Файл: Автоматизация учёта труда и заработной платы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Грамотно обработанная и систематизированная информация является в определенной степени гарантией эффективного управления предприятиями и государством в целом. Такую систематизацию и возможность проведения экономического и финансового анализа в любой момент времени обеспечивает автоматизация бухгалтерского учёта.

Если ранее ПЭВМ применялись в первую очередь для облегчения объёмной арифметической работы и на отдельных участках в бухгалтерии, то сейчас целесообразнее вести бухгалтерский учёт на предприятии в автоматизированной системе с созданием общей базы данных и возможностью передачи информации из одной подсистемы в другую и образованием сводной базы для составления отчётности.

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни). Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и другие). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.


Одно из центральных мест во всей системе учёта на предприятии занимает учёт труда и заработной платы. Проблемы учёта труда и заработной платы актуальны также и потому, что с ними сталкиваются на каждом предприятии (организации). Оно может не иметь на балансе основных средств, может не заниматься внешнеэкономической деятельностью, не приобретать материальных ценностей и т.д., но вопросы, связанные с трудовыми отношениями, будут возникать всегда, при любых формах собственности и видах деятельности. Какой бы формы предприятие ни было, какой бы деятельностью не занималось и сколько бы человек ни работало в организации или учреждении, необходимо вести учёт труда, начислять заработную плату, производить расчёты по оплате труда с персоналом, бюджетами и внебюджетными фондами. В нынешних условиях всё это невозможно без автоматизированной обработки учётных данных, в конце концов, становится строго регламентированным предоставление отчётных форм в соответствующие органы обязательно в электронном виде.

Оплата труда представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной и натуральной за отработанное время, за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на питание, жилье, топливо, оплачиваемые в установленном действующим законодательством порядке.

«Оплата труда в широком смысле – это та или иная форма вознаграждения за определенное количество и качество выполненной работы».

Как социально-экономическая категория заработная плата требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника и работодателя.

Для работника заработная плата – главная и основная статья его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи, а отсюда и стимулирующая роль заработной платы в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения.

Для работодателя заработная плата работников – это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, что составляет одну из основных статей расхода в себестоимости производимых товаров и услуг.

Заработная плата всех сотрудников предприятия в сумме дает показатель ФЗП (фонда заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности предприятия и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат предприятия.


Различают основную и дополнительную оплату труда. Под основной заработной платой принято понимать:

- выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;

- доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни;

- премии, премиальные надбавки.

Дополнительная заработная плата включает выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами:

- оплата времени отпусков;

- времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

- льготных часов подростков;

- выходного пособия при увольнении и др.

Вопросы оплаты труда на предприятиях регулируются путем принятия внутренних нормативных документов и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. К важнейшим из них относятся трудовой договор (контракт), коллективный договор, локальные нормативные акты.

Всё вышеизложенное и определяет актуальность выбранной для курсового проекта темы.

В ходе написания курсовой работы будет необходимо:

  • Провести обследование предприятия с целью выявления основных информационных потоков, а также участков для которых необходима автоматизация;
  • На основании обследования и выбранного компонента задач, разработать проект автоматизации;
  • На основе разработанного проекта, создать автоматизированная система и показать её эффективность и работоспособность с помощью контрольного примера реализации;

Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия  

Характеристика предприятия и его деятельности 

Предприятие «КомпЛекТрейд» осуществляет продажу компьютерных комплектующих. Клиентами являются государственные и частные предприятия и физические лица. Комплектующие заказываются и поставляются в выбранный заказчиком филиал для последующей продажи.

Предприятие начало свою деятельность в 2017 году, как частное предприятие, имеющее склад и три пункта выдачи. Прибыль формируется как разность между объёмом реализации в розницу и оптом и затратами на закупку товаров с учётом собственных издержек.


В настоящее время фирма имеет помещение общей площадью 150 кв. метров под центральный офис и арендует мелкие помещения в 5 районах области, а также имеет большой склад и договор со службой транспортировки.

