Файл: Управление инновационным проектом. Методы управления инновационными проектами.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами
1.1 Понятие и виды инновационного проекта
1.2 Управление инновационными проектами
1.2.1 Инновационное планирование
1.2.2 Организация инновационного проекта
1.2.4 Контроль и анализ исполнения
1.2.5 Риски инновационного проекта
Глава 2 Анализ инновационной деятельности компании ООО «Таганай»
2.1 Путь инновационного проекта
2.2 Контроль выполнения сроков проекта
2.4 Описание рисков на примере проекта «ОБЕРЕГ»
2.5 Проблема координации в компании и расчет экономической эффективности на примере проекта «ОБЕРЕГ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Инновационная стратегия управления призвана обеспечить существенные конкурентные преимущества и значительный скачок в развития современного предприятия как в производственной, так и в социальной сферах. Многие предприятия, имея намерение такого развития, не имеют опыта в части тактической реализации подобных планов. В этом случае руководство таких предприятий обращается за помощью к компаниям, специализирующимся в области инновационной деятельности, разработке бизнес-планов проектов для заказчиков с целью реализации конкретных идей.
Впоследствии, на основе такого бизнес-плана могут быть созданы инновационные технологии и решения, которые, в свою очередь, дают правообладателю значительные конкурентные преимущества. Однако эта сфера деятельности сопровождается явными и скрытыми рисками, которые могут в свою очередь привести к перерасходу всех видов ресурсов и провалу проекта в целом.
Инновационная деятельность в России на данный момент находится в стадии роста, что означает слабую конкуренцию и существенные перспективы для развития. Однако для успешного осуществления стратегических планов по освоению этого рынка необходима успешная реализация проектов и отличная репутация. Это означает, что компания должна уметь предвидеть и минимизировать риски, связанные с планированием проектов, что делает данную тему курсовой работы актуальной для рассмотрения и изучения.
Цель данной работы: выявление проблем и возникающих рисков в инновационной деятельности компании, разработка рекомендаций и формирование предложения по усовершенствованию бизнес-планирования инновационных проектов.
Необходимо выполнение следующих задач:
- Рассмотреть понятие и виды инновационного проекта.
- Исследовать управление инновационными проектами.
- Проанализировать инновационную деятельность компании ООО «Таганай», для этого:
- Рассмотреть путь инновационного проекта.
- Рассмотреть контроль выполнения сроков проекта.
- Рассмотреть формирование отчета.
- Описать риски на примере проекта «ОБЕРЕГ».
- Выявить проблемы координации в компании и расчет экономической эффективности на примере проекта «ОБЕРЕГ».
Объект исследования – ООО «Таганай».
Предмет исследования – управление инновационным проектом в ООО «Таганай».
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами
1.1 Понятие и виды инновационного проекта
Новация (новшество) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования, рисунок 2.[1] Иными словами это новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности.
Рисунок 1. Признаки новации (новшества)
В современной экономической литературе существует широкий и узкий подходы к определению толкование инновации. В широком понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрений чего- либо нового. В рамках этого подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком понимании инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике. [2]
Рисунок 2. Признаки инновации (нововведения)
Инновация рассматривается с нескольких сторон, рисунок 2:
- Как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
- Как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
- Как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:
- рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве;
- осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;
- со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;
- состоялась адаптация к новшеству;
- осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже «рутинного», т.е. проведена рутинизация новшества;
- потребитель использовал новшество в своем деловом процессе, в результате которого повысил свою компетентность, получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств, выпускаемых им продукции или услуг.[3]
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды, или другими словами, получение коммерческой выгоды от практического использования.[4]
Одним из определяющих условий успешной реализации инновационного процесса является правильный выбор идеи. Американский ученный в области менеджмента П. Друкер выделяет шесть источников инновационных идей:
1. Неожиданное событие для организации или отрасли – успех, неудача или какое-нибудь внешнее событие;
2. Несоответствие между существующей в данный момент реальностью и представлениями о ней (какой она должна быть);
3. Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
5. Демографические изменения;
6. Изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные).[5]
Первые три источника инновационных идей относятся к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сфер услуг. Такие источники доступны для работающих в данной организации или данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним, так как они находятся вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.[6]
При выборе инновационной идеи и принятии решения о ее внедрении необходимо иметь в виду:
- Если речь идет о товарной инновации – будет ли тот или иной продукт пользоваться успехом на рынке;
- Если речь идет об инновационном проекте, то должна ставиться задача получения реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и связанные с проектом риск должен находиться предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]
Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Наиболее распространенная классификация:
1. По технологическим параметрам – инновации продуктовые и процессные;
2. По уровню новизны – инновации радикальные и ординарные;
3. По стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество, – стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство (включая тактический маркетинг), сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией;
4. По масштабу новизны инновации – новые в мировом масштабе, в стране, отрасли, для фирмы;
5. По внедрению инноваций в отраслях народного хозяйства – в сфере науки, образования, в социальной сфере, в производстве;
6. По частоте применения инновации: разовые, повторяющиеся;
7. По форме новшества: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау и т.п.;
8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации – научно-технический, социальный, экологический, экономический, интегральный;
9. С учетом сфер деятельности организации инновации подразделяют на:
- Производственные – новые технологии, инструменты, оборудование;
- Торговые – новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара;
- Социальные – новый способ решения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
- Управленческие – новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.
10. В зависимости от характера использования:
- Потребительские инновации – для удовлетворения каких-либо личных потребностей;
- Производственные (инвестиционные) инновации – увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию.
11. По иерархическим уровням организации. Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:
- На первом уровне организация рассматривается как единое целое – корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;
- На втором уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный менеджмент;
- На третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент.[8]
Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:
- Для стратегического уровня – инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах;
- Для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;
- Для персонального уровня – это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.[9]
На этапе создания каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год.
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организация, в которой выполняется работа по проекту. Далее следует содержание проекта. Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта. Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
- Заработная плата (не более 50% общего объема);
- Начисления на заработную плату;
- Приобретение оборудования и материалов;
- Услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);
- Командировочные расходы;
- Экспедиционные расходы;
- Накладные расходы (не более 20% общего объема).
Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием. В техническом задании указываются: тема работы (название проекта), год, организация (в которой выполняется работа), исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты (их научно-техническая и практическая ценность), содержание работы (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности), перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.
Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов. Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.). Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.