Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия
1.1. Содержание процесса формирования и распределения прибыли на предприятии
1.2. Методика анализа формирования и распределения прибыли
Глава 2. Анализ формирования и распределения прибыли АО «СДС Азот»
2.1. Анализ формирования прибыли на предприятии
2.2. Анализ распределения прибыли предприятия
2.3. Анализ использования прибыли предприятия
Глава 3. Рекомендации по повышению прибыли АО «СДС Азот»
3.1. Расчет резервов роста прибыли предприятия
3.2. Мероприятия, направленные на совершенствование формирования и распределения прибыли предприятия
Из данных таблицы 11 видно, что результате использования резервов роста прибыли прибыль от продаж превысит показатель 2016 г. на 44,07 %; прибыль до налогообложения составит 35 211 млн.руб., что на 49,11 % больше, чем в 2016 г. Определенная экономия будет получена за счет внесения изменения в налоговое законодательство в части снижения ставки налога на прибыль организаций с 24 % до 20 %. Экономия составляет: 35 211 * (20 % - 24 %) = 1 408 млн.руб. Планируемая чистая прибыль составляет 28 169 млн.руб., что на 120,47 % больше, чем в 2016 г.
Выводы
Представленные рекомендации позволят повысить прибыли предприятия и улучшить показатели рентабельности:
1.расширять рынки сбыта и ассортимент производимой продукции. Наиболее перспективным направлением расширения продаж продукции является зарубежный рынок. Поставка продукции АО «СДС Азот» в Китай является на настоящий момент стратегическим направлением с учетом емкости китайского рынка;
2.учитывая, что 80% пахотных земель в России бедны серой, для АО «СДС Азот» перспективным направлением является производство и продвижение специально разработанных для внутреннего рынка удобрений – карбамида+S и аммиачной селитры+S;
3. в целях роста производства и объема продаж необходимо закончить строительство 4-й очереди производства полиамида-6, на которой будет выпускаться полимер для текстильных нитей и волокон.
Заключение
Прибыль как экономическая категория представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений часть распределённого чистого дохода также принимает форму прибыли. Реализуя на рынке свою продукцию, предприятия получают денежную выручку, включающую в себя прибыль. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Поиск резервов повышения формирования и использования прибыли проводится на основе экономического анализа.
В работе проведен анализ прибыли АО «СДС Азот». Проведенный анализ показал, что за 2014-2016 гг. в АО «СДС Азот» наблюдается рост прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
На чистую прибыль в 2016 г. влияли положительные и отрицательные факторы. Общее влияние отрицательных факторов в 2016 г. перекрылось влиянием положительных факторов, вследствие чего произошел рост чистой прибыли. Положительное влияние на чистую прибыль 2016 г. оказали: рост выручки от продажи продукции на 16 732 млн.руб.; рост процентов к получению на 39 млн.руб.; рост доходов от участия в других организациях на 711 млн.руб.; рост прочих доходов на 28 038 млн.руб. Отрицательно на рост чистой прибыли в 2016 г. повлияли: рост себестоимости проданной продукции на 2 873 млн.руб.; рост коммерческих расходов на 176 млн.руб.; рост управленческих расходов на 602 млн.руб.; рост процентов к уплате на 160 млн.руб.; рост прочих расходов составил 28 375 млн.руб.; рост налога на прибыль на 6 830 млн.руб.
Проведенные расчеты показали, что резервами роста прибыли являются:
- снижение себестоимости продукции – резерв роста прибыли 2 873 млн.руб.;
- сокращение коммерческих расходов – резерв роста прибыли 176 млн.руб.;
- сокращение управленческих расходов – резерв роста прибыли 602 млн.руб.;
- снижение процентов к уплате – резерв роста прибыли 160 млн.руб.;
- сокращение прочих расходов - резерв роста прибыли 28 375 млн.руб.
Всего выявленные резервы роста прибыли составили 32 186 млн.руб.
