Файл: Бренд как конкурентное преимущество компании (Образ бренда компании и методы его анализа).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты бренда в экономике
1.1. Понятие и сущность бренда компании
1.2. Образ бренда компании и методы его анализа
Методы сбора количественной информации для определения образа бренда
1.3. Основные принципы управления брендом компании
2. Анализ бренда компании ООО «Спортмастер»
2.1. Общая характеристика бренда компании ООО «Спортмастер»
2.2. Положение на рынке компании ООО «Спортмастер»
«Спортмастер» - международная сеть магазинов по продаже спортивных товаров. На протяжении двух десятков лет компания стремительно поднималась среди остальных представителей сегмента и достигла неповторимых высот.
Компания «Спортмастер» объединяет в своей сети множество спортивных магазинов, которые ориентированы на реализацию широкого ассортимента продукции для людей, ведущих активный образ жизни, предпочитающих активный отдых и занимающихся спортом. В состав сети магазинов «Спортмастер» входит 39 торговых точек в Москве и Московской области и в 35 других городов России, Украины и Белоруссии.[29]
Сегодня торговая марка «Спортмастер» возглавляет список российских спортивных магазинов, является генеральным партнером множества турниров и соревнований, в том числе Олимпийских игр. Франшиза Спортмастера дает возможность всегда получать высокий доход, быстро развиваться и принимать участие в главных спортивных мероприятиях страны и городах своего присутствия.
В магазинах этой фирмы клиенты могут не только приобрести необходимые вещи благодаря огромному выбору, но также и воспользоваться дополнительными услугами, такими, как заточка коньков, проверка теннисных ракеток, доставка и сборка тренажеров, которые можно прикупить для открытия фитнес-клуба или тренажерного зала, и многое другое. Некоторые магазины также имеют центры сервисного обслуживания, где можно отремонтировать и подготовить к зиме необходимый инвентарь.
На долю «Спортмастера» приходится примерно 20% от российского рынка спортивной продукции.[30] Компания проводит активную программу содействия и популяризации активного образа жизни среди населения. Качество и ассортимент спортивной продукции, наряду с высоким уровнем сервиса и безупречной репутацией позволили фирме занять и удерживать лидерские позиции не только на рынке спортивного инвентаря России, но также и СНГ, в целом. Ее успех можно сравнить с успехом Columbia Sportswear, специализирующейся на выпуске спортивной одежды.
В какой бы магазин этой сети не зашел клиент, он найдет высокое качество обслуживания продукции мировых брендов, отменное обслуживание и строжайшее соблюдение условий гарантии, наряду с консультацией экспертов по любому товару и круглосуточной «горячей» линией. Доказательством успеха «Спортмастера» отражено в любви и признании клиентами.
Компания уделяет важное внимание рекламе и продвижению своих товаров, поддерживая свой имидж и представляя собой своего рода лицо рынка спортивных товаров. Перед началом каждого сезона выпускается единый каталог продукции, который доступный во всех магазинах сети. Информационные материалы имеются в каждом магазине в свободном доступе. Кроме того, магазин принимает участие во многих спортивных выставках, проводимых, как в российской столице, так и регионах.
Эффективность всех принимаемых мер в сфере маркетинга можно увидеть, взглянув на рост индекса спонтанной известности и число посетителей сети. Эти данные намного опережают показатели конкурентов.
Для «Спортмастер» важно развиваться и эффективно вести бизнес, получать хорошие результаты, предлагая клиентам оптимальный ассортимент товаров в условиях оптимального уровня сервиса. «Спортмастер» развивает свою сеть, чтобы стать ближе к максимально широкому кругу потребителей.
Количество магазинов насчитывается более 450 в 200 разных городах на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Китая. Спортмастер есть везде: в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, - практически в любом городе нашей страны можно найти торговую точку компании.[31]
Ежегодно потребительский поток магазинов составляет более 200 миллионов человек, что положительно влияет на конечные результаты каждого объекта. Торговая сеть «Спортмастер» вошла в десятку наиболее успешных розничных сетей на рынке спортивных товаров по всему миру, а в России и Восточной Европе компания занимает первое место.[32]
Товарная политика фирмы развита на основе потребительского спроса. Весь ассортимент предлагаемой продукции в магазинах соответствует максимальным потребительским запросам: имеет высокое качество и разумную цену. Такой подход привлекает широкий круг потребителей и приводит к хорошим конечным результатам. Компания тщательно отбирает поставщика, исключая из списка неоправданно дорогих или недобросовестных производителей.
Среди товаров можно найти все для детских спортивных игр и увлечений, школьной программы, классических и эксклюзивных видов спорта. Технологичность каждого предлагаемого товара — от спортивной формы до ботинок для профессионального треккинга - находится на высоком уровне. Современные разработки, направленные на улучшение результативности и безопасности занятия спортом, постоянно вносят изменения в товары. Компания стремится не отставать от последних технологий в сфере спорта, чтобы покупатель смог выбрать подходящий для себя товар.
Кроме основной деятельности, компания Спортмастер принимает участие в различных спортивных мероприятиях в городах своего присутствия и национальных играх. Социальная сфера жизни за пределами торговой точки также является неотъемлемой частью устойчивого развития сети.
2.2. Положение на рынке компании ООО «Спортмастер»
Компания «Спортмастер» входит в топ-10 мировых спортивных розничных сетей и является безусловным лидером на российском рынке. Доля «Спортмастер» и «Спортландии», которая тоже принадлежит холдингу, составляет около 50%. Компания добилась подобного доминирования за счёт организации прямых поставок, эксклюзивных прав на дистрибуцию многих спортивных брендов, а также за счёт системы франчайзинга.
Конкуренты «Спортмастера», иностранные сети, Decathlon и Intersport, как и другие российские спортивные ритейлеры, пока значительно уступают ему по количеству магазинов в России.
