Файл: Правовое регулирование при оказании различных услуг..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдава­емой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью догово­ра. Вместе с тем согласно ст. 1 этого же Закона туристская путевка является документом, подтверждающим факт передачи турист­ского продукта.

Таким образом, по тексту данного Закона туристский продукт реализуется туристу по договору розничной купли-продажи на ос­нове конкретного заказа туриста или лица, уполномоченного пред­ставлять группу туристов, предоставляемого туроператору, кото­рый оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

Такой договор должен заклю­чаться в письменной форме и содержать все существенные усло­вия, перечисленные в ст. 10 Закона об основах туристской деятель­ности. Кроме того, турист должен иметь еще и туристский ваучер, представляющий собой документ, устанавливающий право тури­ста на услуги, входящие в состав тура, и одновременно подтвер­ждающий факт их оказания.

                                         

Рассмотренные положения вряд ли поддаются сколько-нибудь серьезному анализу из-за их полной не­вразумительности и несуразицы. Они находятся в противоречии с положениями как общих норм гражданского права об обязатель­ствах и договорах, так и гл. 39 ГК. В связи с этим статьи Закона об основах туристской деятельности, регулирующие договорные от­ношения об оказании туристско-экскурсионных услуг, не подле­жат применению (п. 2 ст. 3 ГК)-.

                                         

1.7. Услуги общественного питания

Согласно Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, услуги общественного питания оказываются в ре­сторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров так­же их классы (люкс, высший, первый), определяются исполните­лем в соответствии с государственным стандартом.

                                         

Исполнителю при оказании услуг общественного питания предо­ставляется право самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законода­тельству Российской Федерации, в том числе: ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и др., а также определять перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания.


                                         

Вместе с тем он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов. Следует иметь в виду, что наряду с услугами общественного питания в рассматриваемой сфере самое широкое распростране­ние имеет изготовление и продажа полуфабрикатов продуктов питания, а также готовых блюд. В этих случаях к отношениям, воз­никающим между исполнителем и заказчиком, применяются пра­вила продажи отдельных видов продовольственных и непродоволь­ственных товаров.

                                         

При предварительном заказе услуг общественного питания фор­мой договора может выступать заказ, квитанция и т. д., содержа­щие необходимые сведения.

                                         

Глава 2. Практика применения законодательства в сфере оказания услуг

2.1. Консультационные услуги в сфере инжиринга, аудита и правовых услуг

Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием консультационных услуг не вы­зывает сомнений. Судебная практика отражает возрас­тающую роль консультационных услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в систе­ме правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России.

                                         

Законодатель, не раскрывая понятия «консульта­ция», оперирует этим термином в ряде нормативно-пра­вовых актов. Пункт 6 ст. 1 закона об аудите определяет виды консультационных услуг, относящиеся к разре­шенным видам деятельности аудиторских организаций. В свою очередь, закон об адвокатуре устанавливает по­рядок разграничения адвокатской деятельности и иных правовых услуг, оказываемых в форме консультаций.

                                         

Оказание сопутствую­щих аудиту услуг — это предпринимательская деятель­ность по оказанию услуг, в том числе услуг консультаци­онного характера в сфере финансов, экономики, управ­ления, права и т.д.


                                         

Практика показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с консуль­тированием по вопросам налогового планирования, бух­галтерского сопровождения в виде дачи консультаций по вопросам ведения, постановки и восстановления бух­учета, анализа финансового состояния предприятия и индивидуального предпринимателя, консультации по правовым вопросам и другими видами правового кон­сультирования в части применения отдельных положе­ний законодательства.

                                         

Спорным в юридической литературе является воп­рос о соотношении понятий «консультация (консал­тинг)» и «инжиниринг». Следует отметить, что существу­ют различные подходы к определению понятия «инжи­ниринг». Рассмотрим несколько определений, предлага­емых в литературных источниках.

                                         

Несомненный интерес представляет подход авто­ров к рассмотрению инжиниринга как совокупности интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат связанных с реали­зацией проектов различного назначения, за счет рацио­нального подбора и эффективного использования мате­риальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом кон­кретных условий и фактов осуществляемых проектов.

                                         

Учитывая особенности, характеризующие инжини­ринг, следует согласиться с последней точкой зрения ав­торов и сделать вывод, что понятие «инжиниринг» более широкое, чем инженерный консалтинг, и включает в себя собственно инжиниринг и инженерно-консульта­ционные услуги (инженерный консалтинг).

                                         

Отдельно следует остановиться на вопросе предос­тавления консультаций при оказании юридических и правовых услуг, выделяемых отдельными авторам.

