Файл: Методология исследования межличностных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также к таким ассоциациям склонны пожилые люди, а также все те, кто имеет богатый опыт общения с разными людьми или им часто приходится воспроизводить поведение и психологическое состояние другого человека (актеры)

Социально-ассоциативный

Данный тип восприятия и понимания другого человека осуществляется на базе сложившихся социальных стерео­типов. Выявляется социальная категория, к которой может быть отнесен объект, и ему приписываются черты, свойственные данному типу. Такой подход присущ политикам, руководителям, социологам, философам. Рассмотренные типы, механизмы, эффекты работают либо на развитие взаимопонимания во время процесса общения, либо возводят барьеры, разрушающие этот процесс.

2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности межличностных отношений современных младших школьников

В настоящее время практически у каждого ребенка есть планшет или смартфон, которые упрощают общение и уже не требуют личного присутствия индивида. Но, всё-таки, большую часть времени человек проводит в коллективе, где волей-неволей ему приходится общаться с другими людьми. И, зачастую, от умения общаться, умения определить свой статус в коллективе зависит профессиональная деятельность и личная жизнь человека.

Что же такое межличностные отношения? Н.Н.Обозов рассматривает их как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми[19]. Они возникают на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно рассматривать как фактор психологического климата в группе. Поэтому психологический климат является наиболее важным с точки зрения коррекции. Психологический климат (по определению В.М.Шепеля) – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающие на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов склонностей[20].

В коллективе с благоприятным психологическим климатом между учениками возникают доброжелательные отношения, взаимопомощь и сотрудничество, поддержка и уважение; при совместных играх и делах ученики получают огромное удовольствие от общения друг с другом; ученики активны, энергичны, сочувствуют неудачам одних одноклассников и радуются достижениям других.


Но, когда большая часть детей любую свободную минуту использует для игр или переписки на планшетах и телефонах, которые современные родители (безусловно, желая блага своему чаду) кладут ученикам в портфели наряду с учебниками и тетрадями, когда на переменах, вместо того, чтобы пообщаться со своими сверстниками или поиграть друг с другом современные школьники стоят вдоль подоконников и как заворожённые тычут пальчиками в светящиеся экраны, педагогу бывает очень трудно переломить ситуацию Здесь приходится бороться и с родителями, и с детьми, и с техническим прогрессом. И всё же создание благоприятного психологического климата в таких условиях возможно! Надо только проявить терпение и приложить старание.

Поскольку игра в младшем школьном возрасте является основным способом социализации личности, то один из методов улучшения психологического климата – это игровой метод. Игры могут быть самые разнообразные.

Например: групповые соревновательные (командные) – члены команд болеют друг за друга, всячески поддерживают, радуются победе, огорчаются поражению. В этих играх можно и нужно задействовать родителей. В конце прошлого учебного года мы с ребятами решили провести спортивные соревнования между папами и мамами девочек и мальчиков. Папы играли в футбол, а мамы прыгали на прыгалках, в длину, крутили обручи. Дети болели за своих родителей и всячески им помогали. Победила, конечно, дружба. Родителям было тяжеловато, ведь многие уже давно не дружили с физкультурой.

Но с эмоциональной точки зрения для всех это был настоящий праздник. Ребятки забыли обо всех своих склоках и негативных отношениях. Они искренне радовались и огорчались. И, хотя соревновались не они, дети были в восторге и ни один из них даже не вспомнил про новомодные гаджеты.

Игры могут быть также и ролевыми, когда между участниками распределяются определённые роли, ставится проблема, разыгрывается ситуация и совместно находится решение. Например: на уроке технологии мы с учениками сделали поделки к новогоднему празднику для родителей и друг друга. Была поставлена проблема: придумать, как подарить эти подарки, какие сказать слова, чтобы другому было приятно принять этот подарок. Много дней дети ходили задумчивые, сосредоточенные. Зато каждый подарок был преподнесён оригинально и принят с удовольствием. Оказалось, что дети сделали своими руками подарок и для учителя и придумали нестандартный способ его преподнесения (сочинили и спели песенку, положили подарок на красивое полотенце). А главное, что ребята совместно, без помощи и подсказки учителя, собрались и сделали всё своими руками, общаясь друг с другом наяву, а не виртуально. Значит, труд педагога не пропал даром. Игра также используется для определения качества межличностных отношений между детьми и коррекции поведения. В играх всё происходит для ребёнка естественно и привычно, если все дети усвоили правила игры, каждый знает свою роль и роли партнёров, если процесс игры объединяет детей, все действия согласованы. Дети любят играть в «Школу», «Магазин» и другие игры. Роли в игре выбираются в зависимости от личностных качеств учеников. Например, при подготовке репортажа о родном городе, то роли корреспондентов выполняли самые непоседливые ученики в классе. Так происходит коррекция поведения через значимость ребёнка в игре. В процессе игры прекращается недовольство друг другом, дети с неуживчивым характером подчиняются общим правилам.


На положение ребёнка в межличностных отношениях большое влияние оказывает речь. Поэтому был организован кружок «Школа развития речи», на котором дети совершенствуют навыки грамотной речи, разгадывают кроссворды, составляют ребусы, проводят различные конкурсы скороговорок, чистоговорок.

