Файл: Портрет современного школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране за последние годы произошли и происходят глубокие изменения во всех сферах общества, пересматривается система ценностей. В связи с этим обновляется система образования. Новые стандарты и образовательные технологии ускорили появление различных определений современного ученика.

Основные образовательные программы сегодня направлены на решение задач формирования общей культуры школьника, который должен быть способен самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Актуальность темы обусловлена интересов современности.

Практическая значимость работы заключается в анализе особенности развития и проблем современного школьника.

Цель работы выяснить, как выглядит современный школьник.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие современный школьник;
  • Разобраться в особенностях школьников;
  • На примере проследить за развитием современных школьников;
  • Дать рекомендации родителям и учителям.

Объект работы - современный школьник.

Предмет: социально – психологические особенности современного школьника.

ГЛАВА 1 Портрет современного школьника

Отечественные психологи провели различные исследования в школах страны и составили современный портрет ученика:

1) Современный ученик – социально инфантильный, т.е. возлагает ответственность за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль «вечного ребёнка» освобождает старшеклассников от ответственности за совершённые поступки. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребёнка. Родители стремятся "привязать" его к себе, удовлетворяют любые его прихоти, решают за него все проблемы. Итог: позднее взросление, неумение и нежелание делать самостоятельный выбор.

2) Современный ученик - нигилист, который игнорирует любые запреты. Например, многие ученики выступают против школьной формы, заявляют о подавлении их индивидуальности, ограничении их права на самовыражение через стиль.

3) Современный ученик - пассивный потребитель информации. Учитель даёт, ученик берёт. Обучение в большинстве сегодняшних школ - это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов. Знаменитые детские «почему» исчезают в школе, так же как и исчезает познавательная активность ученика. Кроме того,  дети рано усваивают, что любую информацию всегда можно найти в Интернете. Зачем же утруждать себя вопросами на уроке?


4) Современный ученик - индивидуалист. Инструкция требует одного, а индивидуальность идёт наперекор инструкции. Учителю трудно управлять индивидуальностью, она бросает вызов. Психологи утверждают: если во взаимоотношениях учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора, то ученик настойчиво ищет точки опоры для своей индивидуальности за пределами школы.

Мы видим, что современный ученик не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Казалось бы, дети также ходят в школу, переходят из класса в класс, дружат... Но принципиально изменилась жизнь, социальный мир, ожидания взрослых и детей.

Большинство учеников, согласно проведённому опросу «Каким вы видите  современного ученика?», считают, что

современный ученик должен быть способен к самообразованию,

должен уметь пользоваться современными технологиями,

быть  воспитанным, серьёзным, всесторонне развитым, начитанным, честным, открытым, доброжелательным.

Действительно, сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, способных к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В своих ответах я попросила старшеклассников обозначить и основные проблемы, с которыми они сталкиваются в период учебной деятельности. Вот какие проблемы отметили дети:

1. Боязнь сдать плохо ЕГЭ - 95% школьников.

2. Нехватка времени на личную жизнь, всё время отнимают уроки - 70%  школьников.

3. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) - 50%  школьников.

4. Ненужные предметы в расписании - 45%  школьников.

5. Школьная форма - 40%  школьников.

6. Мало времени на сон - 40%  школьников.

7. Проблемы в личной жизни - 20%  школьников.

Таким образом, современному ученику не обойтись без помощи родителей и учителей, которым необходимо интересоваться проблемами школьников и помогать им справиться с трудными ситуациями, открывать детям путь к успешной реализации себя.

Учителям необходимо осмыслить и доработать новые стандарты. Современный урок должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность реализовать себя, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных УУД.  Нужно усилить мотивацию к познанию, показать ученику, что школьные знания - это необходимая подготовка к жизни.

Многие учителя с сожалением говорят о том, что современное поколение учащихся уступает во многом старшим поколениям.


Первое, и самое главное отличие,- отсутствие у современных детей стремления к знаниям. Уверенность, что получить после окончания школы высшее образование можно и за деньги, не имея прочных знаний, делает ученика ленивым и самоуверенным,а иногда и просто наглым.

Настоящий педагог учит детей мыслить, развивать свои способности. Учеба-это величайший труд. Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много и упорно трудиться. А зачем трудиться, если за тебя все сделают родительские деньги? Лень открыть учебник, лень выучить параграф или решить задачу. Зачем себя любимого утруждать? Сейчас так редки среди современных учеников одаренные дети. Одаренность- это тоже труд. Давать знания и не видеть достойного результата просто неблагодарный труд, труд впустую.

Второе- это абсолютная невоспитанность учащихся. Культура поведения, общения со старшими, с ровесниками, культура внешнего вида стали настолько низкими, что некоторые люди говорят о нравственной « деградации» молодого поколения. И как ни странно невозможно объяснить некоторые поступки учащихся. Например, каких-нибудь 10 лет назад увидеть курящего ученика около школы было просто невозможно; а как объяснить настоящий вандализм, которым занимаются некоторые учащиеся.(рисуют и ломают парты и стулья; булочки, принесенные из столовой и бумажки разбрасывают по классу и т. д.); старших раньше пропускали в дверях, говорили им «здравствуйте», «до свидания», «извините». А теперь из уст современного ученика (а то и ученицы) вылетают такие жаргонные словечки, что диву даешься.