Совладельцы «Спортмастера» совершенно не стремятся к публичности. Компания была основана четырьмя выпускниками МФТИ, которые продолжают являться акционерами компании и управлять ей. Ставка на мультибрендовый формат магазинов на этапе становления компании и правильное видение тенденций развития рынка основателями позволило компании вырваться вперед и оставить позади конкурентов.
Благодаря грамотному менеджменту на протяжении двух десятилетий, сейчас «Спортмастер» контролирует большую часть рынка - уникальная ситуация для конкурентного бизнеса розничных сетей.
В последние годы «Спортмастер» делает упор на открытие магазинов в небольших городах (около 100 000 жителей), где уже сформировался высокий спрос на товары компании, а конкуренция практически отсутствует.
Также ритейлер стал уделять внимание не только продажами спортивных товаров, но и занялся их производством, что положительно сказывается на финансовых показателях. В «Спортмастере» высока доля прайват-лейблов - около 50 %.
В 2013 году компания создала с Наньянским технологическим университетом совместный научно-исследовательский центр в Сингапуре. Помимо привнесения инноваций в производство и улучшения качества товаров, этот центр поможет компании в завоевании рынков азиатских стран.
«Спортмастер» завоевал устойчивые позиции в России и продолжает экспансию. Пока рынок активного отдыха продолжает расти - россияне с каждым годом тратят всё больше денег на спортивные товары. При этом, если компании удастся закрепиться на сложном китайском рынке (пока в этой стране открыты четыре магазина), то это может стать тем направлением, с помощью которого она сможет выйти на качественно новый уровень и стать поистине международной компанией.
Есть все предпосылки для того, чтобы «Спортмастер» продолжал поддерживать высокие темпы роста бизнеса на протяжении ближайших лет.
Холдинг развивается органично — как только менеджмент видит незанятую нишу, он быстро реагирует на открывшиеся возможности и запускает новый бизнес. Сейчас в группу компаний «Спортмастер», кроме одноименной сети, входят франчайзинговые проекты «Спортландия» и Columbia, сеть магазинов одежды Ostin (более 700 магазинов), обувной ритейл Footerra.
В последние годы «Спортмастер» занимает лидирующее место в России по закупкам и продажам спортивных товаров.[33]
Проведем SNW анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон.
- SNW Strength (сильная сторона),
- Neutral (нейтральноя сторона),
- Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N).
Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
SNW анализ компании «Спортмастер» представлен в табл.1.
Таблица 1
SNW анализ компании
№ п/п |
Значимые параметры в деятельности |
W |
||
1 |
Обучение персонала |
Х |
||
2 |
Мотивация и стимулирование персонала |
X |
||
3 |
Текучесть кадров |
X |
||
4 |
Квалификация персонала |
Х |
||
5 |
Организация планирования |
Х |
||
6 |
Уровень технической оснащенности |
Х |
||
7 |
Информационное обеспечение |
X |
||
8 |
Качество оказываемых услуг |
X |
||
9 |
Организация маркетинга на предприятии |
X |
||
10 |
Ассортимент услуг |
Х |
||
11 |
Имидж (деловая репутация) предприятия |
Х |
||
12 |
Финансовая устойчивость предприятия |
Х |
||
13 |
Ценовая политика |
Х |
||
14 |
Объемы продаж |
Х |
||
15 |
Зависимость от поставщиков |
Х |
||
16 |
Ориентация на потребителя |
Х |
||
17 |
Доверие к торговой марке |
Х |
||
18 |
Стратегия развития предприятия |
Х |
Слабыми сторонами «Спортмастер» является текучесть кадров из-за недостаточной мотивации и стимулирования персонала.
Сильными сторонами «Спортмастер» являются:
- обучение и квалификация персонала,
- уровень технической оснащенности, т.к. во всех регионах и офисах сотрудники пользуются современным оборудованием, интернетом,
- организация планирования - осуществляется квалифицированными сотрудниками
- качество и ассортимент оказываемых услуг - ассортимент довольно широк и может удовлетворить потребности любого клиента, при этом качество услуги будет высоким
- имидж (деловая репутация) предприятия, качество торговой марки,
- репутация на рынке - благодаря высокому качеству оказания услуг и быстрому обслуживанию очень высока репутация на рынке;
- финансовая устойчивость предприятия - компания имеет постоянных клиентов, которые на протяжении многих лет обеспечивают высокий спрос на услуги компании.
- ценовая политика - достаточно гибкая ценовая политика, разнообразие цен, постоянным клиентам предоставляются скидки;
- объемы продаж - высокие, из-за постоянного спроса;
- ориентация на потребителя - компания тщательно следит за изменениями потребностей посетителей.
Нейтральные стороны:
- информационное обеспечение - информация о сотрудниках и клиентах занесена в базу данных, но она редко обновляется;
- организация маркетинга на предприятии и стратегия развития предприятия;
- зависимость от поставщиков - работа поставщиков напрямую не влияет на качество оказываемых услуг.
Сформируем на основе проведенного выше анализа сильные стороны и внешние угрозы
Таблица 2
Потенциальные внешние возможности и угрозы предприятию
Внешние угрозы предприятию |
Внешние возможности предприятия |
Растущее конкурентное давление Мировой экономический кризис Возможность появления новых конкурентов Сокращение цепочки «производитель - покупатель» (как следствие, прекращение деятельности) Сезонные колебания |
Обслуживание дополнительных групп потребителей (корпоративные клиенты) Выход на новый рынок, расширение сферы деятельности Совершенствование качества и повышение скорости обслуживания клиентов Возможность комплексного обслуживания клиентов |
При разработке стратегии следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, не используемая возможность может стать угрозой, если её использует конкурент.