Файл: Правовое регулирование при оказании различных услуг..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие услуги как объекта
1.1. Услуга: понятие содержание, виды
1.3. Медицинские услуги и услуги социального характера
1.6. Туристско-экскурсионные услуга
1.7. Услуги общественного питания
Глава 2. Практика применения законодательства в сфере оказания услуг
2.1. Консультационные услуги в сфере инжиринга, аудита и правовых услуг
2.2. Правовое регулирование договора оказания услуг по передаче тепловой энергии
При этом конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора. Вместе с тем согласно ст. 1 этого же Закона туристская путевка является документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта.
Таким образом, по тексту данного Закона туристский продукт реализуется туристу по договору розничной купли-продажи на основе конкретного заказа туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, предоставляемого туроператору, который оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
Такой договор должен заключаться в письменной форме и содержать все существенные условия, перечисленные в ст. 10 Закона об основах туристской деятельности. Кроме того, турист должен иметь еще и туристский ваучер, представляющий собой документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и одновременно подтверждающий факт их оказания.
Рассмотренные положения вряд ли поддаются сколько-нибудь серьезному анализу из-за их полной невразумительности и несуразицы. Они находятся в противоречии с положениями как общих норм гражданского права об обязательствах и договорах, так и гл. 39 ГК. В связи с этим статьи Закона об основах туристской деятельности, регулирующие договорные отношения об оказании туристско-экскурсионных услуг, не подлежат применению (п. 2 ст. 3 ГК)-.
1.7. Услуги общественного питания
Согласно Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Исполнителю при оказании услуг общественного питания предоставляется право самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том числе: ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и др., а также определять перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания.
Вместе с тем он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов. Следует иметь в виду, что наряду с услугами общественного питания в рассматриваемой сфере самое широкое распространение имеет изготовление и продажа полуфабрикатов продуктов питания, а также готовых блюд. В этих случаях к отношениям, возникающим между исполнителем и заказчиком, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
При предварительном заказе услуг общественного питания формой договора может выступать заказ, квитанция и т. д., содержащие необходимые сведения.
Глава 2. Практика применения законодательства в сфере оказания услуг
2.1. Консультационные услуги в сфере инжиринга, аудита и правовых услуг
Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием консультационных услуг не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль консультационных услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России.
Законодатель, не раскрывая понятия «консультация», оперирует этим термином в ряде нормативно-правовых актов. Пункт 6 ст. 1 закона об аудите определяет виды консультационных услуг, относящиеся к разрешенным видам деятельности аудиторских организаций. В свою очередь, закон об адвокатуре устанавливает порядок разграничения адвокатской деятельности и иных правовых услуг, оказываемых в форме консультаций.
Оказание сопутствующих аудиту услуг — это предпринимательская деятельность по оказанию услуг, в том числе услуг консультационного характера в сфере финансов, экономики, управления, права и т.д.
Практика показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с консультированием по вопросам налогового планирования, бухгалтерского сопровождения в виде дачи консультаций по вопросам ведения, постановки и восстановления бухучета, анализа финансового состояния предприятия и индивидуального предпринимателя, консультации по правовым вопросам и другими видами правового консультирования в части применения отдельных положений законодательства.
Спорным в юридической литературе является вопрос о соотношении понятий «консультация (консалтинг)» и «инжиниринг». Следует отметить, что существуют различные подходы к определению понятия «инжиниринг». Рассмотрим несколько определений, предлагаемых в литературных источниках.
Несомненный интерес представляет подход авторов к рассмотрению инжиниринга как совокупности интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и фактов осуществляемых проектов.
Учитывая особенности, характеризующие инжиниринг, следует согласиться с последней точкой зрения авторов и сделать вывод, что понятие «инжиниринг» более широкое, чем инженерный консалтинг, и включает в себя собственно инжиниринг и инженерно-консультационные услуги (инженерный консалтинг).
Отдельно следует остановиться на вопросе предоставления консультаций при оказании юридических и правовых услуг, выделяемых отдельными авторам.
