Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования [49].
Методы современного обучения в их традиционных вариантах подразделены на следующие части: методы преподавания; методы учения; методы контроля.
Педагогический контроль в процессе обучения выполняет целый ряд функций, к ним относятся следующие: оценочная; стимулирующая; обучающая; воспитательная; развивающая; диагностическая и др.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.
Систему контроля могут представлять собой различные виды работ, например, контрольные работы, экзамены, устный опрос, лабораторные работы, рефераты. В начальной школе наиболее распространены самостоятельные и контрольные работы, текущее и итоговое тестирование. Такие методы контролирования успеваемости обучающихся в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, времени, методов и места.
Перечисленные выше методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них:
1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
- в настоящее время зачастую проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их критериях и уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
- различие в профессиональной квалификации;
- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;
- иногда оценки, выставляемые студентам, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.
2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. К таким можно отнести - отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто преподаватель мучается с вопросом: "Какую оценку поставить - "неуд" или все же можно оценить как "удовлетворительно"?”).
3) Трудности, связанные, непосредственно, с самими обучающимися: списывание, использование шпаргалок, "взаимопомощь" на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине (предмету) в различных учебных заведениях [40].
На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста [18].
Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными российскими (В.С.Аванесов, Б.А.Ашарин, В.П.Беспалько, В.Г.Кузнецов, А.Н.Майоров, А.И.Огорелков, П.И.Пидкасистый, С.С.Степанов, И.А.Цатурова, М.Б.Челышкова и др.) и зарубежными (Д.Вилфорд, Д.Гласс, К.Ингенкамп, Дж.Стенли и др.) учеными [2, 3, 6].
Таким образом, мы видим, что данная проблема рассматривалась многими учеными в различных аспектах, что свидетельствует об интересе науки к ней в разные годы.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс позволяют тесты, так как обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний.
Однако, важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его организовывать. Учитывая вышеизложенное, проблема организации и проведения тестирования младших школьников является актуальной, требующей своего разрешения в рамках специального педагогического исследования.
Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования – содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования в начальной школе.
Цель исследования – разработка системы тестовых заданий, направленных на выявление качества учебных достижений младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить историю и особенности возникновения тестирования;
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Выявить возможности и особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы.
- Определить перспективы тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников.
- Разработать систему тестовых заданий, направленных на выявление качества учебных достижений младших школьников.
Методы исследования: Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач использовалась совокупность следующих методов: теоретические – анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе
История возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит вглубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако все эти методы исследования вряд ли можно назвать тестами в нашем современном понимании этого термина.
В современном понимании история метода тестирования началась в конце XIX века, в период революционного изменения общественного сознания, совпавшего, по времени, с научным кризисом, поразившим естествознание [31].
Основным родоначальником тестирования можно назвать известного ученого с английскогим происхождением Ф.Гальтона. В 1884-1885 гг. он проводил серию испытаний среди посетителей лаборатории – детей и взрослых, у которых определялись быстрота реакции, жизненная емкость легких, вес, рост, сила кисти (его изобретение – сжимание ручного динамометра) сила удара кулаком, становая сила и острота зрения. В школьной практике его тесты начали применяться в 1892 году, а уже в 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания) [35].
Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические и психологические. Он обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста [46].
В Европе к концу ХIХ века сложились две традиции в контроле знаний:
1) немецкая – устные формы экзамена в присутствии комиссии, состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один (реже два) сравнительно объемный вопрос, ответ на который должны были свидетельствовать об уровне знаний всего курса;
2) английская – письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось 10-12 коротких заданий, из разных тем [25].
Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. В Америке они получи нсзвание - педагогические. Эти тесты вызывали к себе опасение со стороны придерживающихся к традиционной педагогической науке и практике. Типичными аргументами противников тестового метода, в обобщенном виде, сводились к следующим утверждениям:
– тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации;
– применение метода тестирования унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;
– в педагогике нет, и не может, быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов [26].
Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.
Начало 30-х годов стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Были допущены серьезные ошибки в практике их применения, что нанесло определенный ущерб школе (например, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учёта других факторов, влияющих на результаты проверки), а поэтому и было справедливо подвергнуто критике.
В 1950-1970-ых гг. XX в. метод тестирование можно было охарактеризовать одним словом: застой. Интерес к тестам в этот период заметно вырос, но ситуация с ними преобрела проблемы, а именно, кажущаяся с первого взгляда простота их создания породила множество некачественных самоделок, дискредитирующих этот перспективный метод научной организации объективного педагогического контроля знаний и самоконтроля [27].
В настоящее время, как в российских такии в зарубжных школах и в высших учебных заведениях метод тестирования прижился и активно используется уже много лет [46].
В ходе проведения промежуточной и итоговой аттестации очень удобно использовать тесты вместо контрольных работ и зачетов. Положительным в этом можно считать следующее:
- охват большего по объему материала для проверки в отличие от контрольной работы или зачета;
- быстрая проверка и даже самопроверка;
- подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в новой форме;
- актуальность и соответствие современным методам контроля и проверки.
В работе с одаренными детьми также использую тестирование, так как в этой же форме проводятся в настоящее время и международные конкурсы, например, по математике такие как «Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка».