Файл: «Системный подход при анализе потенциала организации».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая сущность и роль потенциала предприятия в его деятельности
1.1. Понятие и общая характеристика потенциала организации
1.2. Виды потенциалов предприятия
1.3. Значение потенциала предприятия в его развитии
2. Анализ потенциала предприятия ООО «Деревянный дом»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Деревянный дом»
2.2.Анализ сбытового потенциала предприятия ООО «Деревянный дом»
2.3. Анализ финансового потенциала предприятия ООО «Деревянный дом»
Введение
Потенциал предприятия – это все его скрытые или имеющиеся возможности, которые могут быть реализованы данным предприятием для достижения поставленной миссии, целей и задач.
Выявление потенциала предприятием чрезвычайно важно для него. Это поможет проанализировать все ресурсы, которые могут быть использованы им в результате осуществления своей предпринимательской деятельности.
Анализ потенциала предприятия необходимо осуществлять при помощи системного подхода. Системный подход при анализе и оценке потенциала предприятия предполагает наличие принципов и задач, которые используются им для объединения в единую научную методологию.
Анализ потенциала предприятия должен проводиться на самом высоком уровне. Необходимо сначала определить структуру потенциала предприятия, выявить тот потенциал, который является наиболее широким и перспективным для дальнейшего развития предприятия. В направлении роста данного потенциала и необходимо проводить различные мероприятия, которые помогут ему раскрыться в полном объеме.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Системный подход при анализе потенциала организации».
Объектом курсового исследования является потенциал организации.
Предмет курсового исследования - это определение системного подхода при анализе потенциала предприятия.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны характеристик системного подхода при оценке потенциала предприятия.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе необходимо рассмотреть с теоретической стороны сущность потенциала предприятия, а также его роль в деятельности данного предприятия. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть характеристику потенциала организации;
- рассмотреть виды потенциала предприятия;
- рассмотреть и определить значение потенциала предприятия в его развитии.
Во второй главе дать анализ видов потенциала предприятия ООО «Деревянный дом». Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- проанализировать общую характеристику предприятия ООО «Деревянный дом»;
- провести анализ сбытового потенциала предприятия ООО «Деревянный дом»;
- дать анализ финансового потенциала предприятия ООО «Деревянный дом».
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2013-2016 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Синяевой, Андреева, Красовского, Блэйк.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность и роль потенциала предприятия в его деятельности», «Анализ потенциала предприятия ООО «Деревянный дом»»), заключения, библиографии, приложений.
1. Теоретическая сущность и роль потенциала предприятия в его деятельности
1.1. Понятие и общая характеристика потенциала организации
Потенциал предпринимательской деятельности в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития организации и устанавливает цели. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о потенциале, анализ которого позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию организации[1].
Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Организация может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха[2].
Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты, выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций[3].
В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориентацию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта ("кривой обучения") с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул такие направления, как получение эффекта от расширения масштабов производства и оптимизации товарной номенклатуры.
В 80-х годах наметилось два подхода к выявлению конкурентных преимуществ, обеспечивающих конечный успех, – рыночная ориентация и ресурсная ориентация[4].
В соответствии с первой парадигмой, разработанной специалистами Гарвардской школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры отрасли, в которой она выступает, а с другой – от выбранной принципиальной стратегии для данной хозяйственной области. Привлекательность отрасли обуславливается действующими в ней конкурентными силами. Чем сильнее в отрасли конкуренция, тем меньше ее привлекательность для фирмы[5].
Эмпирические исследования показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия. В свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.
Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки сбыта. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут содержать в себе, например, внутрифирменные структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без внимания организационные, научно-психологические и социальные модели[6].
Критика чисто сбытовой ориентации неизбежно приводит к тому, что важное место среди факторов успеха предприятия уделяется его ресурсам и управлению ими. Принципиальное отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в ресурсах отнюдь не является производной от рыночного положения фирмы, скорее ее ресурсный потенциал обусловливает успешное выступление на рынке[7].
В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный факт, что каждое предприятие располагает разнообразными ресурсами, которое оно может выбирать на рынке факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями.
В этом заключена одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.
Очевидно, что при разработке принципов стратегии для хозяйственных областей наряду с анализом отрасли, конкуренции и рынка необходимы и обоснованные оценки ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь конкретная ситуация может показать, какой ориентации следует отдать предпочтение – рыночной или ресурсной[8].
Стратегический анализ потенциала организации надо начать прежде всего с исследования структуры отрасли в которой работает данная организация. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль, представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой[9].
Конкурентная борьба становится более жесткой при увеличении числа фирм-конкурентов при постепенном выравнивании их размеров и потенциала и при медленном росте спроса на данный товар[10].
В случае, если проникновение в ту или иную отрасль не представляет особого труда, а уровень прибыли достаточно высок, количество фирм в ней будет увеличиваться. Так появляется вторая сила воздействующая на фирму – угроза появления новых конкурентов. Если при увеличении количества фирм, рост потребительского спроса не будет расти пропорционально росту предложения в целом по отрасли, то цены, а следовательно, и прибыль будут падать. Таким образом, приход в отрасль новых фирм обусловливает верхнюю границу прибыльности данной отрасли[11].
Третьей силой воздействующей на отрасль является угроза появления товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в рассматриваемой отрасли. Если по каким-то параметрам заменитель становится более привлекательным для покупателя, то он предпочтет данный товар аналогичным с функциональной точки зрения товарам других фирм. Если на рынке появился заменитель, представляющий реальную угрозу, конкурирующие фирмы скорее всего воздержатся от повышения цен на свои товары и услуги и будут стремиться совершенствовать их[12].
Уровень конкуренции с товаром-заменителем определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель как "стоимость переключения покупателя" (т.е. затраты на переход от конкретного товара к его заменителю) [13].
Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов. Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь, будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом. Покупатели могут также использовать свое привилегированное положение и ставить фирмам-продавцам такие условия как, например, повышение качества товаров, предоставление кредита и др.
Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое действие данных сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли[14].
Таким образом, в разделе была дана характеристика потенциала предприятия, а также определены основные требования, которые необходимы при системном анализе данного потенциала.
1.2. Виды потенциалов предприятия
Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие — производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия.
Частные виды потенциалов[15]:
-менеджмента,
-ресурсный,
- маркетинга,
- сбытовой,
- поставщика,
- инвестиционно-инновационный,
- финансовый,
- жизненного цикла предприятия,
- технической подготовки производства (конструкторской и технологической),
- производственный,
- логистический,
- роста стоимости бизнеса (предприятия) [16].
Для некоторых предприятий могут быть рекомендованы дополнительные виды частного конкурентного потенциала, а именно: потенциал покупателя, потенциал экономической безопасности, предпринимательский (коммерческий) потенциал, креативный потенциал и др.
Потенциал покупателя — способность покупателя приобретать товар по цене и качеству, которые полностью или в большей части его удовлетворяют. При этом цена товара ограничивается платежеспособным спросом, а его качество — возможностью отвечать в наиболее полной мере необходимым потребительским свойствам.