Согласно общероссийскому классификатору услуг населению к правовым услугам относятся: устные советы по правовым вопросам, поручения по ведению дел на предварительном следствии, ведение уголовных дел в судах первой, кассационной и надзорной инстанции, ведение административных дел, посещение лица, содержащегося в местах лишения свободы, вызов адвоката на дом, поручения по гражданским делам в судах первой, кассационной и надзорной инстанций, досудебная подготовка гражданских дел, представительство интересов граждан в государственных органах, учреждениях и организациях, а также предоставление правовой информации с программным обеспечением в виде проблемно-ориентированных баз данных, обеспечение ежемесячными перечнями нормативных актов, предоставление копий полных текстов нормативных актов.
К правовым услугам следует относить также: юридический консалтинг по всем отраслям права, правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы, правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц, подбор и систематизацию нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам, научно-исследовательскую работу в области права и т.д. Представленный перечень означает, что официальный документ не делает разграничения понятий юридических и правовых услуг, а считает их равнозначными.
Таким образом, к правовым услугам следует относить письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам, составление проектов договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера.
2.2. Правовое регулирование договора оказания услуг по передаче тепловой энергии
Задачами настоящей работы являются определение правовой природы договора, опосредующего правоотношения, связанные с передачей тепловой энергии, обобщение соответствующей судебной практики и внесение предложений по применению действующего законодательства при разрешении споров с участием организаций — владельцев теплосетей, по которым передается энергия.
Исследование проводится в рамках норм действующего законодательства, ведомственных актов о теплоснабжении и судебной практики, согласно которым договор оказания услуг по передаче энергии может заключаться как между энерго-снабжающей организацией (далее — ЭСО) и организацией, оказывающей услуги по передаче энергии (далее — организация, передающая энергию, ОПЭ), так и между ОПЭ и абонентом (далее контрагента ОПЭ будем именовать потребителем в отличие от абонента как контрагента ЭСО).
Прослеживается следующая тенденция: если в 2000—2001 гг. суды квалифицировали договор о передаче энергии как договор возмездного оказания услуг', то в 2002—2003 гг. из 11 рассмотренных дел в случаях признано, что передача энергии не является энергоснабжением, а в 8 случаях стороны и суды руководствовались правовыми нормами об энергоснабжении, а также нормами Общей части ГК РФ и антимонопольным законодательством (за 2004 г. в СПС «Гарант» материалов по данной категории дел не обнаружено).
Если даже считать лицензирование деятельности по передачи энергии обязательным для любого лица по сети которого транспортируется энергия, договора, заключенный при отсутствии лицензии действителен, пока суд не признает иное как оспаривая сделка. Практически невероятна и возможность обращения с иском по такому договору управомоченных лиц, указанных в ст.173 ГК РФ.
С точки зрения закона полагаем, что простой владелец сетей не обязан и не в праве получить лицензию на передачу энергии. Можно уверенно утверждать, что если организация даже обладающая общей правоспособностью, не говоря об унитарных предприятиях, не создана специально для деятельности по энергоснабжению, не имеет подготовленного персонала и такой вид деятельности не отражен в ее учредительных документах, то в силу различных подзаконных актов лицензия ей и не может быть выдана.
Уполномоченный орган по установлению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии нормативно не определен6. На практике размер оплаты услуг по передаче тепловой энергии для ОПЭ, не являющегося энергоснабжающей организацией, устанавливается договором с потребителем, а если стороны не пришли к согласию по размеру оплаты, — РЭК. Если плата за оказание услуг по передаче энергии является договорной, то все же целесообразно согласовать или утвердить в РЭК или ином компетентном органе калькуляцию к договору.
Что касается обязанности ОПЭ, не являющегося ЭСО, заключить договор передачи энергии с присоединенным к ее сетям потребителем, полагаем, следуя ч. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ, что ни ГК РФ, ни законом заключение такого договора в обязательном порядке не предусмотрено. Договор передачи энергии не входит в определенный законодателем перечень публичных договоров.
Положения о том, что договор передачи энергии является договором оказания услуг, а не договором энергоснабжения, и не носит публичного характера, четко выражены в мотивировочной части Постановления ФАС СЗО от 7 февраля 2002 г. № А56-23786/01. Антимонопольным законодательством обязательность для ОПЭ заключения такого договора также не установлена, поскольку весьма спорна возможность не имеющей статуса энергоснабжающей организации занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.