Файл: Управление инновационным проектом. Методы управления инновационными проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Инновационная стратегия управления призвана обеспечить существенные конкурентные преимущества и значительный скачок в развития современного предприятия как в производственной, так и в социальной сферах. Многие предприятия, имея намерение такого развития, не имеют опыта в части тактической реализации подобных планов. В этом случае руководство таких предприятий обращается за помощью к компаниям, специализирующимся в области инновационной деятельности, разработке бизнес-планов проектов для заказчиков с целью реализации конкретных идей.

Впоследствии, на основе такого бизнес-плана могут быть созданы инновационные технологии и решения, которые, в свою очередь, дают правообладателю значительные конкурентные преимущества. Однако эта сфера деятельности сопровождается явными и скрытыми рисками, которые могут в свою очередь привести к перерасходу всех видов ресурсов и провалу проекта в целом.

Инновационная деятельность в России на данный момент находится в стадии роста, что означает слабую конкуренцию и существенные перспективы для развития. Однако для успешного осуществления стратегических планов по освоению этого рынка необходима успешная реализация проектов и отличная репутация. Это означает, что компания должна уметь предвидеть и минимизировать риски, связанные с планированием проектов, что делает данную тему курсовой работы актуальной для рассмотрения и изучения.

Цель данной работы: выявление проблем и возникающих рисков в инновационной деятельности компании, разработка рекомендаций и формирование предложения по усовершенствованию бизнес-планирования инновационных проектов.

Необходимо выполнение следующих задач:

- Рассмотреть понятие и виды инновационного проекта.

- Исследовать управление инновационными проектами.

- Проанализировать инновационную деятельность компании ООО «Таганай», для этого:

- Рассмотреть путь инновационного проекта.

- Рассмотреть контроль выполнения сроков проекта.

- Рассмотреть формирование отчета.

- Описать риски на примере проекта «ОБЕРЕГ».

- Выявить проблемы координации в компании и расчет экономической эффективности на примере проекта «ОБЕРЕГ».

Объект исследования – ООО «Таганай».

Предмет исследования – управление инновационным проектом в ООО «Таганай».

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами

1.1 Понятие и виды инновационного проекта

Новация (новшество) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования, рисунок 2.[1] Иными словами это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности.

Рисунок 1. Признаки новации (новшества)

В современной экономической литературе существует широкий и узкий подходы к определению толкование инновации. В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрений чего- либо нового. В рамках этого подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком понимании инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике. [2]

Рисунок 2. Признаки инновации (нововведения)

Инновация рассматривается с нескольких сторон, рисунок 2:

- Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

- Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

- Как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

- рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;

- осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;


- со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

- состоялась адаптация к новшеству;

- осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества;

- потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств, выпускаемых им продукции или услуг.[3]

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или другими словами, получение коммерческой выгоды от практического использования.[4]

Одним из определяющих условий успешной реализации инновационного процесса является правильный выбор идеи. Американский ученный в области менеджмента П. Друкер выделяет шесть источников инновационных идей:

1. Неожиданное событие для организации или отрасли – успех, неудача или какое-нибудь внешнее событие;

2. Несоответствие между существующей в данный момент реальностью и представлениями о ней (какой она должна быть);

3. Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);

4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные).[5]

Первые три источника инновационных идей относятся к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сфер услуг. Такие источники доступны для работающих в данной организации или данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним, так как они находятся вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.[6]

При выборе инновационной идеи и принятии решения о ее внедрении необходимо иметь в виду:

- Если речь идет о товарной инновации – будет ли тот или иной продукт пользоваться успехом на рынке;


- Если речь идет об инновационном проекте, то должна ставиться задача получения реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и связанные с проектом риск должен находиться предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Наиболее распространенная классификация:

1. По технологическим параметрам – инновации продуктовые и процессные;

2. По уровню новизны – инновации радикальные и ординарные;

3. По стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, – стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство (включая тактический маркетинг), сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией;

4. По масштабу новизны инновации – новые в мировом масштабе, в стране, отрасли, для фирмы;

5. По внедрению инноваций в отраслях народного хозяйства – в сфере науки, образования, в социальной сфере, в производстве;

6. По частоте применения инновации: разовые, повторяющиеся;

7. По форме новшества: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау и т.п.;

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации – научно-технический, социальный, экологический, экономический, интегральный;

9. С учетом сфер деятельности организации инновации подразделяют на:

- Производственные – новые технологии, инструменты, оборудование;

- Торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара;

- Социальные – новый способ решения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

- Управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.

10. В зависимости от характера использования:

- Потребительские инновации – для удовлетворения каких-либо личных потребностей;

- Производственные (инвестиционные) инновации – увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.

11. По иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:

- На первом уровне организация рассматривается как единое целое – корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;


- На втором уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный менеджмент;

- На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент.[8]

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:

- Для стратегического уровня – инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;

- Для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;

- Для персонального уровня – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.[9]

На этапе создания каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год.

В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организация, в которой выполняется работа по проекту. Далее следует содержание проекта. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

- Заработная плата (не более 50% общего объема);

- Начисления на заработную плату;

- Приобретение оборудования и материалов;

- Услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);

- Командировочные расходы;

- Экспедиционные расходы;

- Накладные расходы (не более 20% общего объема).

Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. В техническом задании указываются: тема работы (название проекта), год, организация (в которой выполняется работа), исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты (их научно-техническая и практическая ценность), содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности), перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.