В целях повышения прибыли АО «СДС Азот» предложены следующие мероприятия:
1.расширять рынки сбыта и ассортимент производимой продукции. Наиболее перспективным направлением расширения продаж продукции является зарубежный рынок. Ежегодный рост потребления полиамида-6 в Китае составляет 8-12%, а доля в глобальном потреблении – до 30%. Таким образом, именно поставка продукции АО «СДС Азот» в Китай является на настоящий момент стратегическим направлением с учетом емкости китайского рынка;
2.учитывая, что 80% пахотных земель в России бедны серой, для АО «СДС Азот» перспективным направлением является производство и продвижение специально разработанных для внутреннего рынка удобрений – карбамида+S и аммиачной селитры+S;
3. в целях роста производства и объема продаж необходимо закончить строительство 4-й очереди производства полиамида-6, на которой будет выпускаться полимер для текстильных нитей и волокон. После пуска этой установки полимеризации предприятие сможет предложить потребителям весь возможный ассортимент ПА-6, а суммарная проектная мощность предприятия по этому продукту увеличится до 150 тыс. тонн в год.
Представленные в работе рекомендации позволят повысить прибыли предприятия и улучшить показатели рентабельности.
Список литературы
Власова В.М., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 13-19.
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202.
- Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2013. – 522 с.
Коробейникова Л.С., Хасанай Е. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 96-99.
- Кузнецова И.В. Методические подходы к анализу прибыли предприятия и факторов, влияющих на нее // В сборнике: Генерация научных идей в контексте модернизации российского общества Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. канд. экон. наук, доцент Мизякина О. Б.. 2014. С. 53-60.
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23.
- Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014.
- Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2014.
- Сосненко, Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014.
- Шадрина, Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: Благовест, 2013.
- Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие. / ред. А.Д.Шеремет; сост. Р.С.Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2014.
Приложение 1
Выписка из отчета о финансовых результатах за 2015 г.
Показатель |
2015 |
2014 |
Доходы и расходы по обычным видам Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
21879 |
13307 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, |
(7188) |
(3903) |
Валовая прибыль |
14691 |
9404 |
Коммерческие расходы |
(178) |
(115) |
Управленческие расходы |
(1644) |
(1698) |
Прибыль (убыток) от продаж |
12869 |
7591 |
Проценты к получению |
34 |
4 |
Проценты к уплате |
(243) |
(595) |
Доходы от участия в других организациях |
480 |
202 |
Прочие доходы |
22616 |
3486 |
Прочие расходы |
(25336) |
(4039) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10420 |
6648 |
Отложенные налоговые активы |
90 |
79 |
Отложенные налоговые обязательства |
(21) |
(17) |
Текущий налог на прибыль |
(4076) |
(1743) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
6413 |
4967 |
Приложение 2
Выписка из отчета о финансовых результатах за 2016 г.
