Файл: "Общение как взаимодействие".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основу конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей.

В психологической науке понятие «конфликт применяется достаточно широко и относится к достаточно разнородным явлениям. Наиболее распространенной является типология конфликтов, в рамках которой выделяются следующие виды конфликтов:

  • внутриличностный конфликт. Такой конфликт вызван определенными психологическими факторами внутреннего мира личности, которые часто кажутся несовместимыми, либо являются таковыми на самом деле. К таким факторам относятся потребности, желания, интересы, мотивы, ценности и т.д. В зависимости от внутренних сторон личности, которые вступают в конфликт, можно выделить мотивационный, ролевой, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания и т.д.
  • межличностный конфликт является наиболее распространенной формой конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, рабочую силу, вакантные места и т.д. Межличностный конфликт может проявляться также в столкновении разных типов характера, темперамента и т.д.;
  • конфликт между личностью и группой возникает в том случае, когда член определенной группы отступает от тех норм поведения и труда, которые в данной группе сложились. Еще одним вариантом является конфликт между группой и ее руководителем;
  • межгрупповой конфликт – это конфликт, который возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, а также между различными уровнями управления. В отличие от межличностного конфликта, в межгрупповом конфликте наблюдается противостояние по линии «мы – они».

Несмотря на специфику и многообразие конфликтов, все они имеют общие стадии протекания:

  • потенциальное формирование противоречивых интересов, норм, ценностей;
  • переход потенциального конфликта в реальный;
  • стадия конфликтных действий;
  • снятие или разрешение конфликта;
  • пост конфликтная ситуация[19].

Возникновению конфликта всегда предшествует субъективное отражение людьми характеристик взаимодействия. Для возникновения конфликта необходимо, прежде всего, чтобы его участники осознавали сложившуюся ситуацию как конфликтную. Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью применимо следующее положение: в том случае, если человек определяет ситуацию как действительную, она становится такой по своим последствиям. Если человек определяет какую-либо ситуацию как конфликтную, то она становится конфликтом, так как человек в своих дальнейших действиях основывается именно на том значении, которое он придал ситуации. Объективная ситуация может содержать в себе определенные противоречия. Противоречие, однако, не является тождественным конфликту. Противоречивая ситуация существует объективно, в то время как конфликт – это результат ее восприятия и интерпретации участниками.


В том случае, когда человек интерпретирует ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя соответствующим образом, то есть по правилам конфликтного взаимодействия. При этом большое значение имеют два аспекта: какие факторы обусловили восприятие данной ситуации как конфликтной и как осуществляется переход к конфликтному взаимодействию. Конфликт важно рассматривать как угрожающую противоречивость (несовместимость) целей сторон[20].

Кроме того, люди реагируют на определенную ситуацию не в терминах объективных черт, а в терминах чувств и эмоций, возникающих по поводу определенного события[21]. То есть отмечается, что они скорее «чувствуют», что ситуация конфликтная, чем «осознают» ее такой. Последствиями и внешними проявлениями такого осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть следующие: изменение (ухудшение) настроения, недоброжелательные высказывания в адрес своего предполагаемого противника, резкое ограничение контактов с ним и т. д.

На второй стадии (переход конфликта в реальный) один из участников социального взаимодействия, который осознал конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на то, чтобы нанести ущерб «противнику». Другой участник при этом осознает, что все эти действия направлены именно против него, и, в свою очередь, также предпринимает конкретные активные ответные действия против инициатора конфликта.

Наступает непосредственно стадия конфликтных действий. На данном этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях, а также выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто различными методами (средствами) (стадия снятия или разрешения конфликта). Устранение, прекращение инцидента – это необходимое, но не достаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать состояние фрустрации, искать его причину. В этом случае, угаснувший конфликт вспыхивает снова. Разрешение социального конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, которое позволяет погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Именно поэтому большое значение имеет заключительная пост конфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия.


3.2 Межличностные отношения как составная часть взаимодействия

Межличностные отношения – составная часть взаимодействия людей. Это, прежде всего, объективно переживаемые и осознаваемые в различной степени взаимосвязи, которые возникают между людьми. В основе межличностных отношений лежат различные эмоциональные состояния людей, которые вступают во взаимодействие, и их психологические особенности. Межличностные связи зачастую, в отличие от деловых отношений, называют эмоциональными и экспрессивными[22].

