Файл: РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В решении ассимилированные формы, виды и критерии оценок, индивидуального опыта, является их апробация, наполнение личностными смыслами. От оценок других людей, ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность сами по себе. Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй- его отношение как мера самоудовлетворения.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И. Чеснокова). Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.[19] Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин. В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.

Входя в дошкольный возраст, ребенок осознает только то, что он существует. Но он действительно ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, Добро пожаловать взрослыми качества, часто даже не зная, что они есть.[20]

Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок своих способностей, результатов его деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, что они относятся, в основном, положительные оценки окружающих их взрослых.[21]

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других, на которых он может посмотреть со стороны. И происходит это не сразу. В этот период, оценивая современников, ребенок просто повторяет мнения, заявил о них со стороны взрослых. То же самое происходит и с самим оценке. («Я хороший, потому что мама так говорит»).


Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г. Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка. Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И. Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х. Хекхаузен). По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя. Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.[22]

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько согласованных. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

С возрастом ребенок овладевает более сложными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осведомленными, увеличивая их стимул -мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также изменяется, становится избирательным и приобретает стабильность.

1.2 Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста

Перспективы для обогащения функциональных особенностей самооценки как регулятивного фактора отношения выявляются в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления... вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, глубже и дифференцированного».[23]


В игровой деятельности детей, что взрослый человек не жестко регламентированы, особенно важно научиться управлять оценочных отношений и таким образом способствовать нравственному развитию дошкольников. При разработке методологии исследования мы исходили из сформулированного в Советской психологии положение, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста является важным звеном мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, которая является только при условии, когда ребенок является не только объектом, но и оценку.[24]

В игре можно не только создавать самооценку, а также развивать свои регулирующие функции. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование личности-отношения в процессе деятельности, можно выделить две группы наиболее значимых: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами штаба, мнение которых по определенным для личности критериям является важным; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.[25]

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Для взрослых - это недостижимый эталон, а с ровесниками мы запросто могли сравнить. Эффекты оценки обмена возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты их деятельности напрямую зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая способствует формированию самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина).[26]

В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. Преобладают у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.[27]


Важное место в оценке сверстников в любом возрасте- это их деловые качества, навыки и способности, чтобы обеспечить успех совместной деятельности и моральных качеств. В детском саду существует система ценностей, которая определяет взаимное оценивание детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» по отношению к сверстникам и самому себе. В 4-5 лет он маленький (не бить никого, слушать учителя, мама). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть осторожным, чтобы не сожалеть об этом, когда вам дают что-то, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, чтобы покупать все, помогать младшим, не обзываться, не врать, не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей понимают те нравственные качества, по которым можно судить сверстников: трудолюбие, пунктуальность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстникам. В этом возрасте ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Это легко оценить себя положительно.

Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки является то, что дошкольники, особенно младшие, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он сделал или делает хуже других детей, будет означать, что он сделал хуже, чем их сверстники. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии признать это. Он понимает, что не красиво хвастаться, но стремление быть хорошим, выделиться среди других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство. Отличная возможность педагогически развивать соответствующую самооценку игру.[28]

Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что ребенок уже имеет негативный опыт и они вновь учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс.

С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он может быть успешным. Моделирование жизненных ситуаций, игра дает неоценимый опыт и могут научить гордиться собой. Она позволяет пережить трудности, которые могут возникнуть в реальной жизни позволит вам почувствовать внутреннюю силу и целеустремленность, чтобы форма.


В ходе игры дети учатся правилам этикета, они культивировали культуру общения. Это в игре привил основе уважения к себе как личности и о том, что право на уважение.

Игры учат заботиться о других, забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждая новая тренировка укладывается на небольшом кирпичном вот что волнует других, что позволит вам построить дом из уважения к себе и другим.

Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностного и творческого потенциала, формирование адекватной самооценки, развитие способности к принятию самостоятельных решений, формирование навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, способствует рефлексии, повышения самооценки.[29]

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе и игры, и, следовательно, требуют разных подходов.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом стремятся взять на себя активную роль. Для этих детей самое сложное- это реализация правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Они часто не обращают внимания на сверстников и демонстрируют собственные возможности.

С детьми этой группы, чтобы организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница») или совершать простые действия, от точности которого будет зависеть результат игры («горшок», «городки»). Во время игры нужно показать дошкольникам важность соблюдения правил и попробовать, чтобы убедиться, что они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно, чтобы переключиться на новый вид деятельности. Во-первых, они остаются твердыми, без интереса наблюдая за действиями сверстников. В любом случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не готов. Наблюдая за игрой и принимая его сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом в игре, и через некоторое время он начинает проявлять инициативу. Конечно, это стало возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении) воспитатель.