Показатель |
2016 |
2015 |
Доходы и расходы по обычным видам Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
38611 |
21879 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, |
(10061) |
(7188) |
Валовая прибыль |
28550 |
14691 |
Коммерческие расходы |
(354) |
(178) |
Управленческие расходы |
(2246) |
(1644) |
Прибыль (убыток) от продаж |
25950 |
12869 |
Проценты к получению |
73 |
34 |
Проценты к уплате |
(403) |
(243) |
Доходы от участия в других организациях |
1191 |
480 |
Прочие доходы |
50514 |
22616 |
Прочие расходы |
(53711) |
(25336) |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
23614 |
10420 |
Отложенные налоговые активы |
85 |
90 |
Отложенные налоговые обязательства |
(20) |
(21) |
Текущий налог на прибыль |
(10902) |
(4076) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного
|
12777 |
6413 |
Приложение 3
Расчет резервов роста прибыли предприятия методом цепных подстановок
Выручка от продаж, млн.руб. |
Себестоимость продаж, тыс. |
Коммерческие расходы, млн.руб. |
Управленческие расходы, тыс. |
Проценты к получению, млн.руб. |
Проценты к уплате, млн.руб. |
Доходы от участия в других организациях , млн.руб. |
Прочие доходы, млн.руб. |
Прочие расходы, млн.руб. |
Прибыль дл налогообложения, млн.руб. |
Влияние фактора, млн.руб. |
2015 21879 |
2015 7188 |
2015 178 |
2015 1644 |
2015 34 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
10420 |
- |
2016 38611 |
2015 7188 |
2015 178 |
2015 1644 |
2015 34 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
27152 |
16732 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2015 178 |
2015 1644 |
2015 34 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
24279 |
-2873 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2015 1644 |
2015 34 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
24103 |
-176 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2015 34 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
23501 |
-602 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2016 73 |
2015 243 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
23540 |
39 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2016 73 |
2016 403 |
2015 480 |
2015 22616 |
2015 25336 |
23380 |
-160 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2016 73 |
2016 403 |
2016 1191 |
2016 22616 |
2015 25336 |
24091 |
711 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2016 73 |
2016 403 |
2016 1191 |
2016 50514 |
2015 25336 |
51989 |
27898 |
2016 38611 |
2016 10061 |
2016 354 |
2016 2246 |
2016 73 |
2016 403 |
2016 1191 |
2016 50514 |
2016 53711 |
23614 |
-28375 |
Итого влияние факторов |
13194 |
-
Сосненко, Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014. – С. 103. ↑
-
Кузнецова И.В. Методические подходы к анализу прибыли предприятия и факторов, влияющих на нее // В сборнике: Генерация научных идей в контексте модернизации российского общества Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. канд. экон. наук, доцент Мизякина О. Б.. 2014. С. 53-60. ↑
-
Власова В.М., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 13-19. ↑
-
Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 84. ↑
-
Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 84. ↑
-
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202. ↑
-
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа //
Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23. ↑ -
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202. ↑
-
Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 86. ↑
-
Кузнецова И.В. Методические подходы к анализу прибыли предприятия и факторов, влияющих на нее // В сборнике: Генерация научных идей в контексте модернизации российского общества Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. канд. экон. наук, доцент Мизякина О. Б.. 2014. С. 53-60. ↑
-
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа //
Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23. ↑ -
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202. ↑
-
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202. ↑
-
Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие. / ред. А.Д.Шеремет; сост. Р.С.Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 91. ↑
-
Власова В.М., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 13-19. ↑
-
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа //
Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23. ↑ -
Шадрина, Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: Благовест, 2013. – С. 91. ↑
-
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа //
Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23. ↑ -
Кузнецова И.В. Методические подходы к анализу прибыли предприятия и факторов, влияющих на нее // В сборнике: Генерация научных идей в контексте модернизации российского общества Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. канд. экон. наук, доцент Мизякина О. Б.. 2014. С. 53-60. ↑
-
Коробейникова Л.С., Хасанай Е. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 96-99. ↑
-
Сосненко, Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014. – С. 186. ↑
-
Власова В.М., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 13-19. ↑
-
Ермолаева В.В. Методика факторного анализа прибыли, как индикатора уровня развития организации // В сборнике: Cовременные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции. под ред. И.В. Брянцевой, Л.Л. Бияк, И.В. Калашниковой. 2015. С. 198-202. ↑
-
Коробейникова Л.С., Хасанай Е. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 96-99. ↑
-
Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – С. 201. ↑
-
Лейба Т.А. Подходы к управлению прибылью организации, виды ее анализа //
Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 1 (20). С. 20-23. ↑ -
Власова В.М., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 4 (4). С. 13-19. ↑
-
Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014. – С. 76. ↑
-
Кузнецова И.В. Методические подходы к анализу прибыли предприятия и факторов, влияющих на нее // В сборнике: Генерация научных идей в контексте модернизации российского общества Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. канд. экон. наук, доцент Мизякина О. Б.. 2014. С. 53-60. ↑
-
Рассчитано по данным таблицы 4. ↑
-
Составлено по данным финансовой отчетности. ↑
-
Составлено автором. ↑