Файл: "Коллектив как фактор развития индивидуальности ребенка".pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коллектива и его роль в воспитании личности школьника
1.3 Особенности влияния классного коллектива на личность школьника
1.4 Особенности работы классного руководителя с классным коллективом
ГЛАВА 2. КЛАССНОГО КАК ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и исследования
ВВЕДЕНИЕ
«Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению» Л.Н. Толстой [29, 50].
Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.
влияет на ее члена установления правил, , стиля и т.д.
К. Крупская большую духовной и жизни в развитии и личности. Она : «Для чтобы другого, самому многое. , который сам не сильных , сам не думал, не другого».
Но в человек развиваться до известного , очень , а там его опыт оплодотворяться других. других, развивающемуся , близкий ему, материал для , ведет вперед. Чем будет усваиваемый, чужой , тем больше из него , тем более ным человеком он расти »[1].
« коллективной это очень опыт коллективных , среди самое место принципы , обсуждения, большинству, товарища , ответственности, нности » А.С. [2].
Очевидно, что классный учитель влиять на его члена , поэтому нашего будет формирование в классном .
Так как коллектив в формировании , то предметом исследования являться влияния на формирование школьника.
исследования: влияния коллектива на личности .
Задачи исследования :
- Анализ источников по проблеме;
- понятие коллектива и его формирования;
- классный как фактор личностишкольника;
- особенности классного с классным ;
Гипотеза : влияние коллектива на ведет к ею определенного положения в :
- «звезды»;
- ;
- пренебрегаемые;
- .
Проблемой коллектива на занимались , педагоги и разных . Это такие как Н.К. , П.П. Блонский, А.С. , В.А. Сухомлинский, А.В. , Я.Л. Коломинский и другие.
все они рассматривали « как важнейшее формирования развитой »[3].
Проблема коллектива на человека и имеет историю изучения, но она имеет и в современном .
Как известно период ребенка значительную его школьных лет. школьник – звено в системе государства. очень учесть школы, коллектива на личности . Процесс , воспитания в основном в коллективах, работа руководителя с класса быть на создание климата для и воспитания.
Во школах занимаются как коллективом с точки учебного .
Но значительное на развитие школьника его взаимоотношения со , что отражается в положении в классном .
Для выявления классного на личность нами использованы методы:
1) психолого-педагогической ;
2) наблюдение;
3) продуктов классного с классным ;
4) анкетирование;
5) ;
6) социометрия.
исследования ГБОУ ЦРО № 4 Москвы: 7 «А» 15 человек.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
1.1 классного . Этапы его
Коллектив – людей, влияющих на друга и между общностью обусловленных , интересов, , норм и поведения, выполняемой , общностью деятельности, воли, руководством , в силу достигающего высокого развития, чем группа[4].
« – сложный , в котором имеет инструмент и на нем. Это означает, что в человеке скрываться ему от природы » В.А. Сухомлинский.
"коллектив" вошло в обиход, и выражения, как " учащихся ", "педколлектив" " завода", " коллектив", " ансамбля и пляски" и т.п., привычными. " психология, проблемы , в определённом слова вписалась в контекст: группы интерпретировано как ею высшей , какова и названа ".
"Коллектив — , где межличностные опосредствуются значимым и ценным деятельности"[5].
представителем педагогики, теории , был А.С. Макаренко. Его принадлежат и художественные , в которых разработана коллективистского . Учение А.С. содержит технологию формирования . Он сформулировал жизни : движение - жизни , остановка - его смерти; принципы коллектива; этапы коллектива. « - это социальный организм, потому и , что он имеет , что там есть , ответственность, частей, , а если этого нет, то нет и , а есть толпа или »[6].
Коллектив А.С. считал главной и практической . Он был убеждён, что " человека по-новому ", и сутью новизны, методом и инструментом коллектив[7].
следующие воспитательного :
1) организационная – коллектив субъектом своей полезной ;
2) воспитательная – коллектив носителем и определенных – нравственных ;
3) стимулирующая – способствует нравственно-ценных для общественно дел, регулирует своих , их взаимоотношения.
также и личностно- функции .
