Файл: Метод эксперимента и особенности его использования в психологическим исследовании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука — психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.

В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории -все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце - радио-, видеоаппаратура, персональные компьютеры.

 В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие.[2]

Глава 1 Методы исследования в психологии

1.1 Методы научных исследований: понятие и характеристика

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. До второй половины Х1Х в. психология в основном использовала методы самонаблюдения (интроспекции), умозрительные рассуждения, наблюдение за поведением других людей.


Важную положительную роль в истории психологии сыграли анализ и разумное обобщение жизненных фактов. Они по­служили основой для построения первых научных теорий, объ­ясняющих сущность психологических феноменов и человече­ского поведения. Однако субъективизм этих методов, их недо­статочная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкс­периментальной наукой, способной предполагать, но не дока­зывать причинно-следственные связи, существующие между пси­хическими и другими­ явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

, что также надо учитывать,

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабо­раторного эксперимента и измерения. Попытки количествен­ной оценки психологических явлений­предпринимаются начи­ная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попы­ток было открытие и формулировка серии законов, связываю­щих силу ощущений человека с­ выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса,представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. [7]

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Сюда же следует отнести и начальный этап развития диффе­ренциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической­ статистики.

, что также надо учитывать,

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования мате­матических моделей и расчетов получила широкое распростра­нение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не­ обходится ни одно серьезное научное психологическое иссле­дование.

, что также надо учитывать,

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические и устройства проведения лабораторных научных ис­следований. ­ в этом ­ явился немецкий уче­­ В.Вундт, который ­ Лейпциге организовал ­ первой психологической ­ Технические приборы ­ устрой­ства позволяли ­ ставить и ­ контроли­руемый и ­ научный эксперимент, ­ воз­действия физических ­ на которые ­ реагировать человек, ­ его реакции. ­ это были ­ про­стые технические ­ в основном­ В на­чале ­ в. к ­ присоединились электрические ­ а в ­ время в ­ лабораторных исследованиях ис­­ многие виды ­ аппаратуры, в ­ числе радио-, ­ и электронной, ­ ЭВМ.


Наряду с и технизацией в пси­хологии ­ сих пор ­ утратили своего ­ традиционные методы ­ научной информации, ­ том числе ­ как на­блюдение, ­ и опрос.­сохранения их значе­­ несколько. Первая ­ в том, ­ явления, изучаемые ­ психологии, сложны ­ уникальны, их ­ всегда можно изучить с методов, заимствованных других наук.ис­следования таких ­ явлений, которыми ­ пси­хология, методы ­ и точных ­ во многих ­ не годятся. ­ и самонаблюдение ­ уловить многое ­ того, что ­ недоступно приборам, неопи­­ с помощью ­ математических формул. Самонаблю­­ нередко применяется ­ тех случаях, ­ исследователь хочет ­ сам, а ­ со слов ­ лиц или ­ показаниям бездушных ­ получить сведения ­ ощу­щениях, эмоциональных ­ образах, представлениях, ­ сопровождающих тот ­ иной поведенческий акт. [10]

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролиро­вать при помощи иных, более объективных методов, в частно­сти математических расчетов.

, что также надо учитывать,

В таблице 1 представлены методы, которые используются в со­временной психологии для сбора так называемых первичных дан­­ т.е. информации, ­ дальнейшему уточнению ­ обработке.

, что также надо учитывать,

В настоящее ученые используют своей работе методов исследования, состоит, как из нескольких методик. Комплексы методик имеет психология, дифференциальная социальная психология др. Приметодики перекликаются с другом, отрасль психологической использует методики отраслей психологии пограничных с наук.

Общая психология в основном использует методы, необходимые для изучения когнитивных процессов и личности, направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи и др. В возрастной психологии эти методы адаптируются к возрасту испытуемых.

, что также надо учитывать,

Таблица 1

методы психологических их варианты, для сбора данных

Основной метод

Вариант метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое


психология использует для изучения различий людей. например, метод получил широкое При помощи исследуются сходство различие между и гетерозиготными и делаются позволяющие приблизиться решению одной важнейших проблем психологии — органической (генотипической) средовой обусловленности и поведения ребенка.

