Файл: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Представленная тема актуальна тем, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют различные государственные органы. У каждой службы осуществляющей оперативно-розыскную деятельность своя структура, задачи, функции, принципы, а так же способы осуществления данного рода деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, исполняется средством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия сочиняют первооснову ОРД, ее содержание, то абстрактное изучение ее заморочек обязано начинаться в первую очередность с исследования оперативно-розыскных мероприятий. Однако, не глядя на богатство трудов в области теории ОРД, базовых изучений оперативно-розыскных мероприятий, покуда не проводилось. В связи с этим хотелось бы направить интерес профессионалов на некие актуальные трудности теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.
Одной из таковых заморочек является надобность обобщения и систематизации скопленных познаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления списка ОРМ в главном законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено немало изучений, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В данных исследованиях создателиприменяя разные подходы при решении личных вопросов, пробовали улаживать и общие трудности, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения мнения и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий наиболее высочайшего уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными деяниями, организации и стратегии проведения, применения приобретенных итогов и так дальше. Полученные научные итоги в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из данных изучений отображается специфика научных школ и исследовательских обычаев, требующая приведения их к какому-то всеобщему знаменателю. Тематика проводимых изучений, к огорчению, слабо координировалась, благодарячему некие из 14-ти предусмотренных законодательством мероприятий изучались сразу несколькими независимыми исследователями, а остальные остались вне поля научного интереса. Вполне несомненно, что более значительный энтузиазм исследователей завлеклидоэтого тольконовейшие для русского законодателя мероприятия такие, как эксплуатационный опыт, контролируемая поставка, оперативное 


введение

, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с внедрением особых технических средств получения информации. Вместе с тем остальные мероприятия, в базе которых лежат традиционные для ОРД способы (опрос, надзор, осмотр), в том же духе нуждаются в исследованиях с учетом новейших правовых реалий.

Целью курсовой работы является общая характеристика всех органов и служб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Задачи:

  • изучить оперативно-розыскные мероприятия: общая характеристика,

значение;

  • рассмотреть основания проведения оперативно-розыскных

мероприятий;

  • выделить оперативно-розыскные мероприятия, основанные на

криминалистических методах;

  • Изучить порядок формирования и использования информационных

систем.

Объект изучения – публичные делапоявляющиеся в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет изучения: нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

Методологическую основу курсовой работы составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.

Методы исследования: В процессе работы были применены последующие способы разбора нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы:

1. формально-логический способ разбора нормативных актов с целью обнаружение логических противоречий в законодательстве;

2. способ сравнительного разбора правовых норм для определения соответствия законодательных актов мировым эталонам;

3. исторический способ сопоставления правовых норм законодательных актов РСФСР и Российской Федерации;


4. системный подход к разбору законотворчества в Российской Федерации;

5. формально-юридический анализ источников, использованных при написании курсовой работы.

Теоретическая значимость исследования вытекает из актуальности проблемы, новизны ряда теоретических положений, определяется также прикладным значением выводов, правовое закрепление и практическое использование которых будет способствовать повышению эффективности проведения ОРМ.

Теоретическое значение могут иметь разработка вопросов понятия, содержания, системы, классификации ОРМ. Исследование вопросов законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий позволит повысить результативность их проведения.

Разработанность в науке:

И.Н. Якимов и В.И. Громов своими работами способствовали формированию тактико-методического арсенала ОРД, П.С. Семеновский и С.М. Потапов — его техническому оснащению. В работах последующих поколений криминалистов (В.И. Попова, Р.С. Белкина, И.Ф. Герасимова, А.Н. Васильева и др.) также разрабатывались вопросы, направленные на совершенствование тактико-методической и технической основы ОРД как негласной части криминалистики. Значительная часть видных криминалистов этого периода (А.Н. Васильев, А.И. Винберг, Р.С. Белкин и др.)  В теории ОРД весьма важные общетеоретические и правовые проблемы проведения ОРМ нашли отражение в работах В.М Атмажитова, Ю.С. Блинова, В.Г. Боброва, О.А. Вагина, С.С. Галахова, К.К. Горяинова, В.И. Елинского, А.П. Исиченко, С.И. Захарцева, В.И. Михайлова, Ю.Ф. Кваши, И.А. Климова, В.Н. Омелина, В.В. Петрова, Г.К Синилова, К.В. Суркова, А.Е. Чечетина, М.А. Шматова, А.Ю. Шумилова и др.