Таблица 1. Технико-экономические показатели объекта управления

№ п\п

Наименование характеристики (показателя)

Значение показателя на определённую дату либо за период

Прибыль предприятия (ПП)

4 348 000 руб/мес.

Численность персонала (ЧП)

30 человек в центральном офисе и по 4 в филиалах

Итого: 50 человек

Производительность труда

ПП/ЧП = 86 960 руб.

Среднемесячная оплата труда

45 000 руб.

Общий фонд заработной платы

2 450 000 руб.

Организационная структура управления предприятием 

Рисунок 1. Организационная структура предприятия

Рисунок 2. Организационная структура филиалов

Весь поток документации проходит через директора. Работой отделов заведуют соответствующие руководители. Отдел закупок и продаж заведует приобретением продукции заводов и поиском поставщиков, оптовым приобретением товаров на рынке, рекламой услуг, предоставлением сведений клиентам, а также их привлечением, руководит продажами и формированием заказов. Отдел транспортировки руководит работой с фирмой транспортировки и доставкой заказов в пункты выдачи. Бухгалтерия отвечает за учет труда и выплаты заработной платы, учет прибыли и продаж предприятия, анализ финансовых возможностей, анализ рисков и выгоды.

За работой филиалов следит руководитель филиала, подчинённый директору центрального офиса. Прием заказов у транспортной компании ведет менеджер по приемке, продажу осуществляет менеджер по продаже, бухгалтер осуществляет учет продаж и формирует отчеты для отдела бухгалтерии центрального офиса.

Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов. 


Модели бизнес –процессов.

Работа с бумажными носителями постепенно устаревает. При больших объёмах производства они являются малоэффективными, происходит дублирование информации и её потеря. Работа без электронной системы учёта расходов очень сложна и не является рентабельной, поскольку требуется целый материально-учётный отдел, занимающийся исключительно учётом материалов. Покупка или создание информационной системы быстро окупится, отпадёт нужда в приёме на работу дополнительных кадров. Повысится качество и скорость выполнения работ, с учётом расхода материалов при производстве.

Увеличивающийся объём производства, вынуждает искать новые, рациональные пути решения проблем, связанных с высокой нагрузкой сотрудников материально-учётного отдела.

Безбумажный учёт материалов предусматривает централизованную базу данных с учётом поставок и израсходованных материалов. Преимуществами данного решения являются избавление от бумажных носителей и материально-учётного отдела, что позволяет свести к минимуму кадровые ресурсы, занимающиеся учётом материалов.

Автоматизация учёта труда и заработной платы повышает оперативность контроля расходов, и повышает эффективность работы учётного отдела (бухгалтерии).

Прежде всего нужно проанализировать работу предприятия в настоящий момент, то есть исследовать и проанализировать функционирование бизнес процессов.

Создаваемая подсистема позволит решить такие проблемы, как: низкая оперативность предоставления и обработки информации; большие трудозатраты; дублирование информации, и как следствие ее искажение. С использованием методологии IDEF0 была разработана функциональная модель процессов учета труда и заработной платы (рис. 3-6). В первую очередь, была построена контекстная диаграмма (рис.3), которая позволяет описать процесс, который нужно автоматизировать, в целом и его взаимодействие с окружающим миром.

Рис.3. Контекстная диаграмма

На рисунке 3 отражены входные данные, управляющие процессы, исполнители, исходящие данные. Входными данными является информация о работниках. Управляющими процессами являются: трудовой кодекс РФ и законы; стандарты предприятия. Исполнителями являются: директор и главный бухгалтер. Исходящими данными является отчёт.

Функцию учёта труда и заработной платы можно разбить на четыре основных составляющих её функций: введение базы работников, контроль труда, подсчет трудодней, выплату заработной платы. Таким образом контекстная диаграмма разбивается на подсистемы и строится диаграмма декомпозиции процесса подсчета трудодней, обеспечивающая детализацию информации.