Детям очень нравится заниматься в кружке «Театральное мастерство».

К празднику 8 марта силами детей была инсценирована сказка «Репка» в современной интерпретации в стихах. Сказку репетировали все дети и знали роли, поэтому могли заменить своих отсутствующих товарищей. Такая работа предполагает дружеское общение, желание придти на помощь друг другу. Всем очень понравилось, артистам долго аплодировали. После выступления было чаепитие и тут выяснилось, что дети совершенно не знакомы с культурой поведения за столом, каждый думал только о том, как побольше положить в свою тарелку, кричали, громко смеялись, толкались. С этого времени появился кружок «Этика: азбука добра». Следующее совместное чаепитие прошло гораздо успешнее и спокойнее. Дети с радостью применяли на практике полученные знания и умения.

Для того, чтобы корректировать общение ученика со сверстниками, следует подключать школьного психолога для выявления психических особенностей каждого ребёнка, педагогу необходимо быть в контакте с родителями, знать роль ребёнка в семье. Необходимо как можно раньше увидеть и распознать проблемы в общении и помочь ребёнку решить их. В личных беседах с родителями и на родительских собраниях, постоянно поднимать вопрос о межличностных отношениях, призывать родителей наблюдать за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда находится к компании незнакомых людей; призывать взрослых внимательно следить за своей речью в присутствии детей, стараться не конфликтовать, не кричать друг на друга, не оскорблять. Никогда не забывать, что дети копируют наше поведение и на свои отношения друг с другом. Не жаловаться на детей в их присутствии, это может занизить самооценку ребёнка. Он замкнётся, «уйдёт в себя» и тогда будет очень трудно вынуть его из этой «скорлупки». В классе был случай, когда мальчик обозвал девочку не детским словом, явно услышанным от взрослых. Родители девочки, чувствуя праведный гнев, решили разобраться с родителями мальчиками. Дети давно уже помирились, мальчик извинился, девочка простила, а вот родители, живя в одном подъезде, до сих пор не разговаривают друг с другом.


При этом и одна и другая сторона считают себя правыми.

Москвина А.С. обращает внимание на эмоциональную составляющую межличностных отношений. Семья – самый важный фактор, влияющий на психоэмоциональное становление ребёнка. Кто, как не близкие и родные люди, могут помочь, понять, направить подрастающее дитя? Проблема нарушения восприятия мира, а конкретнее эмоционально-волевой сферы, зависит от родителей, которые должны принимать и понимать потребности ребёнка в переживании эмоций»[21].

Ещё раз хочется обратить пристальное внимание коллег и родителей, что проблемы в общении и взаимоотношениях в младшем школьном возрасте неизбежны и требуют внимательного рассмотрения и решения. Задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности, раскрыть ценность каждого школьника и для его одноклассников, что позволит ему быть более компетентным и в общении со сверстниками. Чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, успешно устанавливали новые контакты следует помнить, что воспитанность человека, хорошие манеры, уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.

2.2. Влияние межличностных отношений на самооценку младших школьников

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование каких-либо учебных действий, и лишь косвенно – на развитие самооценки ребенка. В школе мало возможности для реализации индивидуального подхода в обучении, поэтому ребенок формирует свою самооценку исходя из мнения окружающих его людей и качества полученных оценок.

В рамках ФГОС уже разработана программа «психологического сопровождения младших школьников» (Быстрова Е.В. ноябрь 2013 года). В данной программе затрагивается проблема гармоничного развития ребенка, которое должно содержать не только интеллектуальное, но и физическое, эмоциональное и личностное развитие[22].

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 р.п. Чунский Иркутской области.

В качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5-го «а» класса, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 21 человек, 13 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.


В качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «б» класса, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 19 человек, 10 девочек и 9 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.

Целью - изучение взаимосвязи между межличностными отношениями и самооценкой младших школьников.

Задачи исследования:

- изучить психологический климат класса;

- исследовать уровень самооценки у детей младшего школьного возраста;

- выявить влияние межличностных отношений на самооценку детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: уровень развития межличностных связей может влиять на самооценку младших школьников.

Предметом исследования являются самооценка и межличностные отношения младших школьников.

Объект: дети младшего школьного возраста (от 10-11 лет) МБОУ СОШ №1 р.п. Чунский Иркутской области.

В работе были использованы следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено (Приложение 1), методика В.В. Новикова «Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»» (Приложение 2); экспресс-диагностика уровня самооценки.

Также в работе были использованы методы математической обработки: корреляционный анализ Спирмена и U-критерий Манна – Уитни. Рассмотрим результаты, полученные при использовании выбранных методик и методов математической обработки.

Исследование социометрического статуса и самооценки проводилось в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух. Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.

Обработка данных социометрического эксперимента

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего школьного возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

Таблица 1

Количественные характеристики статусных категорий при первичной диагностике экспериментальных групп «А» и «Б».

Группа «А»

Группа «Б»

№ п/п

Статусная категория

Количество человек

Процентное выражение

Количество

человек

Процентное выражение

1

«Лидеры»

3

15,78

3

14,28

2

«Предпочитаемые»

9

47,37

7

33,33

3

«Пренебрегаемые»

3

15,78

5

23,8

4

«Отверженные»

4

21,05

6

28,57