Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод (Реализация биологической обратной связи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают два основных вида биологической обратной связи:

  • Прямая
  • Непрямая

Прямая - осуществляется по той физиологической функции, которая нарушена при данном заболевании и является основным его проявлением.
Непрямая - по показателям, изменение которых не является специфичным для данного заболевания. Самыми распространенными из них являются по температуре и электрическому сопротивлению кожи. Связано это с тем, что они хорошо отражают уровень психоэмоционального напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к снижению температуры и сопротивления кожи, а расслабление к повышению этих показателей. 

Современные компьютерные системы автоматизации биологической обратной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень артериального давления, скорость распространения пульсовой волны, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы. 
Существуют аппараты для регистрации одного и одновременно нескольких физиологических характеристик. Отдельные исследователи считают, что более эффективна многопараметрическая обратная связь. Для ее проведения разработаны программно - аппаратные комплексы на базе персонального компьютера. Существуют компьютерные программы, позволяющие обучаться саморегуляции в процессе интересной игры. 
Роль аппарата в этом методе велика, но не стоит игнорировать заслуги врача. Так психотерапевт сам является важным звеном биологической обратной связи и активно влияет на ход обучения. И от его мастерства во многом зависят результаты проводимого лечения, а прибор, помимо представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И именно эти отношения помогают пациенту развиться, изменить свое поведение.

На первом подготовительном этапе врач в беседе мотивирует пациента на участие в тренинге, вселяет надежду в успешность занятий, объясняет больному сущность метода, механизм его работы, дает представления о патологическом процессе, происходящем, в организме и почему лечение будет эффективным в данном случае. В процессе тренировки психотерапевт, имея информацию о пациенте от прибора и от него самого, помогает больному лучше использовать полученные данные. Врач дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, экспериментировать, искать наилучшие пути управления своими функциями. При наличии первых минимальных результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание больного на его успехах.


 Еще больше повышается роль психотерапевта, когда пациент освоил метод в условиях кабинета и переходит к следующему этапу применения своих навыков в повседневной жизни. В этой ситуации основной упор делается на развитие у пациента активного отношения к процессу лечения, повышении ответственности за себя и свое здоровье. 
Преимуществами этой терапии является сознательное активное участие пациентов в лечебном процессе, безопасность и безвредность метода, крайняя редкость побочных эффектов, однако, врачу следует быть готовым столкнуться с ними.

Обнаружено, что в процессе занятий с биологической обратной связью развиваются физиологические и биохимические реакций, противоположные тем, что возникают при стрессе: усиливается a -ритм головного мозга; снижается уровень артериального давления, уряжается число сердечных сокращений, уменьшается периферическое сопротивление сосудов, потребление кислорода; снижается электрическая активность мышц, уровень катехоламинов, кортизола, ренина и холестерина в плазме крови. Дополнительно происходит усиление активности эндогенной опиоидной системы и снижение сосудистой реактивности. 

Таким образом, способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу. Большая роль при этом отводится резервным возможностям больного, его способности преодолеть заболевание. 
В ходе биологической обратной связи пациент является активным участником своего лечения, что способствует активации естественных скрытых резервов организма. Во время занятий появляется осознания психологических механизмов болезни и их обратного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. Больные видят, что их усилия являются полезными и становятся оптимистичнее. В свою очередь рост положительных эмоций стимулирует мотивационные процессы, а осуществляемая деятельность становится более результативной. Высокая результативность тренировок еще больше повышает самооценку и так далее. 
В конечном итоге в ходе БОС снижается фиксация на своих переживаниях, уменьшается ипохондричность, агрессивность, увеличивается вера в свои возможности, улучшается настроение.

Психотерапия в лечении мигрени

Биологическая обратная связь

В основе методов биологической обратной связи лежит регистрация, усиление и изображение на мониторе физиологических процессов в режиме реального времени с целью обучения больного воздействию на них усилием воли.


Наиболее распространен метод, при котором больного обучают произвольно повышать температуру пальца. Анализ результатов 25 контролируемых исследований показал, что эффект биологической обратной связи сопоставим с результатами медикаментозной профилактики мигрени и сохраняется длительно. Эффект биологической обратной связи сопоставим и с эффектом релаксации, однако при сочетании этих методов действие не усиливается. Биологическую обратную связь используют вместо медикаментозной профилактики или вместе с ней.

