Файл: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: от 24.05.1996] //Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст.2954; Российская газета – 2009. – 29 декабря.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: от 30.12.2001] //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - N 52. - Ст. 4921; Российская газета – 2009. – 27 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: от 08.01.1997] // СЗ РФ. – 1997. - № 2. - Ст. 198; Российская газета – 2009. – 27 декабря.

4. Российская Федерация. Закон О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [Текст]: [федеральный закон: от 15.07.95 № 103-ФЗ] //Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 29. - Ст. 2759. Российская газета – 2009. – 30 сентября.

5. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст]: [федеральный закон: от 12.08.1995 N 144-ФЗ] //Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 33. - Ст. 3349; Российская газета – 2008. – 22 декабря.

6. Абдрахманова Е.Р. Уголовно-правовое обеспечение реализации лишения свободы [Текст]: Автореф. дис… к.ю.н. / Е.Р. Абдрахманова М. 1996. 22 с.

7. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве. [Текст]: учебное пособие / Б.Я. Гаврилов. М., 2003. 548 с.

8. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность [Текст]: учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. М. 2006. 609 с.

9. Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. [Текст]: монография / Н.С.Железняк. Красноярск. 2002. 43 с.

10. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. [Текст]: учебное пособие / С.И.Захарцев. СПб. 2004. 592 с.

11. Елинский В.И. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х – начало ХХ в.в.) [Текст]: учебное пособие/ В.И.Елинский. М. 2007. 390 с.

12. Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД [Текст]: конспект лекций/ Ю.Ф.Кваша, К.В.Сурков. СПб. 2002. 460 с.

13. Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебное пособие/ И.А.Климов. М. 2007. 490 с.

14. Крылов И.Ф. Розыск, дознание, следствие. [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Крылов, А.И. Быстрыкин. Л. 1984. 411 с.

15. Лукашов В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. Ч.1., Сущность, предмет, задачи и структура теории ОРД внутренних дел. [Текст]: учебное пособие / В.А.Лукашов. М. 2005. 510 с.


16. Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД проблемы теории и практики ОРД в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст]: учебное пособие/ А.Г.Маркушин. М. 2003. 385 с.

17. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность. [Текст]: учебное пособие/ А.Г. Маркушин. Н. Новгород. 2005. 371 с.

18. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. [Текст]: учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2003. 519 с.

19. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. [Текст]: курс лекций. /А.В. Наумов. М. 2006. 560 с.

20. Основы борьбы с организованной преступностью. [Текст] / В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М. 2006. 510 с.

21. Палиашвили А.Я. Экспертиза в суде по уголовным делам. [Текст]: учебное пособие/ А.Я.Палиашвили. М. 2003. 415 с.

22. Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды. [Текст] / В.Л.Попов// Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях. Калининград. 2006. 553 с.

23. Попов В.Л., Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. [Текст]: учебное пособие / В.Л.Попов, В.М.Мешков. М. 2002. 450 с.

24. Российское уголовное право. Особенная часть. [Текст]: учебник/ М.П. Журавлев и С.И. Никулин. М. 1998. 611 с.

25. Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран. [Текст]: монография/ М.П.Смирнов. М. 2001. 589 с.

26. Сурков К.В. Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск. [Текст]: монография / К.В.Сурков. СПб. 2009. 450 с.

27. Уголовное право России. Часть Особенная.[Текст]: учебник для вузов / Л.Л. Кругликов. М. 2009. 832 с.

28. Чувилев, А.А. Оперативно-розыскное право. [Текст]: учебник/ А.А. Чувилев. М.1999. 487 с.

29. Шумилов А.Ю. Направления совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. [Текст]: учебное пособие / А.Ю.Шумилов. М. 2006. 455 с.

30. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). [Текст]: учебное пособие/ А.Ю. Шумилов. М. 2002. 490 с.

Приложение 1.

Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве.

Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено ФЗ (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первое исключение. В ст. 12 УК содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст.12 УК), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующих ОРМ крайне затруднительно.


Кроме того, ФЗ о ФСБ не содержит запрещения осуществления КРД за пределами РФ. Поскольку КРД реализуется в том числе и с помощью ОРМ, то можно сделать вывод, что органы ФСБ, а также органы разведки могут проводить ОРМ за рубежом, что реально и происходит.

Второе исключение допустимо исходя из предписании Закона о международных договорах.» Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами РФ - Например,

Советом министров внутренних лет государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается. Сотрудничество осуществляется путем выполнения ОРО страны, на территории которой находится или направляется объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора об осуществлении специального сопровождения ОРД. В случае срочной необходимости при следовании объекта наблюдения на территорию другого государства руководители подразделений оперативной разведки могут устанавливать непосредственные контакты с целью подготовки к решению поставленной задачи до поступления запроса.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция РФ осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию РФ; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ. и др.

Четвертое исключение. ФЗ об ОРД применяется так же в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа РФ. Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», международными договорами России и нормами международного права. Внешняя граница данной зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами России.


Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств (полезных ископаемых) континентального шлейфа РФ промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией РФ. В соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе РФ» континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов , находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Возникающие в связи исследованиями, разведкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе РФ правоотношения регулируются согласно пунктам н., м, т. ст.71 Конституции РФ.

Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч.5 ст.13 в СИЗО «чужие» оперативники вправе проводить ОРМ совместно с работниками уголовно - исполнительной системы Минюста России. Это предписание означает, что ОРД в СИЗО возможна исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации ОРО с соответствующими сотрудниками УИУ. Самостоятельно проводить какое - либо ОРМ оперативные подразделения ОВД, органов ФСБ, органов Госнаркоконтроля и других ОРО на территории СИЗО не вправе. Таким образом, этим предписанием ФЗ об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления ОРД.

Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующего во время совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятия соответствующих решений субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом:

во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу;

во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.


Кроме того, с учетом наличия в Федеральном Законе об ОРД значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылается та или иная статья Федерального Закона об ОРД.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этом предписании Федерального Закона об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводится ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств.

Единственным исключением из правил равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих федеральных законах.

Так, в соответствии с Конституцией РФ неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” - Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре – прокуроры и следователи органов прокуратуры (поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений – например, по делу оперативного учета.).

Приложение 2.

Толкование норм оперативно-розыскного законодательства.

Правильное применение Федерального Закона об ОРД подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его нормы. В свою очередь этого нельзя достигнуть без толкования закона.

Поэтому под толкованием оперативно–розыскного закона понимается деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.), направленная на разъяснение и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного в конкретной норме (предписании) Федерального Закона об ОРД, ее направленности, точного определения содержания нормы и ее соотношения с другими правовыми нормами законодательства в области ОРД.

Использование в оперативно-розыскном законе терминов, заимствованных из ряда отраслей знаний о различных видах юридической деятельности, в обязательном порядке должно соответствовать по смыслу и содержанию таких терминов. Нельзя толковать не оперативно-розыскные термины в угоду сложившейся оперативной практике, разъяснять их в ином смысле, чем это принято в соответствующей отрасли знания, из которой они перешли в оперативно-розыскное законодательство.