Практическая значимость работы:  

Основной массив научных разработок, в том числе авторов, названных выше, сосредоточен на проблемах понятия, признаков, содержании, общей юридической характеристике, структуре ОРМ и использовании их результатов. На практике незнание элементарных основ оперативно – розыскного законодательства оборачивается некомпетентностью прокуроров, следователей работников дознания, адвокатов. Нередко отсутствие знаний по вопросам оперативной работы приводит к неумению целенаправленно использовать результаты оперативно – розыскной деятельности, правильно организовать. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в процессе разработки предложений по совершенствованию Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и подзаконных актов, регулирующих проведение ОРМ.


Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименования, приложения. Общий объем работы на 50 странице компьютерного текста.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Оперативно-розыскные мероприятия: общая характеристика, значение

Розыскные (сыскные) мероприятия имеют глубочайшие исторические корешки и прочно связана с развитием русской государственности. Когда непосредственно появился розыскнепонятноно, изначальные упоминания об установлении лица по всеобщему свойству отпечатков на земле и определение места, где преследуемый располагаться, относится к первобытнообщинному строю.

В 13-15 вв. возникли особые лица, какие получали возможности от князя новости поиск в городках. Уже в начале 17 в. политическому сыску придавался особенный смысл. Дела по политическим правонарушениям

выделялись из всеобщего числа уголовных дел. В Соборном Уложении они квалифицировались как муниципальные политические правонарушения и за них предусматривалась смертная смерть. Тем самым была создана правовая основа, обеспечивающая охрану королевской власти и личности короля.


Учрежденный в 1655 г. веление секретных дел, исполнял контроль за расследованием действий, направленных против имеющегося строя и короля. Приказ разрешено полагать родоначальником органов политического сыска в Русском государстве даже не глядя на то, что в быстром времени (1676 г.) он был упразднен.[1]

В предстоящем наблюдается улучшение как оперативно-розыскных мероприятий, так и законодательства, их регламентирующего. К главным событиям в сфере оперативно-розыскных мероприятий прошедших веков разрешено отнести:

1. образование Канцелярии секретных розыскных дел (1718 г.);

2. активность Преображенского указа и тайной канцелярии, какие

делали функции политической милиции;

3. основание министерств 8 сентября 1802 г., в количество которых

вступало и Министерство внутренних дел, в составе которого был выделен особый орган политического сыска - Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, а с 1811 г. по 1819 г. - Особенная канцелярия Министерства милиции, в количество функций которых вступала контрразведка;

4. творение спец. органа уголовного поиска - сыскной доли в конце 19 в.

5. принятие Закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной доли», который закончил создание структур данных долей.

В русский период длится формирование нормативно-правовой базы розыскных мероприятий, но, при большом численности отдельных положений, инструкций и т. д. на протяжении продолжительного времени, не было одного систематизированного акта, который регламентировал бы все нюансы оперативно-розыскных мероприятий.[2] В настоящее время оперативно-розыскные мероприятия урегулированы Конституцией РФ, федеральными законами, ведомственными нормативными актами.
Впервые научно аргументированное мнение оперативно-розыскных мероприятий как вида публичной практики было дано в 1966 г. Под ними он разумел основанную на законодательстве и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, исполняемых в большей степени не гласными средствами и способами в целях предотвращения и раскрытия правонарушений и поиска скрывшихся преступников. Естественно, данное определение менялось, дополнялось и улучшалось в движение долгого времени.