Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Проблема движения организации по выбранному курсу развития во многом зависит от управленческих технологий формирования корпоративной культуры, определяющей возможность управлять результатом трансформации предпринимательской деятельности. Формирование корпоративной культуры является одной из стратегически важных целей управления организацией. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Установление органичного сочетания взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации. В связи с этим, практики управления стали говорить о «мотивационном потенциале корпоративной культуры управления», который выполняет нравственную, социальную, экономическую функции.

Цель работы – проведение анализа корпоративной культуры магазина «Reebok» и разработка рекомендаций по ее развитию.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. исследовать понятие и содержание корпоративной культуры организации;
  2. рассмотреть виды корпоративной культуры;
  3. дать краткую характеристику магазина «Reebok»;
  4. представить методику оценки корпоративной культуры;
  5. провести анализ корпоративной культуры магазина «Reebok»;
  6. разработать предложения по развитию корпоративной культуры магазина «Reebok».

Объект исследования – магазин «Reebok».

Предмет исследования – корпоративная культура магазина «Reebok».

Научно-методической основной работы явились труды зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати и сети Интернет.

Методы исследования: методы сбора и обработки информации, анализ, обобщение, методы экономического анализа, анкетирование.

Структура работы. Работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры организации


1.1. Понятие и содержание корпоративной культуры

Традиционно под корпоративной культурой понимается система общих идей, ценностей и взглядов, норм и методов  управления, разделяемых всеми членами компании, а также отражающих и отличающих компанию. Но у этого понятия есть и множество других определений.

Корпоративная культура — это система координат, которая помогает сотрудникам выстраивать свое поведение как внутри компании, так и вне ее. Это то, что нас объединяет, — ценности, философия бизнеса, которая включает в себя миссию, видение, генеральную цель. Это атмосфера, которая складывается внутри коллектива, правила, которые новичок должен усвоить, чтобы быть принятым в команду, нормы и традиции, которые появляются со временем в коллективе[1].

Корпоративная культура — это дух компании, это как характер человека. Она уникальна, она может как притягивать, так и отталкивать людей, может кому-то нравиться, а кому-то категорически не подходить. Но она — именно то, что делает безликую  компанию уникальной[2].

В понятии «культура» необходимо выделить три основных момента:

1. возможность передаваться, то есть культура составляет наследство или социальную традицию;

2. культуре можно обучиться, для этого она должна быть зафиксирована каким-либо способом;

3. культура должна быть общепринятой[3].

Эти характеристики общего понятия «культура» целиком и полностью относятся и к понятию «корпоративная культура»[4]. Исходя из этого, корпоративную культуру необходимо рассматривать как универсальное понятие. Она одновременно является и одним из инструментов управления предприятием и продуктом организационного развития[5].

Корпоративную культуру принимают как идеологию, философию управления, основу которой формируют ценностные ориентации, верования и нормы поведения работников.

Системой ценностей являются философские положения и идеи, которые принимаются в организации. Они являются ядром культуры и определяют основные направление деятельности работников, с помощью которых обеспечивается достижение успеха.

Ценности, передаются не при помощи формальных письменных процедур, а с помощью более тонких методов, например, с помощью историй, мифов, метафор. Организации с сильной культурой имеют богатые и сложные системы ценностей, принятые всеми сотрудниками[6].


Герои – люди, воплощающие культурные ценности и служащие примером для подражания. Организации с сильной культурой имеют немало героев, которые оказывают заметное влияние на корпоративную культуру.

Церемонии и ритуалы это специальные мероприятия, которые включены в спланированную повседневную жизнь организации. В организациях, где корпоративная культура сильна, уделяется большое внимание разработке различных ритуалов, а работники должны неукоснительно их соблюдать[7].

Корпоративная культура обладает следующими свойствами:

1) всеобщностью – пронизывает все виды отношений как внутри организации, так и при взаимоотношении с внешней средой;

2) неформальностью – строится параллельно организационной структуре управления, иногда подменяя даже властные структуры;

3) устойчивостью - базируется на традициях[8].

Корпоративная культура – это деятельность по формированию души организации, ее позитивного духа и созидательной энергии. Отсюда вытекают два направления в построении корпоративной культуры организации. Первое, устранение всего того, что снижает воодушевление людей, то есть всего того, что можно отнести к стрессовым факторам труда. И второе направление – это активизация всего того, что усиливает воодушевление людей, увеличивает их самосознание, чувство ответственности за свою жизнь и работу, чувство уверенности, оптимизма и терпимости к неизбежным сложностям жизни.

Понятие «корпоративная культура» относится к классу таких понятий управленческих дисциплин, которые не имеют единственно верного толкования[9]. Ведь, это своеобразная совокупность моделей поведения, сформировавшиеся в организации в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции.