Релаксация

Методы релаксации, в том числе мышечное расслабление, дыхательные упражнения и медитация, помогают сократить частоту приступов мигрени. Анализ нескольких исследований показал, что релаксация не уступает по эффективности биологической обратной связи. Для усиления эффекта ее можно сочетать с медикаментозной профилактикой (например, с бета-адреноблокаторами). Обычно релаксацию используют для профилактики, а не для купирования приступов. Обучение методам релаксации бывает индивидуальным или групповым. Его проводит психотерапевт или психолог. Так же как и биологическая обратная связь, методы релаксации требуют активного участия больного, не всегда доступны и занимают много времени, что ограничивает их использование. Больной может и самостоятельно освоить приемы релаксации, например с помощью аудиокассет. Рекомендовать релаксацию можно лишь больным с высокой мотивацией, предупреждая их, что лечение направлено не на купирование приступов, а на их профилактику.

Рациональная психотерапия

Этот вид психотерапии помогает выявить и устранить некоторые факторы, провоцирующие или усиливающие приступы мигрени (например, эмоциональное напряжение). Рациональная психотерапия помогает изменить отношение к стрессу и научиться преодолевать его. Так же как и другие методы психотерапии, она требует активного участия больного, не всегда доступна, дорогостояща и требует много времени.

По данным нескольких неконтролируемых исследований, рациональная психотерапия уменьшает тяжесть, продолжительность и частоту приступов мигрени. Обычно ее сочетают с методами биологической обратной связи.

2.1 Конфронтация

Конфронтация - является ведущим механизмом лечебного действия групповой психотерапии (и психотерапии вообще). Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым. Понятие обратной связи является очень важным для групповой психотерапии. Вообще феномен обратной связи проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. Таким образом, обратная связь является источником информации для человека, но как источник информации отличается от интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. В отличие от интерпретации, обратная связь в строгом ее понимании уже сама по себе «правильна», она является информацией о том, как реагируют другие на поведение человека.


Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная связь многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто обратную связь - информацию о том, как он воспринимается другим человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит себя во множестве "зеркал", по-разному отражающих различные стороны его личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в обратной связи, также представляет интерес как для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа «Я» с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания обратной связи в процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о себе и самопонимания в целом. Расширение (или формирование) образа «Я» за счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не только психотерапии, но и процессу формирования и развития человеческой личности. Известно, что становление отношения к себе, самооценки, образа «Я» в целом происходит у ребенка только в условиях определенной группы (семьи, группы сверстников и пр.) под воздействием отраженных оценок окружающих. Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы обратной связи необходима определенная атмосфера, характеризующаяся, прежде всего, взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием у пациентов мотивации к участию в работе психотерапевтической группы.

2.2 Роль психотерапии в лечении первичной открытоугольной глаукомы


«Корректируя психологический статус больных, особенно, на начальных этапах заболевания, можно положительно повлиять на состояние гемо- и гидродинамики, улучшить зрительные функции, и тем самым замедлить прогрессирование глаукомного процесса. Положительный эффект отмечается после применения психорелаксационной терапии с использованием биологической обратной связи (БИОС) у больных с начальной стадией первичной открытоугольной глаукомы. Данный метод в комплексе позволяет достичь снижения уровня психоэмоционального напряжения. Согласно результатам динамического реографического исследования интраокулярной гемодинамики и психологических характеристик у 138 больных первичной открытоугольной начальной глаукомы применение «непрямой» биологической обратной связи по электрическому сопротивлению кожи сопровождается улучшением кровоснабжения структур глаза. Предложенный метод лечения является патогенетически ориен тированным, так как затрагивает один из основных патогенетических механизмов – гемоциркуляторный – первичной открытоугольной глаукомы. После таких занятий у пациентов не только отмечается субъективное улучшение состояния, но и объективно зарегистрировано уменьшение площади слепого пятна, сокращение количества скотом в центральном поле зрения, увеличение носового запаса поля зрения. Важно отметить, что проведение терапии с использованием биологической обратной связи и психофармакотерапии совместно с применением местной гипотензивной терапии, позволило улучшить психологические характеристики и добиться более стойкого и выраженного снижения уровня внутри глазного давления».

Выводы по второй главе:

Приборы и компьютерные тренажеры позволяют пациенту не только «видеть и слышать» как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов. То есть речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором пациент обучается тому, как помогать себе самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К настоящему времени доказана эффективность биологической обратной связи при лечении многих функциональных нарушений (в том числе головных болей, нарушений сна и т.п.), а также целого ряда психосоматических заболеваний. В частности, было показано, что при лечении такого широко распространенного заболевания, как гипертоническая болезнь, позволяет добиваться достоверного снижения уровня артериального давления, приводит к улучшению прогноза заболевания. Научно доказана также эффективность применения при лечении желудочно-кишечных (гастриты, хронический холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) и спастических бронхо-легочных заболеваний. Выбор адекватной программы управления своим состоянием позволяет больному переориентировать свой внутренний мир и тем самым корригировать депрессивные и навязчивые состояния, гиперактивное поведение, блокировать страх и напряжение.