Современный ученик не совсем хорошо владеет русским языком, зато с ненормативной лексикой «на ты»

Школьников постарше (8-9 класс) больше привлекают темы «о наболевшем и личном». Их волнуют социальные проблемы, неравенство. Другая волнующая подростков проблема- взаимоотношения полов, а именно- культура взаимоотношений: о чём говорить, как себя вести и какой реакции ждать. Уровень человеческого общения для большинства оказывается закрыт.

Да, портрет современного ученика оказался отвратительным. Кто в этом виноват? Многие скажут: время такое. Время ли?

И всё же, всё же. «Учась в школе, познавая мир, его законы, ученики должны догнать все человечество в своём развитии, в противном случае человек становится дикарем. Взращивайте в себе личность - только тогда вы будете кому-то интересны, только тогда получите общественное признание».


1.1 Особенности современных школьников

Пусть это прозвучит банально, но современные школьники тем и отличаются, что они современные. У каждого нового поколения шире коммуникационные возможности, новей учебники, свободней взгляды. Однако у детей информационного века есть свои особенности, которые не всегда являются преимуществами перед вчерашними выпускниками.

Школьные методисты отмечают у современных учащихся снижение уровня доверия к учебникам и факультативным занятиям как к единственно верным источникам знаний. Причин у проблемы несколько. Это и техническое отставание школ (учебники кажутся детям пережитками прошлого), и мнимая доступность знаний в Интернете («Зачем сидеть над книгой, если все и так можно найти, прочитать, скачать?»), и распространение альтернативных антинаучных течений наподобие новой лингвистики Чудинова-Задорнова или истории Фоменко

Память детей стала хуже. Виной тому почти поголовная компьютеризация и смена принципов работы СМИ в 1990-х — 2000-х. Карты памяти и жесткие диски, а также доступ в Интернет чуть не с наручных часов автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки. Газеты, журналы, сайты и телепрограммы дробят и без того простые тексты на главки и нарезки. Среди педагогов-психологов распространился разговорный термин «клиповое мышление» — оно пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста.

Сложности в реальном общении — тоже не последнее отличие современного школьника, и опять же, дело в Интернете и отставании социальной инфраструктуры (в меньшей степени, но в том числе и на Западе). Сетевые игры, социальные сети, форумы при расформировании дворовых клубов, кружков в Домах молодежи, преобразования подростковых спортсекций в фитнес-клубы, все сыграло негативную роль.

Выросло недоверие к учителям и взрослым вообще. Конфликт отцов и детей — старая тема, но современный конфликт основан не на желании нового поколения превзойти, сделать по-своему и лучше или, на худой конец по-базаровски перечеркнуть достижения поколений предыдущих. Сегодня подросток вполне готов пользоваться плодами и завоеваниями родителей, только так, чтобы ответственность за это была минимальной. Деньги как главный критерий преуспевания, «личного успеха», стали фактором первичной оценки человека. Мало зарабатывающий учитель не может при таких условиях быть авторитетом. Не говоря о тех случаях, когда учитель выступает первым звеном коррупционной системы т. н. школьных поборов.


О плюсах и минусах отмены школьной формы специалисты пока спорят, но если в плюсах — раскрепощение, то в минусах — резкая визуальная дифференциация. В СССР даже у детей партийной номенклатуры не было такого способа выделиться, как одежда. В лучшем случае — какие-то аксессуары. Сегодня нередки случаи деления на модных и немодных, виннеров и лузеров, без оглядки на уровень интеллекта или личные качества.

Снижение двигательной активности (а дети и подростки все больше времени проводят за компьютером) и ухудшение экологической обстановки привели к росту хронических заболеваний. Выясняется это часто после школы, так как ежегодная диспансеризация, а тем более ежемесячные медосмотры также проводятся из рук вон плохо. А в школе проблемы со здоровьем сказываются на работоспособности и снижении успеваемости.

Снижение грамотности и ухудшение навыков ручного письма шагают параллельно с распространением и освоением компьютеров. Если в начальной школе еще какое-то значение имеет аккуратность в прописях, то классу к пятому, особенно без должного контроля со стороны как учителей, так и родителей, почерки учащихся напоминают почерки врачей: произвольно соединенные едва-едва узнаваемые литеры. Встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.

Положительные отличия тоже есть, и, что неудивительно, все из-за тех же компьютеров. Например, в тех школах, где позволяет техническое оснащение, отпала нужда в подсобках с громоздкими учебными материалами времен Царя Гороха. Теперь вместо горы пыльных карт и схем по десяткам дисциплин — компьютер и видеопроектор, с которыми современные школьники общаются запросто, а вместо рукописных докладов — печатные презентации (но, к сожалению, часто изготовленные методом прямого копирования).

Сегодняшние старшие школьники серьезней подходят к выбору будущей профессии и раньше становятся самостоятельными. Если в совесткое время можно было при непоступлении в вуз отправиться в ученики на завод, в лаборанты, в помощники библиотекарей, немного задержаться в продвижении по комсомольской линии или даже сходить в армию и попробовать поступить после со скидками, то сегодняшние социальные лифты требуют высшего образования по соответствующему профилю, а армия вообще выпала из жизненных целей.

Выводы по первой главе: Несмотря на кажущееся ухудшение всего и вся у современных школьников, новые поколения проходят довольно типичный переходный период. Сложность его состоит только в гигантском потоке противоречивой информации, с которым часто не в состоянии справиться даже научные советы, не то что отдельные подростки.