Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (Возможности метода тестирования как средства контроля качества усвоения учебного материала учащимися).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

История организации и проведения тестирования в психолого–педагогической литературе

Перспективы развития организации и проведения тестирования в учебном процессе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

2.2. Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

2.3 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

– формирование личности ребенка через содержание предмета «Математика», формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, к труду, усвоению культурно-исторических ценностей своего народа и общечеловеческой культуры;

– развитие математического мышления;

– осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни.

Учебная программа математике определяет следующие требования к знаниям учащихся 4 класса, которые должны знать:

– структуру текстовой задачи;

–правила порядка выполнения арифметических действий;

– названия компонентов арифметических действий;

– переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;

– правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий;

– обозначения единиц величин;

– соотношения между единицами длины, массы, времени, объёма;

– зависимости между величинами: скорость, расстояние (пройденный путь), время; производительность, время, затраченное на работу, выполненная работа; урожайностью, площадью и массой урожая.

Учащиеся должны уметь:

– правильно использовать математические знаки;

– анализировать, сравнивать, использовать аналогию и обобщать;

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

– решать текстовые задачи, в том числе на движение, на совместную работу, на зависимости между величинами, арифметическим способом и с помощью уравнения;

– различать равенства и неравенства; выражения и уравнения;

– использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойства при нахождении значения выражений;

– использовать правила кратного и разностного сравнения чисел;

– пользоваться правилами порядка выполнения арифметических действий в выражениях при нахождении значения выражений;

– строить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге;

– отличать окружность от круга; распознавать углы;

– обозначать геометрические фигуры латинскими буквами и правильно произносить эти буквы [16].

Анализ учебной программы, позволил на втором этапе опытно- экспериментальной работы разработать систему тестовых заданий по учебному предмету «Математика»:

– «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» [Приложение 7];

– «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения» [Приложение 8];


– «Письменное деление числа на двузначное число, в результате которого получается многозначное число» [Приложение 9];

– «Объем. Единицы объема» [Приложение 10];

– «Письменное деление на трехзначное число, в результате которого в значении частного получается либо двузначное, либо трехзначное, либо многозначное число» [Приложение 11].

В разработанных тестах сочетаются различные формы тестовых заданий:

I. Тестовые задания закрытого типа:

1) задания с выбором одного правильного ответа;

2) задания с выбором нескольких правильных ответов;

3) задания на установление соответствия;

4) задания на установление правильной последовательности;

II. Тестовые задания открытого типа:

1) задания на дополнение;

2) задания со свободными развернутыми ответами.

Рассмотрим тестовые задания закрытого типа.

1) Задания с выбором одного правильного ответа. Основной текст задания сформулирован в виде утверждения. Далее следуют варианты ответов, где правильным является только один.

Рис. 4. Фрагмент тестового задания с выбором одного правильного ответа в интерфейсе iSpringQuizMake

На рис. 4 представлено тестовое задание по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» с выбором одного правильного ответа: r 2) Задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания ставят перед собой сложную задачу, чем задания с одним верным ответом.

Рис. 5. Фрагмент тестового задания с выбором нескольких правильных ответов в интерфейсе iSpringQuizMaker

На рис. 5 представлено тестовое задание по теме «Письменное деление на трехзначное число, в результате которого в значении частного получается либо двузначное, либо трехзначное, либо многозначное число» с выбором нескольких правильных ответов. Задания на установление соответствия. В таких заданияхучащийся должен определить соответствия между элементами двух множеств.

Рис. 6. Фрагмент тестового задания на установление соответствия в интерфейсе iSpringQuizMaker

На рис.6 представлено тестовое задание по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» на установление соответствия. Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания этой формы предназначены для проверки знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, и др.


Рис. 7. Фрагмент тестового задания на установление правильной последовательности в интерфейсе iSpringQuizMaker

На рис. 7 представлено тестовое задание по теме «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения» на установление правильной последовательности.

Рассмотрим тестовые задания открытого типа. Их отличительной особенностью является то, что в процессе их выполнения испытуемый сам записывает правильный ответ (слово, выражение, число, формулу и т.д.).

1) Задания на дополнение. Данные задания предлагают, что ответ формулируется самим школьником: это может быть формула, слово и др. Предполагается краткий ответ. С их помощью проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации.

На рис. 8 представлено тестовое задание по теме «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения» на дополнение ответа.

Рис. 8. Фрагмент тестового задания на дополнение в интерфейсе MicrosoftPowerPoint

2) Задания со свободными развернутыми ответами. Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями. [22].