психология изучает отношения в применяя для методы социально-психологические (наблюдение, опрос, эксперимент, социометрические методы). [16]

1.2 Методы статистической обработки результатов психологических исследований

Как бы ни были разнообразны цели и методы пси­хологических исследований, получаемые в итоге данные всегда представляют собой результаты измерений различных психи­ческих явлений (процессов, состояний, свойств). Под измерением обычно понимают­ процедуру приписывания чисел объектам изу­чения в соответствии с определенными правилами. Измерение — один из краеугольных камней любой науки, поскольку приписывание чисел объектам позволяет­ совершать над ними различные опера­­ например: сравнивать ­ по тому ­ иному признаку, ­ числом, классифицировать ­ и т. д.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

в психологии свою специфику.качестве объектов, в процессе приписываются числа, не сами себе психические (образы, мысли, мотивы и д.), а «единицы» поведения де­ятельности (внешние ­ высказывания и ­ д.) и физиоло­­ реакции. Именно ­ основе анализа ­ и ко­личественных ­ действий, высказываний ­ т. д. ис­­ судит о ­ за ними ­ проявляющихся в ­ пси­хических явлениях.­качественные и ­ харак­теристики называют показателями.

реальной жизни простое действие конечно, регу­лирующее ­ и проявляющееся ­ нем психическое ­ обуслов­лено большим­ одновременно действующих ­ часть которых ­ не поддается ­ даже в усло­­ строгого лабораторного эксперимента. Поэтому большинство используемых психологии показателей представля­­ собой случайные величины, т. е. величины, которые оп­ределенными вероятностями ­ принимать некоторое множест­­ числовых значений.

Известно, научные выводы не на факте, а достаточно мощном множестве. Для такого множества необходимо многократное по­­ измерений того ­ иного показателя. ­ результате образуется ­ пестрая картина ­ значений измерен­ного­ Чтобы вскрыть ­ полученном числовом ­ определенные закономерности ­ сделать продуктивные, обоснован­ные выводы, необходима его специальная­ обработка с помощью методов математической статистики.


, что также надо учитывать,

Наиболее часто на практике задачи обработки

  1. Замена числовых значений показате­ля двумя ­ величинами, выражающими ­ ти­пичное значение ­ и степень ­ значений отно­сительно ­ и их ­ оценивание.
  2. Определение статистической различий между однородными показателями.
  3. Определение связи между показателями и оце­­ ее статистической ­[1]

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 характеристика эмпирических методов

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

, что также надо учитывать,

Наблюдение — древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

, что также надо учитывать,

НАБЛЮДЕНИЕ — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. [15]

, что также надо учитывать,

Необходимые условия использования метода: план наблюдения, результатов наблюдения, гипотезы, объясняющей явления, и гипотезы в наблюдениях.

Принято различать и невключенное Включенное характеризуется что наблюдатель в деятельность за которой наблюдение, на ее члена.самым во снимается негативный влияния личности особенно если прибегает к типу наблюдения, люди не что за ведется наблюдение. внешнее наблюдение со стороны. может быть скрытым, так открытым. В условиях наблюдатель размещаться за прозрачном в направлении. В условиях скрытое осуществлять намного Правда, миниатюрные средства, в видеокамеры, позволяют наблюдение камерой. Но возникает ряд проблем. Скрытое нарушает права Поэтому этика требует информировать о наблюдении.

По стандартизации (формализации) неформализованное (полусвободное) формализованное наблюдение. в неформализованном фокусировка на индикаторы изучаемого нечеткая, то формализованном имеет чрезвычайно подробное единиц наблюдения, и фиксация свидетельствует о того или социально-психологического явления его характеристиках. полусвободном наблюдении фиксируются в наблюдения или в свободной В формализованном как правило, в специальной в которой единице наблюдения свое место, наблюдатели только выделенные единицы никакие другие. [7]


Смотрите также файлы