных, принимают участие в ОРМ, как правило, в добровольном порядке. Они могут действовать лишь в пределах тех заданий или поручений, которые им дали оперативные сотрудники и при этом не несут ответственности за свои действия, если не вышли за указанные им рамки поведения.

Организационное и техническое обеспечение обусловливает интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создает необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи. Этот элемент включает в себя комплекс мер организационного и технического характера: анализ и оценку оперативно-тактической ситуации, принятие решения и планирование, использование специальных технических средств, документальное оформление полученных результатов.


Подготовка любого ОРМ должна начинаться с анализа оперативно-тактической ситуации, в ходе которого изучаются исходные данные, служащие основанием для проведения ОРМ, проводится проверка этих данных по имеющимся информационным массивам правоохранительных органов для установления дополнительных сведений, проверки их достоверности и полноты. Полученная информация должна оцениваться с точки зрения наличия поводов и оснований для проведения ОРМ.

Принятие решения о проведении ОРМ предполагает постановку актуальной тактической задачи, требующей своего разрешения, определение целесообразности и реальности проведения того или иного мероприятия в существующих условиях. В зависимости от видов и условий оперативно-розыскных мероприятий решение на их проведение может приниматься оперативным работником, руководителем оперативного аппарата либо судьей. В двух последних случаях такие решения оформляются письменным постановлением.

Планирование ОРМ включает в себя выбор места, времени, участников мероприятия, необходимых специальных технических средств, порядка и тактики его осуществления.[7] Для проведения сложных оперативно-розыскных мероприятий, которые требуют соблюдения строгой конспирации, использования оперативных комбинаций, участия нескольких сотрудников оперативных подразделений, специалистов и граждан, оказывающих содействие, как правило, разрабатываются письменные планы их осуществления. Такие планы утверждаются соответствующими руководителями, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Использование специальных технических средств при проведении ОРМ существенно повышает их эффективность. Более того, на применении специальной техники полностью основаны такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, электронное наблюдение и некоторые другие. Мероприятия, основанные на применении специальных технических средств, называются оперативно-техническими.

Установленный Правительством Кыргызской Республики и Российской Федерации в соответствующих постановлениях перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, достаточно обширен и включает в себя:

средства для негласного визуального наблюдения и документирования,

для прослушивания телефонных переговоров,

для перехвата и регистрации информации с технических каналов связи,


для контроля почтовых отправлений,

для негласного исследования предметов и документов,

для проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов,

для контроля за перемещением транспортных средств,

для получения информации с технических средств ее хранения,

для идентификации личности.[8]

Кроме специальных технических средств, при проведении ОРМ могут использоваться и иные технические средства: фото-, аудио- и видеоаппаратура, также полиграфы (детекторы лжи), достаточно широко используемые при проведении опросов.

Специальные технические средства, находящиеся на вооружении оперативных аппаратов, могут использовать непосредственно оперативные работники. При необходимости проведения оперативно-технических мероприятий на строго конспиративной основе, к этому в установленном порядке привлекаются подразделения специальных технических мероприятий.

Документальное оформление полученных результатов следует также рассматривать в качестве обязательных элементов ОРМ, поскольку без подготовки соответствующих оперативно-служебных документов мероприятие нельзя признать завершенным. Результаты проведения ОРМ, в зависимости от вида проводимого мероприятия, могут оформляться различными документами: рапортами, справками, справками-меморандумами, сводками, актами, объяснениями граждан, участвовавших в ОРМ, сообщениями негласных сотрудников, а также иными документами. В оперативно-служебных документах должны быть отражены основания проведения мероприятия, порядок его осуществления, применяемые технические средства и полученные результаты. Ход и результаты ОРМ могут быть зафиксированы на материальных носителях информации (фонограммы, фотоснимки, видеопленки и др.), которые приобщаются к составляемым документам.

Рассмотренная структура оперативно-розыскных мероприятий дает лишь общее представление об их содержании, сущность же каждого из них сугубо индивидуальна, неповторима, а поэтому более подробно будет раскрыта в заключительной главе настоящей работы.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.


По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц[9].

О разведывательно-поисковом характере ОРМ свидетельствуют реализующиеся в них принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств; указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных Для негласного получения информации в процессе проведения ОРМ; правомерность проведения ОРМ при наличии сведений лишь о Признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и др.

Разведывательный характер ОРМ подтверждают и преимущественно негласный режим работы ОРО, объективная необходимость защиты сведений о лицах, участвующих в ОРМ, организации и тактике ОРМ как составляющих гостайну, возможность конфиденциального использования конфидентов.

ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего — от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников ОРМ.[10] Только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.[11] ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.


Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО. Вместе с тем участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРМ, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению[12].

Анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные их черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:

ОРМ являются главной составной частью ОРД;

они осуществляются как гласно, так и негласно;

их основными субъектами являются только должностные лица ОРО;

их содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию

юридически значимой информации;

они имеют законодательно определенное целевое назначение — решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

2 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в ст. 7 Закона об ОРД.[13] Законодатель разделил их на две группы, которые изложены в разных частях данной статьи:

основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);

основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 7).

К первой группе относятся шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.

Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч.1 ст. 7). Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство вносит сюда некоторые ограничения.