Рис. 9. Фрагмент тестового задания со свободным развернутым ответом в интерфейсе MicrosoftPowerPoint

На рис. 9 представлено тестовое задание на тему «Объем. Единицы объема» со свободным развернутым ответом.

В настоящее время особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество. В ходе нашего экспериментального исследования нами была выбрана тестовая оболочка iSpringQuizMaker. Она обладает понятийным интерфейсом, простотой навигации и в то же время позволяет учителю четко контролировать усвоение учебного материала. Пока тест не проверен, ученик может вернуться к любому заданию и поменять свой ответ. После выполнения всех заданий школьник нажимает кнопку «Завершить», программа проверяет тест (Рис. 10).

Рис. 10. Результаты тестирования

По завершению тестирования учащийся может ознакомиться с результатом, вернуться к любому заданию и сравнить выбранный им вариант ответа с верным (Рис.11).

Рис. 11. Сопоставление отмеченного и правильного ответов


Тестирование младших школьников осуществлялось с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая предоставляет большие возможности для реализации тестового контроля знаний. Тест, созданный в данной программе, представлен в виде презентации и отвечает таким требованиям как понятный интерфейс, простота процесса тестирования; наличие одинаковых (для всех пользователей) правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов; снижение затрат времени на проверку учебных достижений. Тестирование с помощью программ iSpringQuizMaker, MicrosoftPowerPoint позволило выявить качество учебных достижений младших школьников.

Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников общеучебных умений и навыков. Управлять и корректировать данный процесс возможно лишь на основании результатов, полученных в результате контроля. Проверка результатов обучения должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень сформированности представлений и понятий, умений и навыков, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении. Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение.

2.3 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

Изучение состояния теории и практики исследуемой проблемы и получение положительного опыта по применению тестирования в качестве средства контроля явилось отправным моментом разработки программы опытно- экспериментальной работы. Опытно-исследовательская работа проводилась в 4 «В» и 4 «Г» классах ГОУ СОШ №508 ЮАО г. Москвы и предусматривала 2 этапа: констатирующий, формирующий.

Для выявления эффективности работы в качестве критериев были определены:

1. Усвоение системы знаний (по методике Г.А.Русских);

2. Сформированность интеллектуальных умений и навыков (по методике М.А. Ступницкой);


3. Сформированность учебно-познавательного интереса (по методике Г.В.Репкиной, Е.В.Заики).

Первый критерий – усвоение системы знаний – оценивается при помощи уровней:

− оптимальный – воспроизведение своими словами, представление знаний в различных формах: вербальной, математической, графической и др;

− допустимый – воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий; определений, норм, правил; текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.;

− низкий – рассматривая предъявленный объект, учащийся отвечает, соответствует ли он поставленному вопросу (опознает его).

Диагностика уровня усвоения системы знаний осуществляется с помощью методики Г.А.Русских «Определение уровня усвоения системы знаний».

Второй критерий – сформированность интеллектуальных умений и навыков – характеризуется следующими уровнями:

− высокий – учащийся успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления;

− средний – воспринимая учебную информацию, школьник нуждается в дополнительных разъяснениях;

− низкий – учащиеся, воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно.

Третий критерий – сформированность познавательной активности. Познавательная активность может быть сформирована на 6 уровнях:

− первый уровень – в данном случае речь идет об отсутствии у ребёнка познавательного интереса вообще;

− второй уровень – в обычных условиях текущей учебной работы у ребенка учебно-познавательный интерес практически отсутствует, однако при введении нового материала достаточно часто возникают положительные эмоции;

− третий уровень – учебно-познавательный интерес обнаруживается в том, что у ребенка периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении познавательного, теоретического материала;

− четвертый уровень – учебно-познавательный интерес обнаруживается в положительных эмоциональных реакциях на способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик;

− пятый уровень – интерес направлен не столько на способы решения частных единичных задач, сколько на общий способ решения целой системы задач;

− шестой уровень – в этом случае интерес является постоянной характеристикой ученика и выходит за пределы изучаемого материала.

Опытно-экспериментальная работа по организации тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников проводилась на базе ГОУ СОШ № 508 ЮАЮ г. Москвы. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 «В» класса. Результаты, полученные в экспериментальном классе, сравнивались с аналогичными показателями в контрольном 4 «Г» классе. Состав учащихся составлял 25 человек в каждом классе. Работа осуществлялась в соответствии с ФГОС НОО.


Смотрите также файлы