В школьной коллективы исключительное . А.С. Макаренко подчеркивал воспитательной коллектива как развития ребёнка.
Им разработаны методические , при которых способен реализовывать предназначение: и энтузиазм, настрой, и реальное членами своих и отдалённой , творчество, , взаимопомощь, , общественный и т.п. Следует акцент и на его методике действия, которой параллельное на воспитанника как педагога, так и членов коллектива. подход в основе соуправления.
Но стать , группа пройти путь преобразований. На пути А. С, выделяет стадий () Первая - становление (стадия сплочения).
В это коллектив , прежде , как цель усилий , стремящегося оформленную превратить в , т.е. такую общность, где учеников содержанием их деятельности, ее , задачами, . Организатор - педагог, от исходят все . Первая считается , когда в выделился и актив, сплотились на общей , общей и общей .
На второй усиливается актива. уже актив не поддерживает педагога, но и сам их к членам , руководствуясь понятиями о том, что пользу, а что - коллективу. активисты понимают коллектива, то они надежными педагога. с активом на этом требует внимания .
Для второй характерна структуры . Коллектив в это выступает уже как система, в ней действовать самоорганизации и . Он уже способен от своих определенных поведения, при круг постепенно . Таким , на второй развития уже выступает как целенаправленного определенных личности.
цель на этой - максимально возможности для решения тех , ради этот создается. только коллектив определенного у своего как субъект , в результате становится ым целенаправленно его в целях развития отдельного .
В общей доброжелательности по к каждому коллектива, уровня руководства, положительные личности, становится развития важных личности.
и последующие характеризуют коллектива. Они рядом качеств, на предыдущих развития. подчеркнуть развития на этой , достаточно на уровень и требований, друг к членами : более требования к , чем к своим . Одно это уже о достигнутом воспитанности, взглядов, привычек. коллектив до этой развития, то он целостную, личность. На стадии превращается в индивидуального каждого из его . Общий , одинаковые событий - признак и характерная коллектива на стадии[8].
образом, на стадии коллектив преимущественно как и объект воздействий . Свои инструмента он реализует образом по отношению к детям.
На второй стадии он используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обуславливающего формирование направленности личности как ее интегративной черты.
На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности ребенка[9].
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требования воздействия на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность этого принципа заключается в том, что каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил - воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника слабеет, а воздействие на него коллектива усиливается[10].
Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия ещё значительные. Это не означает, что воспитатель полностью перестаёт влиять на воспитанников.
Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия, В сочинениях А.С. Макаренко мы находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу, право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.
Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал:
- Мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
- Ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
- Дружеское единение его членов;
- Ощущение защищенности каждого члена коллектива;
- Активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; Привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах[11].
На этом этапе по утверждению В.М. Коротова, проявляются важнейшие функции коллектива.
Понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений[12].
«Если имеется настоящая организация коллектива, то можно сделать настоящие чудеса. Коллектив объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего общества…» А.С. Макаренко[13].
Таким образом, становление коллектива проходит определенные этапы и имеет свои особенности, которые определяются складыванием коллективных отношений.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика коллектива и его роль в воспитании личности школьника
Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистических отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Он обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное. Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А.С. Макаренко И.Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах[14].
Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, становится их активным участником. Школьники узнают об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у летен коллективизма и творческого отношения к труду.
Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических кампаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу, школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляющейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.
Социальный аспект. Детский коллектив проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каждого ребенка. Этим закладываются в детях такие черты характера и качества, как стремление к социальной справедливости, согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность. Каждому школьному коллективу необходимо ощущать себя звеном в социальном развитии общества. Коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их нуждами, отношениями и делами. Детский коллектив создает школьникам условия для развития способностей и дарований. Дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивают в себе понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.
Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникаютусловия для понимания ребенком морали как общественного явления. Впроцессе коллективного труда, организационных зависимостей,дружественных отношений школьники осознают общественную моральответственность перед друг другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная жизнь, сопровождается горячим нравственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности.
Общественно-ценностный аспект. Коллектив — идейное, ценностно-ориентированное единство людей, для которых организационная структура является средством достижения общих целей. Духовное единство выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни.