Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе

Перспективы развития организации и проведения тестирования в учебном процессе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

2.2. Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

2.3 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

ВВЕДЕНИЕ

Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования [49].

Методы современного обучения в их традиционных вариантах подразделены на следующие части: методы преподавания; методы учения; методы контроля.

Педагогический контроль в процессе обучения выполняет целый ряд функций, к ним относятся следующие: оценочная; стимулирующая; обучающая; воспитательная; развивающая; диагностическая и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля могут представлять собой различные виды работ, например, контрольные работы, экзамены, устный опрос, лабораторные работы, рефераты. В начальной школе наиболее распространены самостоятельные и контрольные работы, текущее и итоговое тестирование. Такие методы контролирования успеваемости обучающихся в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, времени, методов и места.

Перечисленные выше методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них:

1)  Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

- в настоящее время зачастую проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их критериях и уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

- различие в профессиональной квалификации;

- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;


- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;

- иногда оценки, выставляемые студентам, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.

2)  Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. К таким можно отнести - отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто преподаватель мучается с вопросом: "Какую оценку поставить - "неуд" или все же можно оценить как "удовлетворительно"?”).

3)  Трудности, связанные, непосредственно, с самими обучающимися: списывание, использование шпаргалок, "взаимопомощь" на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

4)  Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине (предмету) в различных учебных заведениях [40].

На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста [18].

Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными российскими (В.С.Аванесов, Б.А.Ашарин, В.П.Беспалько, В.Г.Кузнецов, А.Н.Майоров, А.И.Огорелков, П.И.Пидкасистый, С.С.Степанов, И.А.Цатурова, М.Б.Челышкова и др.) и зарубежными (Д.Вилфорд, Д.Гласс, К.Ингенкамп, Дж.Стенли и др.) учеными [2, 3, 6].

Таким образом, мы видим, что данная проблема рассматривалась многими учеными в различных аспектах, что свидетельствует об интересе науки к ней в разные годы.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс позволяют тесты, так как обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний.


Однако, важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его организовывать. Учитывая вышеизложенное, проблема организации и проведения тестирования младших школьников является актуальной, требующей своего разрешения в рамках специального педагогического исследования.

Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.

Предмет исследования – содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования в начальной школе.

Цель исследования – разработка системы тестовых заданий, направленных на выявление качества учебных достижений младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю и особенности возникновения тестирования;
  2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  3. Выявить возможности и особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы.
  4. Определить перспективы тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников.
  5. Разработать систему тестовых заданий, направленных на выявление качества учебных достижений младших школьников.

Методы исследования: Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач использовалась совокупность следующих методов: теоретические – анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе


История возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит вглубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако все эти методы исследования вряд ли можно назвать тестами в нашем современном понимании этого термина.

В современном понимании история метода тестирования началась в конце XIX века, в период революционного изменения общественного сознания, совпавшего, по времени, с научным кризисом, поразившим естествознание [31].

Основным родоначальником тестирования можно назвать известного ученого с английскогим происхождением Ф.Гальтона. В 1884-1885 гг. он проводил серию испытаний среди посетителей лаборатории – детей и взрослых, у которых определялись быстрота реакции, жизненная емкость легких, вес, рост, сила кисти (его изобретение – сжимание ручного динамометра) сила удара кулаком, становая сила и острота зрения. В школьной практике его тесты начали применяться в 1892 году, а уже в 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания) [35].

Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические и психологические. Он обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста [46].

В Европе к концу ХIХ века сложились две традиции в контроле знаний:

1) немецкая – устные формы экзамена в присутствии комиссии, состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один (реже два) сравнительно объемный вопрос, ответ на который должны были свидетельствовать об уровне знаний всего курса;

2) английская – письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось 10-12 коротких заданий, из разных тем [25].

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. В Америке они получи нсзвание - педагогические. Эти тесты вызывали к себе опасение со стороны придерживающихся к традиционной педагогической науке и практике. Типичными аргументами противников тестового метода, в обобщенном виде, сводились к следующим утверждениям:


– тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации;

– применение метода тестирования унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

– в педагогике нет, и не может, быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов [26].

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка.  Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.

Начало 30-х годов стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Были допущены серьезные ошибки в практике их применения, что нанесло определенный ущерб школе (например, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учёта других факторов, влияющих на результаты проверки), а поэтому и было справедливо подвергнуто критике.

В 1950-1970-ых гг. XX в. метод тестирование можно было охарактеризовать одним словом: застой. Интерес к тестам в этот период заметно вырос, но ситуация с ними преобрела проблемы, а именно, кажущаяся с первого взгляда простота их создания породила множество некачественных самоделок, дискредитирующих этот перспективный метод научной организации объективного педагогического контроля знаний и самоконтроля [27].

В настоящее время, как в российских такии в зарубжных школах и в высших учебных заведениях метод тестирования прижился и активно используется уже много лет [46].

В ходе проведения промежуточной и итоговой аттестации очень удобно использовать тесты вместо контрольных работ и зачетов. Положительным в этом можно считать следующее:

  • охват большего по объему материала для проверки в отличие от контрольной работы или зачета;
  • быстрая проверка и даже самопроверка;
  • подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в новой форме;
  • актуальность и соответствие современным методам контроля и проверки.

В работе с одаренными детьми также использую тестирование, так как в этой же форме проводятся в настоящее время и международные конкурсы, например, по математике такие как «Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка».


Смотрите также файлы