Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Естественные монополии, являясь важнейшими отраслями национального хозяйства, жестко интегрированы в систему кооперационных связей производства и коммерции и, следовательно, решение задачи повышения эффективности естественных монополий лежит на пути комплексного рассмотрения макроэкономической политики реформирования хозяйственного механизма экономики страны в целом.

Общепризнанная необходимость реформирования отраслей естественных монополий в России, обусловленная развитием внутренних тенденций и внешних воздействий этих отраслей на экономику, многообразие возможных вариантов макроэкономического реформирования и начало реализации правительственных концепций структурных преобразований в отраслях естественных монополий.

Существующая в настоящее время система государственного регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровня не позволяет обеспечить баланс интересов общества и собственников предприятий регулируемых отраслей, положительно повлиять на создание условий макроэкономической стабильности.

Для субъектов естественных монополий на федеральном и региональном уровнях характерно ярко выраженное рентоориентированное оппортунистическое поведение, которое проявляется как в необоснованном завышении цен и тарифов на продукцию, работы и услуги, так и в их неудовлетворительном качестве, надежности и уровне экологической безопасности.

Неэффективность существующего механизма, регулирования деятельности субъектов естественных монополий во многом обусловлена сосуществованием старых институтов административно-командной экономики, формирующихся новых институтов регулирования, а также общим состоянием институциональной среды функционирования естественных монополий в условиях современной России.

Проблема выработки направлений, макроэкономической политики реформирования в сфере естественных монополий, выбора оптимальных средства и методов данного регулирования с учетом специфики переходной экономики России приобретает не только актуальное научное, но и практическое значение.

Основой исследования послужили труды: Л. Абалкиной, Н. Белоусовой, И. Бесединой, А. Городецкого, М. Делягина, В. Кокорева, О. Коломейченко, В. Лившица, Н. Лукьянчиковой, А. Никифорова, Ю. Павленко, Н. Цукановой и др.

Целью работы является раскрытие сущности естественной монополии, выявление ее взаимосвязи с конкурентными, рыночными отношениями; обоснование необходимости государственного регулирования естественной монополии.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть необходимость исследования места и роли естественных монополий в российской национальной экономике;

- проанализировать факторы, позволяющих построить адекватную модель оптимального реформирования и развития предприятий в сфере естественных монополий;

- исследовать методы и способы проведения реформ на примере различных государств (Швеция, Германия, Великобритания, Япония, Россия).

Предметом исследования является структура рынка и естественная монополия как ее составная часть, государственное регулирование рыночной структуры. Объектом исследования являются естественные монополии как элемент макроэкономической системы и ее взаимодействие с другими хозяйственными субъектами, предпринимательством и государством.

В процессе изучения проблемы были использованы следующие методы исследования: общенаучные, систематизации и обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

1 Социально-экономическая эффективность естественной монополии

Естественные монополии имеют важное социально-экономическое значение для государства. Это связано, прежде всего, с тем, что их деятельность затрагивает все общество, поэтому любые изменения в функционировании естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостояния его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики.

Прошедший этап рыночной трансформации экономики показал, что либерализация несовместима с интересами страны и привела к огромным экономическим и геополитическим потерям [4, с. 15]. Либерализация была проведена без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смога обеспечить адекватную развернутую систему, антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики [8, с. 48].


Главным фактором конкуренции в условиях трансформирующейся экономики становятся не издержки и цены, а уровень и объемы корпоративной власти и контроля за рынком и производством, выражающийся в статусе предприятия, близости к ресурсам, а в определенных сферах экономики − в коррупции и в прямом насилии.

Практика показывает, что механический перенос хозяйственных форм, в том числе и регулирования из одной социально-экономической среды в другую часто не дает желаемого результата.

Это и понятно ведь они возникают в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление. Выражающееся в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики.

Существующая в настоящее время система государственного регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровня не позволяет обеспечить баланс интересов общества и собственников предприятий регулируемых отраслей, положительно повлиять на создание условий макроэкономического уровня (см. Приложение А).