Каждой организации хочется создать собственную, особенную культуру, которая мотивировала бы сотрудников на высокие достижения. Те организации, которым удается ее реализовать, получают дополнительные преимущества на рынке труда, могут добиться большего теми же силами[10]. И все же корпоративная культура присущая практически каждой организации, она является и средством управления, и как мы выяснили, рычагом мотивации сотрудников, и люди, которые думают, что если рабочий коллектив не собирается по праздникам или не придерживаются определенного дресс-кода, ее не имеют, то они заблуждаются[11]. Ведь в коллективе каждый человек ведет себя иначе он уже изначально пришел со своими нормами и ценностями. Кроме того клиенты и партнеры фирмы доверяют культурным фирмам, а не «плебейским». Все организации, которые взаимодействуют с потребителями, стремятся к привлечению клиентов. Одним из критериев, как выяснилось, является организационная культура, причем особенно приветствуется (руководителями) та, которая наиболее видна, заметна и уникальна. Под уникальностью в данном случае стоит понимать, ту «изюминку» которая существует только в конкретной организации, нечто особенное, чего придерживается весь коллектив[12].


Уникальная, особенная корпоративная культура может зародиться как естественным, так и искусственным путем. Под естественным, то есть «от народа» в данном случае понимается то, что в формирование корпоративной культуры участвуют все сотрудники предприятия, причем спонтанно и постепенно, важно, что одну из главных ролей играют здесь неформальные лидеры в трудовом коллективе. А под искусственным путем зарождения, то есть по «указке сверху», понимается ее формирование высшими звеньями управления (руководителями), при помощи приказов, правил, инструкций. Причем не всегда этот способ «приживается», потому что «формирование корпоративной культуры без учета менталитета сотрудников может вызвать неприятие навязываемых норм и ценностей. Конечно,  в каждом подходе есть и свои плюсы, и свои минусы, поэтому наиболее эффективным является формирование корпоративной культуры комбинированными методами»[13]

Корпоративная культура – это психологическое поле компании, в котором сосуществуют все технологические и бизнес-процессы,  составляющие конкретику организации. Это психологическое поле сформировано ценностными установками руководителя, часть из которых является базовой, как например, отношение к людям и жизни вообще, на основе, которой формируются более конкретные и специфические. Основанием для формирования корпоративной культуры определенного типа является не прописанная миссия и философия компании, а реальное ежедневное поведение топ-менеджера организации[14]. Например, в качестве философии организации может декларироваться индивидуальный подход к внешним (потребителям) и внутренним (персоналу) клиентам компании, при этом успешными  в компании являются сотрудники, действующий строго по инструкции, а лучшими клиентами – компании, заказывающие стандартный ассортимент продукции. 

Корпоративная культура — ключевой фактор, определяющий успех и стабильность компании. Она связывает сотрудников воедино, повышает лояльность персонала к компании, увеличивает производительность труда. Корпоративная культура — один из наиболее эффективных инструментов управления организацией и всеми бизнес-процессами в целом[15].

Корпоративная культура идентифицирует каждого игрока рынка, повышает эффективность и укрепляет стабильность компании, формирует стиль управления командой, определяет отношение сотрудников к работе и их удовлетворенность ею, выстраивает общение в коллективе и взаимоотношения с клиентами и партнерами. Корпоративная культура является действенным инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед[16].


Современный  бизнес немыслим без корпоративной культуры.

Целевая аудитория корпоративной культуры исчерпывается не только персоналом компании, но и акционерами, стратегическими партнерами, поставщиками услуг, корпоративными и VIP-клиентами, которые и являются конечным потребителем предлагаемых услуг[17].

Формирование этого инструмента способно повысить  эффективность  деятельности всей компании в целом. Однако далеко не все  руководители порой имеют четкое представление о том, как должна зарождаться корпоративная «философия», из чего должна состоять, каким образом должен формироваться и поддерживаться данный элемент системы  управление персоналом.

На основе существующих принципов и ценностей, руководитель выстраивает все, что его окружает: от глобального – выбор  сферы деятельности (каким бизнесом заняться и для каких целей), партнеров и сотрудников (кому можно доверять? какие люди вызывают симпатию?), выстраивания отношений с системой; до более мелких деталей – основной стиль ведения переговоров, способ отдыхать, выбор одежды и аксессуаров, оформление интерьера[18].  Для сотрудников компании поведение руководителя определяет осознание себя и своего места в компании, отношение ко времени, риску, деньгам, лояльность к компании и мотивацию к работе и личной инициативе. Все это является проявлениями корпоративной культуры, по которым можно определить ее тип[19]

Понимание руководителем особенностей корпоративной культуры компании важно при принятии разного рода управленческих решений. В реальности у руководителя не так много рычагов управления:  это организационная структура компании (функциональная подчиненность сотрудников), которая является достаточно понятной и гибкой частью организации, которую можно быстро поменять и оптимизировать с точки зрения бизнес-процессов компании, а также корпоративная культура, которая является намного более устойчивой частью компании, а потому изменить ее достаточно сложно[20]. Эффективность управленческих решений руководителя, прежде всего, зависит от корпоративной культуры – насколько эти решения будут поддержаны персоналом компании, поскольку именно внутренняя среда является проводником всех изменений в организации, но также и основным препятствием для любого рода инноваций.  Например, уже на этапе подбора персонала в компанию важно понимать реальные ценностные установки кандидата, то есть те глубинные мотивы поведения, которые и будут проявляться в работе[21]