Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях. (Управление государственными и муниципальными финансами).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. Состояние местных бюджетов является одним из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы государства. В этой связи особое значение приобретает разработка эффективных механизмов управления бюджетными доходами и расходам, соответствующих современным требованиям открытости, четкости и контроля. В последние годы произошли изменения бюджетного процесса в РФ. В 2004г.былапринятаКонцепцияреформированиябюджетногопроцессав Российской Федерации, в основу которой была заложена идея разработки и принятиябюджетов,ориентированныхнарезультат.В2008г.врезультате внесения существенных поправок в Бюджетный кодекс РФ[2]были реализованы меры по модернизации бюджетного процесса, частично внедрены механизмы бюджетирования, ориентированного на результат (далее – БОР).
Выше названные изменения повлекли за собой трансформацию процессов муниципального управления, формирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета. В этих условиях особое значение приобретает разработка единых, четко сформулированных рекомендаций по внедрению и применению новых методов планирования и управления доходами расходами бюджета, в частности – метода БОР.
Целью работы выступает изучение бюджетирования, ориентированного на результат в управлении финансами государства.
Задачами работы выступает:
- сформулировать сущность БОР;
- рассмотреть методологию БОР;
- сформулировать проблемы и перспективы внедрения БОР.
Объектом исследования выступают финансы государства.
Предметом исследования выступает бюджетирование, ориентированное на результат.
Информационно-эмпирическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ; законодательные и нормативные правовые акты РФ, Президента РФ, Правительства и Министерства финансов РФ, касающиеся функционирования российской бюджетной системы; справочные и иные материалы по теме исследования, опубликованные в специальной периодической печати и размещенные в справочных правовых системах и сети Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат
1.1.Аспекты функционирования системы государственных финансов
Как рассматривалось в первой главе работы, в Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня:
- финансы федеральных органов власти;
- финансы региональных органов власти.
Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. [3.C.55]
Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции, предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и использования. Согласно Конституции РФ [1], основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти.
Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней. [4.C.16]
Средства, мобилизуемые через государственный и муниципальные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др. При рассмотрении государственных финансов следует иметь в виду, что функция управления государственным сектором отлична от функций управления другими секторами экономики. Она сводится к оказанию нерыночных услуг населению, обществу в целом, к перераспределению доходов и собственности. Госсектор отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [4.C.17]
Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют ряд функций: мобилизационную, перераспределительную, регулирующую, контрольную.
Суть мобилизационной функции заключается в том, что посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны. [3.C.56]
Благодаря функции перераспределения происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);
- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями. [5.C.7]
Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Это же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни. [4.C.17]
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. [6.C.18]
Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. [5.C.8] Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса. [8.C.90]
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
- контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
- контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может сообщать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. [5.C.31]
1.2.Методологический потенциал бюджетирования, ориентированного на результат
До недавнего времени самой распространенной моделью управления общественными финансами являлась модель постатейного (затратного) бюджетирования. Главная цель постатейного бюджетирования состоит в обеспечении целевого использования средств. Однако многолетний опыт использования данной модели в разных странах мира продемонстрировал низкую степень ее эффективности: это приводит к низкому уровню ответственности и инициативности нижнего звена государственного управления, отсутствию заинтересованности в экономии средств. [5.C.43]
Сложившаяся в России практика планирования, финансового управления и контроля деятельности в сфере государственного управления на основе затратной (постатейной) модели управления бюджетными средствами приводит к следующим недостаткам:
• Ответственность за принятие финансовых решений концентрируется на самых верхних уровнях управления, оказывающихся перегруженными и зачастую неспособными адекватно воспринимать поступающую информацию. Процесс принятия решений, требующий массы согласований, затягивается, и сами решения иногда становятся неактуальными.
• Снижается уровень ответственности и сдерживается инициатива нижнего звена государственного управления. Отсутствует заинтересованность в экономии средств, эффективном использовании локальных ресурсов. [11]
• Постоянно действуют стимулы роста расходов на единицу работ и услуг, поскольку чиновники, не имея иных возможностей улучшить себе жизнь, периодически обращаются с требованиями увеличить расходы на содержание, не проводя при этом внутренней рационализации.
• Конечные результаты деятельности оказываются вторичными по сравнению с соблюдением самодовлеющей финансовой дисциплины.
По сравнению с моделью постатейного бюджетирования, БОР обладает целым рядом преимуществ.
Благодаря внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, органы власти получают возможность [10.C.3]:
- регулярно получать более полную информа-цию о реализации государственных задач и использовании бюджетных средств в различных сферах деятельности государства;
- более эффективно распределять бюджетные средства между различными статьями расходов благодаря получению более точной и полной информации о результатах реализации программ в соответствии с приоритетами государственной политики;
- экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора;
- сравнивать несколько предлагаемых вари -антов программ с точки зрения ожидаемых результатов и затрат;
- повысить контроль за деятельностью министерств и ведомств путем установления показателей результативности и сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными;
- выявить и упразднить дублирующие друг друга и неэффективные программы. [9.C.12]
Преимущества использования БОР для государственных учреждений:
- самостоятельное расходование бюджетных средств для достижения поставленных результатов (самостоятельное оперативное управление расходами, экономии средств, изменение структуры