Для субъектов естественных монополий на федеральном и локальном уровнях характерно яркое рентоориентирование и оппортунистическое поведение, которое проявляется как в необоснованном завышении цен и тарифов на продукцию, работы и услуги, так и в их неудовлетворительном качестве, надежности и уровне экологической безопасности.

В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигаются общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а также национальной безопасности. Конечно, сама идея естественного монополизма исходит из необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор общественной значимости может действовать только в отношении ограниченного круга товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов.

Классическим примером значимости фактора экономии от масштаба служила группа отраслей общественных услуг – обеспечение населения водой, газом, электроэнергией, местной телефонной связью и канализацией. Согласно западной экономической традиции, отрасли естественных монополий трактуются в целом как производства, доставляющие социально значимые блага потребителю, - железнодорожный, авиационный и некоторые другие виды транспорта, специфические топливно-энергетические производства, например газо- и энергоснабжение, оказание ряда коммунальных услуг.


Во многих странах к отраслям естественных монополий относят большинство видов деятельности, продукция которых является "предметом общественного пользования": коммуникации, линии электропередачи, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализацию'". Для стран с переходной экономикой особо важными отраслями естественных монополий обычно считаются грузовой железнодорожный транспорт, электроэнергетика и телекоммуникации [15, с. 7].

В последние годы в научной литературе прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно вычленить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.). Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.). В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности - ФОРЭМ, подконтрольный РАО "ЕЭС России"). В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии [9, с. 137].

В инфраструктурных отраслях принято выделять, по меньшей мере, две вертикально объединенные стадии: создание продукта и сетевое обслуживание. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой обходится дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами.

В последнее время под влиянием технических и технологических новшеств, позволяющих создавать независимые предприятия, действующие на конкурентной основе, подобные представления применительно к стадии производства стали "размываться". При этом сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монопольной, а значит, появляется возможность поддержания "своего" производителя и дискриминации остальных. В таком случае теряется выгода от конкуренции на стадии производства, а прибыль на монопольной сетевой стадии будет увеличиваться, по существу, за счет общества.


Главная экономическая проблема дезинтеграции естественных монополий - риск потери эффекта системности. Помимо роста трансакционных издержек необходимо отметить еще один важный аспект, связанный с допуском к управлению инфраструктурными отраслями частного капитала. Собственно, большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривает создание возможностей для реального выделения сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, как свидетельствует опыт многих стран, может осуществляться на основе передачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями.

В практике реформирования естественных монополий имеется множество примеров, когда в ходе реализации, достаточно привлекательных проектов возникали серьезные трудности и существенные ошибки на обеих стадиях − как при производстве товаров или услуг, так и в сетевом хозяйстве по их доставке потребителям. В конечном счете, в основе всех вариантов реформирования естественных монополий лежит их разделение на производственную и инфраструктурную стадии. Положительные эффекты от введения элементов конкуренции ожидаются, прежде всего, благодаря преодолению так называемой ценовой дискриминации. Можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики.

Во-первых, сохранение традиционной модели, то есть полностью интегрированной монопольной компании, объединяющей стадии как производства, так и сетевого хозяйства. Фактическая рыночная власть подобного монополиста очень велика и может быть ослаблена только посредством конкуренции локальных монополистов на сопряженных территориях. Это классическая модель вертикально интегрированного монополиста. В настоящее время практически все российские естественные монополии построены по такому принципу, а их реформирование связано с выбором того или иного варианта отхода от него.

Во-вторых, возможна модель с разделенными стадиями производства и сетевого хозяйства, причем последняя может быть организована как крупный монополист, а на стадии производства появляются элементы конкуренции. В данном случае должны, четко обозначены законодательные барьеры, не позволяющие сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей. Это модель, вертикального разделения в соответствии с которой проводится реформирования электроэнергетики в России.