Файл: Методология исследования межличностных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЖ. МОРЕНО

 Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

  1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, от­вергнутые);
  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем,  чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1

А.

1

3

3

2

2

Б.

2

2

2

3

3

В.

3

3

3

4

Г.

1

1

2

5

Д.

2

3

3

6

Е.

3

3

3

7

З.

1

3

2

3

8

И.

9

К.

2

10

Л.

1

1

2

1

1

3

11

М.

2

1

1

2

3

Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1

1

1

0,5

4,5


Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

  1. Количество выборов ограничивается 3—5;
  2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
  3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О. _________________________________________, класс _______

Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.

Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) _______________________________________________________________

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг —
это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг —
зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего по­казателя.

III. Третий круг —
зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг —
зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

Приложение 2

ИНТЕГРАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

«КТО Я ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ»

(методика В.В.Новикова)


Цель: выявить уровень самооценки личности.
Инструкция. Перед вами 10 семибалльных линий, обозначающих довольно важные качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой - самые высокие оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.). Теперь оцените свое собственное здоровье и другие девять качеств на прямых линиях любым знаком (точкой, крестиком, галочкой). Действуйте не торопясь, но и не раздумывая слишком долго: не ищите удобных вариантов, так как нет плохих или хороших ответов, а есть правильные и неправильные.


Здоровье

-1 2 3 4 5 6 7+

самые больные самые здоровые

Ум

-1 2 3 4 5 6 7+

самые глупые самые умные

Доброта

самые -1 2 3 4 5 6 7+

самые злые самые добрые

Честность

-1 2 3 4 5 6 7+

самые лживые самые правдивые

Общительность

-1 2 3 4 5 6 7+

самые необщительные самые общительные

Принципиальность

-1 2 3 4 5 6 7+

самые безпринципные самые принципиальные

Искренность

-1 2 3 4 5 6 7+

самые неискренные самые искренние

Смелость

-1 2 3 4 5 6 7+

самые робкие самые смелые

Привлекательность

-1 2 3 4 5 6 7+

самые непривлекательные самые привлекательные

Счастье

-1 2 3 4 5 6 7+

самые несчастные самые счастливые

Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

Адекватная самооценка - около 40 баллов (±5)

Тенденция к завышению - 46-59 баллов

Тенденция к занижению - 34- 21 балл

Явно завышенная самооценка - 60-70 баллов

Явно заниженная самооценка - 20- 10 баллов

Содержательное толкование результатов тестирования проводится на основе анализа графика (профиля) самооценки.

Интерпритация результатов: Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки


Самооценка


Особенности повелений


Отношение к ошибкам


Своим


Чужим


Адекватная


Активность, общительность, оптимизм


В целом — адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют.


Высокая


Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.


Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них.


Сравнительно безразлично.


Завышенная


Высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.


Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)


Считают закономерными, само собой разумеющимися


Низкая


Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.


Переживают, но не стремятся исправить.


Сравнительно

безразлично.


Заниженная


Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.


Считают закономерными, воспринимают как должное.


Оправдывают,

считают случайными.


  1. Андриенко Е.В.: Социальная психология. - М.: Академия, 2011. – С. 12.

  2. Там же.

  3. Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. – С. 10.

  4. Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. – С. 10.

  5. Там же.

  6. Кацапова И.А. Общественный статус современного человека // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 12. - С. 11.

  7. Мананикова Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Мананикова. - М., 2014. – С. 183.

  8. Там же.

  9. Мананикова Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Мананикова. - М., 2014. – С. 185.

  10. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98.

  11. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98.

  12. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. – С. 98.

  13. Там же.

  14. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45.

  15. Там же.

  16. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45.

  17. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 45.

  18. Андриенко Е.В.: Социальная психология. - М.: Академия, 2011. – С. 12.

  19. Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлёв. М.: ПЭР СЭ, 2002. – С. 165.

  20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – С. 128.

  21. Москвина А.С. Основные психолого-педагогические причины эмоциональный нарушений у детей // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам II научно-практической конференции 31 августа 2014 года.: Часть II. – Белгород., 2014. - C. 37.

  22. Быстрова Е.В. «Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС», http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/ library/2013/04/25/psikhologicheskoe-soprovozhdenie-realizatsiifgos.

  23. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан – СПб., – 2002. – С. 21.