Файл: Метод эксперимента и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука — психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.
В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории -все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце - радио-, видеоаппаратура, персональные компьютеры.
В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие.[2]
Глава 1 Методы исследования в психологии
1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. До второй половины Х1Х в. психология в основном использовала методы самонаблюдения (интроспекции), умозрительные рассуждения, наблюдение за поведением других людей.
Важную положительную роль в истории психологии сыграли анализ и разумное обобщение жизненных фактов. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
, что также надо учитывать,
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явленийпредпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса,представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. [7]
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
, что также надо учитывать,
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
, что также надо учитывать,
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические и устройства проведения лабораторных научных исследований. в этом явился немецкий уче В.Вундт, который Лейпциге организовал первой психологической Технические приборы устройства позволяли ставить и контролируемый и научный эксперимент, воздействия физических на которые реагировать человек, его реакции. это были простые технические в основном В начале в. к присоединились электрические а в время в лабораторных исследованиях ис многие виды аппаратуры, в числе радио-, и электронной, ЭВМ.
Наряду с и технизацией в психологии сих пор утратили своего традиционные методы научной информации, том числе как наблюдение, и опрос.сохранения их значе несколько. Первая в том, явления, изучаемые психологии, сложны уникальны, их всегда можно изучить с методов, заимствованных других наук.исследования таких явлений, которыми психология, методы и точных во многих не годятся. и самонаблюдение уловить многое того, что недоступно приборам, неопи с помощью математических формул. Самонаблю нередко применяется тех случаях, исследователь хочет сам, а со слов лиц или показаниям бездушных получить сведения ощущениях, эмоциональных образах, представлениях, сопровождающих тот иной поведенческий акт. [10]
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
, что также надо учитывать,
В таблице 1 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных дан т.е. информации, дальнейшему уточнению обработке.
, что также надо учитывать,
В настоящее ученые используют своей работе методов исследования, состоит, как из нескольких методик. Комплексы методик имеет психология, дифференциальная социальная психология др. Приметодики перекликаются с другом, отрасль психологической использует методики отраслей психологии пограничных с наук.
Общая психология в основном использует методы, необходимые для изучения когнитивных процессов и личности, направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи и др. В возрастной психологии эти методы адаптируются к возрасту испытуемых.
, что также надо учитывать,
Таблица 1
методы психологических их варианты, для сбора данных
Основной метод |
Вариант метода |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение стороны) |
Внутреннее (самонаблюдение) |
|
Свободное |
|
Стандартизированное |
|
Включенное |
|
Стороннее |
|
Опрос |
Устный |
Письменный |
|
Свободный |
|
Стандартизированный |
|
Тесты |
Тест-опросник |
Тест-задание |
|
Проективный тест |
|
Эксперимент |
Естественный |
Лабораторный |
|
Моделирование |
Математическое |
Логическое |
|
Техническое |
|
Кибернетическое |
психология использует для изучения различий людей. например, метод получил широкое При помощи исследуются сходство различие между и гетерозиготными и делаются позволяющие приблизиться решению одной важнейших проблем психологии — органической (генотипической) средовой обусловленности и поведения ребенка.
психология изучает отношения в применяя для методы социально-психологические (наблюдение, опрос, эксперимент, социометрические методы). [16]
1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований
Как бы ни были разнообразны цели и методы психологических исследований, получаемые в итоге данные всегда представляют собой результаты измерений различных психических явлений (процессов, состояний, свойств). Под измерением обычно понимают процедуру приписывания чисел объектам изучения в соответствии с определенными правилами. Измерение — один из краеугольных камней любой науки, поскольку приписывание чисел объектам позволяет совершать над ними различные опера например: сравнивать по тому иному признаку, числом, классифицировать и т. д.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
в психологии свою специфику.качестве объектов, в процессе приписываются числа, не сами себе психические (образы, мысли, мотивы и д.), а «единицы» поведения деятельности (внешние высказывания и д.) и физиоло реакции. Именно основе анализа и количественных действий, высказываний т. д. ис судит о за ними проявляющихся в психических явлениях.качественные и характеристики называют показателями.
реальной жизни простое действие конечно, регулирующее и проявляющееся нем психическое обусловлено большим одновременно действующих часть которых не поддается даже в усло строгого лабораторного эксперимента. Поэтому большинство используемых психологии показателей представля собой случайные величины, т. е. величины, которые определенными вероятностями принимать некоторое множест числовых значений.
Известно, научные выводы не на факте, а достаточно мощном множестве. Для такого множества необходимо многократное по измерений того иного показателя. результате образуется пестрая картина значений измеренного Чтобы вскрыть полученном числовом определенные закономерности сделать продуктивные, обоснованные выводы, необходима его специальная обработка с помощью методов математической статистики.
, что также надо учитывать,
Наиболее часто на практике задачи обработки
- Замена числовых значений показателя двумя величинами, выражающими типичное значение и степень значений относительно и их оценивание.
- Определение статистической различий между однородными показателями.
- Определение связи между показателями и оце ее статистической [1]
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 характеристика эмпирических методов
Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.
, что также надо учитывать,
Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.
, что также надо учитывать,
НАБЛЮДЕНИЕ — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. [15]
, что также надо учитывать,
Необходимые условия использования метода: план наблюдения, результатов наблюдения, гипотезы, объясняющей явления, и гипотезы в наблюдениях.
Принято различать и невключенное Включенное характеризуется что наблюдатель в деятельность за которой наблюдение, на ее члена.самым во снимается негативный влияния личности особенно если прибегает к типу наблюдения, люди не что за ведется наблюдение. внешнее наблюдение со стороны. может быть скрытым, так открытым. В условиях наблюдатель размещаться за прозрачном в направлении. В условиях скрытое осуществлять намного Правда, миниатюрные средства, в видеокамеры, позволяют наблюдение камерой. Но возникает ряд проблем. Скрытое нарушает права Поэтому этика требует информировать о наблюдении.
По стандартизации (формализации) неформализованное (полусвободное) формализованное наблюдение. в неформализованном фокусировка на индикаторы изучаемого нечеткая, то формализованном имеет чрезвычайно подробное единиц наблюдения, и фиксация свидетельствует о того или социально-психологического явления его характеристиках. полусвободном наблюдении фиксируются в наблюдения или в свободной В формализованном как правило, в специальной в которой единице наблюдения свое место, наблюдатели только выделенные единицы никакие другие. [7]