Межличностное общение – общение, которое возникает в рамках развития отношений данного рода. Процесс межличностного общения отличается направленностью на взаимное познание взаимодействующих лиц, установление и развитие взаимоотношений, а также влияние на взгляды, состояния, поведение участников определенного межличностного взаимодействия.

Выделяются определенные закономерности, которые возникают в процессе межличностного общения:

  • зависимость общения от восприятия партнера. Восприятие рассматривается в данном случае как образ другого человека, который формируется на основании оценки его внешнего вида и поведения. Достаточно часто при восприятии наблюдаются ошибки, которые в социальной психологии получили название факторов превосходства, привлекательности, отношения к нам.

При встрече с человеком, который по какому-то важному параметру нас превосходит, мы оцениваем его положительно. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы, как правило, недооцениваем его. Сущность фактора привлекательности при восприятии человека состоит в том, что под его влиянием определенные качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать его личностные характеристики. Если же человек непривлекателен, тогда и остальные его качества недооцениваются.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека;


  • неадекватная самооценка. Самооценка человека может быть завышенной либо заниженной, что зависит от психологических особенностей его личности;
  • обусловленность процесса понимания другого человека процессом рефлексии. Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает меня, т.е. процесс зеркального отражения друг друга;
  • расщепление смысла передаваемой информации. Причиной могут быть различное толкование информации, различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях людей, которые вступают в процесс межличностного общения;
  • стремление человека сохранить свой личный статус, состоятельность и собственное достоинство;
  • компенсация, когда недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.

Для того чтобы процесс межличностного общения был конструктивным, необходимо стремиться к пониманию целей и надежд, а также психологического состояния другого человека. Важно уметь поставить себя на место другого человека, создать атмосферу доверительного общения. Для этого очень важно проявлять доброжелательность, убедительные манеры, открытость.

Таким образом, межличностные отношения являются важнейшей частью взаимодействия людей, которая основывается на определенных закономерностях. Учет этих закономерностей в процессе взаимодействия в существенной мере способствует эффективности общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в рамках курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы. Общение – это сложный процесс, сущность которого необходимо рассматривать во взаимодействии трех его сторон: интерактивной стороны, коммуникативной и перцептивной. В соответствии с выделенными сторонами можно проанализировать также основные функции общения. Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности.

Рассматривая общение как форму социального взаимодействия необходимо отметить, что здесь имеется в виду именно та сторона общения, которая фиксирует не просто обмен информацией, но и организацию совместных действий, которые позволяют партнерам реализовать определенную общую для них деятельность. Взаимодействие нельзя отрывать от коммуникации, но неправильно и их отождествлять. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.


В качестве основных видов социального взаимодействия, как правило, выделяют два вида. Первый вид предполагает взаимодействие, направленное на кооперацию и сотрудничество, а второй основывается на соперничестве и нередко ведет к конфликтному взаимодействию.

Таким образом, общение как форма социального взаимодействия – это очень важный аспект анализа общения в целом. Общение как взаимодействие подчиняется ряду закономерностей, правил и т.д., которые необходимо учитывать для обеспечения его эффективности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.
  2. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.
  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576с.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752с.
  6. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208с.
  7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.
  8. Майерс Д. Социальная психология; пер. с англ. В. Гаврилов и др. – СПб.: Питер, 2006. – 793с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2008. – 581с.
  10. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
  11. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 415с.
  12. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2006. – 496с.
  13. Рубинштейн С.Л. Методологические проблемы социальной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712с.
  15. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208с.
  1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.

  3. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2008. – 581с.

  5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.

  6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576с.

  7. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208с.

  8. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.

  9. ? Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2006. – 496с.

  10. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.

  11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.

  12. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.

  13. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2006. – 496с.

  14. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.

  15. ? Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 509с.

  16. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.

  17. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.

  18. Рубинштейн С.Л. Методологические проблемы социальной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.

  19. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 415с.

  20. Майерс Д. Социальная психология; пер. с англ. В. Гаврилов и др. – СПб.: Питер, 2006. – 793с.

  21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752с.

  22. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208с.