Файл: Метод эксперимента и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
также полевое лабораторное наблюдение.и поведение при наблюдении ними в может значительно изменяться.
наблюдения складывается следующих этапов.
1. Определение цели (для чего наблюдать?).
2. Выбор предмета и (что наблюдать?).
3. способа наблюдения, влияющего на объект и обеспечивающего сбор информации (как наблюдать?).
Выбор способа наблюдаемого (как записи?).
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
, что также надо учитывать,
В условиях педагогической деятельности наблюдение всегда доступно педагогу. Однако для того, чтобы данный метод давал достоверную и разностороннюю педагог должен в себе навыки и качества.
, что также надо учитывать,
(от лат. – проба, – один основных методов первичной информации, тем, что планомерно манипулирует или несколькими (факторами) и сопутствующие изменения проявлении изучаемого явления. [4]
В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего — простое фиксирование изменений, происходящих независимо от экспериментатора.
, что также надо учитывать,
Общие правила проведения лабораторного эксперимента:
¦ экспериментатором независимых и контроль воздействием на (контроль за зависимых переменных);
¦ выделение и экспериментальной для сравнения воздействия на испытуемых.
эксперимент проводится специальных условиях, испытуемого определяются испытуемый знает, проводится эксперимент, до конца смысла эксперимента и не знать.
как метод исследования характеризуется что в целенаправленно и создается такая ситуация, в рассматриваемое свойство выделяется, анализируется оценивается лучше Психологи выделяют разновидности эксперимента: и лабораторный.
Различие между естественным и лабораторным экспериментами заключено в определенных условиях, когда изучается поведение человека или проявляются те или иные качества его характера. Условия проведения эксперимента могут быть отдалены или, наоборот, максимально приближены к действительности. Естественный эксперимент проводится в основном в обычных жизненных условиях. В этом случае экспериментатор практически не вмешивается в естественный ход событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Данные, получаемые результате естественного наиболее точно типичному жизненному того или человека. Но этом они всегда являются из-за отсутствия экспериментатора возможности контролировать влияние посторонних факторов изучаемое свойство личности. Лабораторный подразумевает создание искусственной ситуации, которой, по экспериментатора, изучаемое легче всего пронаблюдать и Результаты, получаемые окончании лабораторного в отличие естественного, характеризуются но уступают степени естественности.
Основное эксперимента заключается том, что позволяет надежнее, все остальные сделать выводы причинах связи явления с Несмотря на главное достоинство, как метод в психологии реже всего.напрямую связано тем, что и провести всем требованиям на практике тяжело. Поэтому началом использования своей работе необходимо пройти обучение.
Кроме основных сбора первичной используют и методы — опрос, биографический анализ результатов и др. [12]
— (от test — проба) — из методов первичной информации, предъявлением испытуемым заданий, позволяющих уровень развития психического явления.
Часто называют стандартизированным подразумевая, что выполнении его а также обработке результатов четко соблюдаться нормы и что и получать достаточно результаты.
Тестирование как психологического исследования осуществляется посредством Применяя тесты, получить достаточно качественную или характеристику изучаемого От других сбора информации психологии тест отличается тем, в основе лежит четкая сбора и первичных данных.разнообразным тестам в том если требуется или сравнить различных групп дать дифференцированные сопоставимые оценки. несколько вариантов тест-опросник, тест-задание, тест.
Тест-опросник представляет систему заранее тщательно подобранных проверенных с зрения их вопросов, по на которые судить о качествах того иного человека.
В испытуемому предлагается серию специальных по итогам и судят наличии или у человека качества характера.два варианта применимы к разным группам Различия могут в возрасте, принадлежности к и др.
Существенным данного метода личности является что испытуемый сознательно повлиять результаты, тем исказив представления себе. Это в том если испытуемый знаком со предлагаемого теста способом оценивания результатов. Помимо тест-опросник и невозможно применить когда изучению такие характеристики психологические свойства, существовании которых и не подозревает. [11]
В этих применяют третий - проективные Здесь в лежит механизм Согласно этому испытуемый как приписывает неосознаваемые собственные качества, недостатки, другим В рамках теста психолог испытуемого в сюжетно неопределенную которую необходимо интерпретировать. Например, картинки, на изображены люди, неопределенным или со стороны испытуемый должен что делают люди, построить их дальнейшей продолжить начатый и т. А затем основании содержательной ответов они собственно о отвечающих. Проективные более подходят взрослых, тогда тесты-задания и - для и подростков.проективных тестов со стороны высокой профессиональной и специальной подготовки.
тестирование является простым и методом исследования Его может как профессиональный (например, проективные тесты-здания), так человек, не к психологии отношения, но получить знания себе самом об окружающих тест-опросник).
ОПРОС — получения психологической основанный на или письменном к человеку вопросами, содержание составляет проблему исследования.
Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирования и интервьюирования. Если опрос проводится письменно с использованиеманкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В практической деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Опрос собой метод, ходе которого отвечает на задаваемых ему У метода есть несколько устный, письменный, стандартизированный. Так как и наблюдения, опрос ряд достоинств недостатков.
Устный опрос проводить в случае, если вести учет и реакций человека. Ответы напрямую зависят личности психолога, профессиональной подготовки, также от особенностей испытуемого.опроса требует обучения и определенных временных но позволяет проникнуть в человека, нежели опрос.
Письменный опрос в том если изначально охватить большое людей. Его распространенной формой анкета. Проведение опроса не дополнительного специального и невольного самого исследователя.этот факт является главным методики, т. применяя анкету, заранее учесть отвечающего на вопросов, манеру и прочую информацию. [3]
Свободный опрос является разновидностью устного или письменного опроса и характеризуется тем, что перечень задаваемых вопросов и возможных на них ответов не имеет ограничения. Плюсом данного типа опроса считается возможность произвольно менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, а также получать нестандартные ответы.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
касается стандартизированного то он экономичен по и материальным нежели свободный Это достигается тому, что и характер ответов на определены заранее ограничены достаточно рамками.
ИНТЕРВЬЮ — опроса, при ставится задача непосредственном контакте человеком получить него ответы определенные, обычно приготовленные, вопросы.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Этот вариант наблюдения менее субъективен, нежели самонаблюдение. Обычно этот метод применяется в тех случаях, когда наблюдаемые черты характера или способности человека можно с легкостью выделить из общей суммы качеств.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Внутреннее наблюдение, самонаблюдение, применяется когда перед стоит задача интересующее его в так «чистом виде», е. как представлено в сознании. В внутреннего наблюдения наблюдает за чувствами, мыслями, образами или подобными данными, ему другими которые проводят по его и четко плану фиксирования данных.
наблюдение — максимально субъективный исследования личности И оно в тех когда отсутствуют и достоверные признаки исследуемого явления. Иногда внутреннее наблюдение выступает единственным доступным и возможным методом сбора психологических данных.
Свободное наблюдение метод сбора данных о характеризуется следующими Оно не строгих, заранее рамок, программы процедуры его В ходе наблюдения или зависимости от наблюдателя может объект наблюдения его предмет.наблюдение является в том если невозможно определить, что наблюдать, а признаки изучаемого и его исход.
Стандартизированное наблюдение, в отличие от свободного, заранее строго распланировано и четко ограничено в плане того, что будет наблюдаться. Оно проводится по определенной и предварительно продуманной программе, строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе самого наблюдения с объектом или субъектом наблюдения. Стандартизированное наблюдение целесообразнее всего проводить тогда, когда исследователь располагает точными и достоверными данными об исследуемом явлении и в состоянии спрогнозировать поведение исследуемого, а также примерные результаты наблюдения.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Стороннее, или невключенное, наблюдение не подразумевает личного участия психолога в изучаемых им процессах или явлениях. [9]
, что также надо учитывать,
Области применения включенного наблюдения — общая, педагогическая и психология. При наблюдении психолог непосредственным участником том явлении, которого он Существует несколько включенного наблюдения.примеру, если занимается исследованием отношений между он может сам в с наблюдаемыми особами и то же не прекращать за складывающимися ними отношениями, также между и наблюдаемыми. включенного наблюдения подходит лишь том случае, психологу не силу оценить проанализировать то иное явление, прочувствовав и пропустив» его себя. Однако результате личного исследователя и оказания им влияния на той или ситуации происходит искажение исхода а конечные будут носить отпечаток. Если вероятность такого то лучше к стороннему способному более судить о или каком-либо явлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
методы исследования своей целью закономерностей и психики и человека. При каждый метод своими преимуществами недостатками.
опроса применяют разных стадиях как для ориентировки, так для уточнения полученных другими Умелое применение опроса (беседы, интервью) может весьма ценные для дальнейшего изучаемых свойств, выдвиже новых гипотез.
Тесты, е. более менее стандартизированные испытания свойств могут быть хорошо, либо обоснованными. Хорошо тест — большой предварительной проверки. Теоретически и экспериментально тесты имеют научное и значение.
Основное достоинство наблюдения состоит том, что проводят в ситуации; оно изменяет обычного наблюдаемых лиц.можно вести за одним так и группой лиц. метода наблюдения его значительная то, что и фиксации проявлений психических недостаточно для выводов. Основное эксперимента состоит том, что может специально какой-то психический проследить зависимость явления от изменяе экспериментатором внешних Это преимущество экс метода объясняет широкое применение психологии. Основная эмпирических факторов психологии получена путем.[8]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРИ
- Выгодский Психология / ЭКСМО - 2000.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1997.
, что также надо учитывать,
- Гиппенрейтер Ю.Б. в общую Курс лекций 1988 г.
- Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.