                                         

Согласно общероссийскому классификатору услуг населению к правовым услугам относятся: устные со­веты по правовым вопросам, поручения по ведению дел на предварительном следствии, ведение уголовных дел в судах первой, кассационной и надзорной инстанции, ведение административных дел, посещение лица, со­держащегося в местах лишения свободы, вызов адвока­та на дом, поручения по гражданским делам в судах пер­вой, кассационной и надзорной инстанций, досудебная подготовка гражданских дел, представительство интере­сов граждан в государственных органах, учреждениях и организациях, а также предоставление правовой инфор­мации с программным обеспечением в виде проблемно-ориентированных баз данных, обеспечение ежемесяч­ными перечнями нормативных актов, предоставление копий полных текстов нормативных актов.


                                         

К правовым услугам следует относить также: юридический консал­тинг по всем отраслям права, правовую работу по обес­печению хозяйственной и иной деятельности предприя­тий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы, правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц, подбор и система­тизацию нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам, научно-исследовательскую работу в области права и т.д. Представленный перечень означает, что официальный документ не делает разгра­ничения понятий юридических и правовых услуг, а счи­тает их равнозначными.

                                         

Таким образом, к правовым услугам следует относить письменные консультации и разъяснения по юридичес­ким вопросам, составление проектов договоров, заявле­ний, жалоб и других документов правового характера.

                                         

2.2. Правовое регулирование договора оказания услуг по передаче тепловой энергии

Задачами настоящей работы являются определе­ние правовой природы договора, опосредующего пра­воотношения, связанные с передачей тепловой энер­гии, обобщение соответствующей судебной практики и внесение предложений по применению действую­щего законодательства при разрешении споров с уча­стием организаций — владельцев теплосетей, по кото­рым передается энергия.

                                         

Исследование проводится в рамках норм действующего законодательства, ведом­ственных актов о теплоснабжении и судебной практи­ки, согласно которым договор оказания услуг по пере­даче энергии может заключаться как между энерго-снабжающей организацией (далее — ЭСО) и органи­зацией, оказывающей услуги по передаче энергии (да­лее — организация, передающая энергию, ОПЭ), так и между ОПЭ и абонентом (далее контрагента ОПЭ бу­дем именовать потребителем в отличие от абонента как контрагента ЭСО).

                                         

Прослеживается следующая тенденция: если в 2000—2001 гг. суды ква­лифицировали договор о передаче энергии как дого­вор возмездного оказания услуг', то в 2002—2003 гг. из 11 рассмотренных дел в случаях признано, что пере­дача энергии не является энергоснабжением, а в 8 случаях стороны и суды руководствовались правовы­ми нормами об энергоснабжении, а также нормами Общей части ГК РФ и антимонопольным законодатель­ством (за 2004 г. в СПС «Гарант» материалов по дан­ной категории дел не обнаружено).


                                         

Если даже считать лицензирование деятельности по передачи энергии обязательным для любого лица по сети которого транспортируется энергия, договора, заключенный при отсутствии лицензии действителен, пока суд не признает иное как оспаривая сделка. Практически невероятна и возможность обращения с иском по такому договору управомоченных лиц, указанных в ст.173 ГК РФ.

                                         

С точки зрения закона полагаем, что простой владелец сетей не обязан и не в праве получить лицензию на передачу энергии. Можно уверенно утверждать, что если организация даже обладающая общей правоспособностью, не говоря об унитарных предприятиях, не создана специально для деятельности по энергоснабжению, не имеет подготовленного персонала и такой вид деятельности не отражен в ее учредительных документах, то в силу различных подзаконных актов лицензия ей и не может быть выдана.

                                         

Уполномоченный орган по установлению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии нормативно не определен6. На практике размер оплаты услуг по передаче тепловой энергии для ОПЭ, не являющегося энергоснабжающей организацией, устанавливается договором с потребителем, а если стороны не пришли к согласию по размеру оплаты, — РЭК. Если плата за оказание услуг по передаче энергии является договор­ной, то все же целесообразно согласовать или утвер­дить в РЭК или ином компетентном органе калькуля­цию к договору.

                                         

Что касается обязанности ОПЭ, не являющегося ЭСО, заключить договор передачи энергии с присоеди­ненным к ее сетям потребителем, полагаем, следуя ч. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ, что ни ГК РФ, ни законом заключение такого договора в обязательном порядке не предусмот­рено. Договор передачи энергии не входит в определен­ный законодателем перечень публичных договоров.

                                         

Положения о том, что договор передачи энер­гии является договором оказания услуг, а не договором энергоснабжения, и не носит публичного характера, четко выражены в мотивировочной части Постановле­ния ФАС СЗО от 7 февраля 2002 г. № А56-23786/01. Антимонопольным законодательством обязательность для ОПЭ заключения такого договора также не установ­лена, поскольку весьма спорна возможность не имею­щей статуса энергоснабжающей организации зани­мать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.