Файл: Правовое регулирование при оказании различных услуг (ПОНЯТИЕ УСЛУГИ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЛУГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: сфера оказания услуг в России стремительно набирает обороты. Можно больше сказать, она - одно из самых быстроразвивающихся и перспективных направлений современной экономики нашей страны. Она охватывает огромное поле деятельности – начиная с торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Отели и кафетерии, парикмахерские и тур. агентства, спортивные, учебные заведения, прачечные и т. д. – почти все компани на сегодняшний день оказывают большее или меньшее количество услуг. Сегодня сфера услуг опережает производственную сферу по скорости роста и по разнообразию появляющихся новых видов услуг.

Именно по этим причинам появилась необходимость в формировании механизмов контроля и регулирования всего этого бесчисленного множества гражданско-правовых отношений. Некоторые виды оказания услуг прежде регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако увеличение количества различных услуг потребовало создания единой правовой системы, которую можно было бы распространить на все специально неурегулированные Гражданским кодексом отношения об оказании услуг.

Для того, чтобы регулировать данные отношения в Гражданский кодекс Российской Федерации была добавлена глава 39 «Возмездное оказание услуг». Однако, по мнению множества юристов и практиков, этого однозначно мало. Это следствие недостаточной изученности проблемы, несмотря на то, что ей был посвящен довольно большое количество исследований, и в советскую, и в постсоветскую эпохи.

Объёмный вклад в решение проблем правового регулирования взаимоотношений по оказанию различных услуг внесло множество ученых цивилистов, например Ю. Х. Калмыков, М. И. Брагинский, М. В. Кротов, А. Ю. Кабалкин, Е. Д. Шешенин, Н. А. Баринов, А. Е. Шерстобитов. Их работы стали тем фундаментом для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое с успехом продолжает развиваеться в множестве работ Е. Г. Шабловой, В. В. Кваниной, М. Н. Малеиной, О. М. Щуковской, Д. И. Степанова и др.

С недавних пор появился ещё и ряд диссертационных работ цивилистов, которые были связанны с совершенствованием гражданско-правового регулирования взаимоотношений по техническому обслуживанию различных видов объектов. Это работы М. Ф. Лукьяненко, А. Г. Кузнецова, Н. И. Нестеровой, С. М. Лурье, В. А. Плетнева и др.

На настоящий момент наблюдается оживление научного интереса к данному вопросу. В течение последних двух десятков лет можно выделить следующие монографические исследования: М. И. Брагинского – содержат главу «Договор возмездного оказания услуг» (издание – 2002г.); Н. А. Баринова – «Услуги (социально-правовой аспект) » (издание 2001г.); диссертационные исследования: С. Н. Белозеровой – посвящено гражданско-правовому регулированию в сфере оказания медицинских услуг (2000 г.); О. М. Щуковской – «Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг» (2001г.); Л. Б. Ситдиковой – «Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг» (2002г., автором исследуются следующие виды услуг: образовательные, медицинские, аудиторские, туристские); С. В. Петровского – «Правовое регулирование оказания Интернет-услуг» (2002г.). Следует обратить внимание на авторов, которые внесли определённый вклад в постановку и обсуждение отдельных теоретических проблем гражданско-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг. Это: Ю. В. Романец, В. А. Кабатов Н. В. Козлова, А. Е. Шерстобитов, Д. И. Степанов и др.


Однако, на сегодняшний день, учёным не удалось полностью раскрыть сущность услуг и достаточно исчерпывающе сформулировать такое определение, которое доло бы возможность ограничить услуги от иных правовых явлений. В специальной литературе высказывается множество сомнений относительно возможности конструирования общего понятия услуг по причине разнообразия их разновидностей. Но, как мы можем наблюдать, многообразие иных объектов гражданских прав, например вещей, не стало серьёзным препятствием для разработки и введения их общего правового режима.

Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.

Для достижения данной цели мне потребовалось решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать услуги и их значению в структуре социально-экономических взаимоотношений;

2. Определить имеющиеся на настоящий момент классификации услуг;

3. Основываясь на анализе существующих норм гражданского законодательства определить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг в Российской Федерации, ощенить надлежащее исполнение и обеспечение исполнения договорных обязательств сторон;

4. Охарактеризовать правовой институт возмездного оказания услуг;

5. Дать определение перспектив развития правового института возмездного оказания услуг.

Предмет исследования. Предметом исследования были определены составные элементы самого явления услуги, их внутренние и внешние закономерности, а также практика применения договора возмездного оказания услуг.

Объектом исследования были определены гражданско-правовые отношения, формирующиеся в сфере оказания услуг.

Методы исследования. В работе использовались наиболее универсальные методы, присущие всем научным сферам, в том числе и юридической. В основе этих методов лежат общие законы развития общества, – методы материалистической диалектики, а также основанные на них частнонаучные методы – сравнительно-правовой, историко-юридический, нормативно-догматический, конкретно-социологические, системный как основной метод исследования сложных правовых явлений и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе широкого объёма юридической специальной литературы по проблеме правового регулирования возмездного оказания услуг.

Практическая значимость исследования определяется анализом опыта применения норм правового регулирования возмездного оказания услуг.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПРАВОВое описание ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

1.1. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ взаимоОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ различных УСЛУГ В РОССИйской федерации

Такие понятия, как «услуга» и «сфера услуг» присутствуют в экономической структуре любого типа общества. Следовательно, и элементы правового регулирования отношений по оказанию услуг есть в правовом поле всех общественно-экономических формаций. Правовые формы, регулирующие данные отношения в минувшие эпохи, разнообразны, но весьма далеки от современных договоров об оказании услуг, по причине отождествления сферы услуг того времени в первую очередь с применением наемного труда. Подавляющее большинство ученых в качестве первоисточника правового регулирования отношений по оказанию различных услуг называют договор найма услуг в римском праве и договор личного найма в российском гражданском праве до революции [1].

Исходя из договора найма услуг «одна сторона – нанявшийся – принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны – нанимателя определенные услуги, а наниматель принимает на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение»[2]. В структуре римского частного права такой договор найма услуг был одним из видов договора найма. Слияние в один договорный тип производилось по общему для этих договоров признаку, передаче во временное пользование определенного блага или совокупности благ. В римском обществе применялся по большей мере труд рабов и вольноотпущенников, связи с чем договора найма услуг, субъектами коего выступали только свободные граждане, не получил в достаточной мере широкого распространения.

Невзирая на значительную рецепцию римского права в гражданском праве России, в проблеме места договора личного найма в структуре гражданского законодательства мнения российского и западного законодателей серьёзно различаются. Основываясь на Своде гражданских законов Полного собрания законов Российской Империи, договор личного найма в России разместили в разделе «Личные обязательства» на ряду с договорами хранения, подряда, поручения. Это обусловлено, в первую очередь, традицией правового урегулирования взаимоотношений по применению наемного труда. [3]


Такие нормы, посвященные правовой регламентации оных взаимоотношений, могут повстречаться в различных правовых источниках, действовавших до XIX в.: «Русская правда», «Псковская Судная грамота», «Судебники» 1497 г. и 1589 г., «Соборное уложение» 1649 г.. Ученый Д. И. Степанов считает, что в «указанных источниках труд, исполняемый одним лицом в пользу другого, подвергается правовой регламентации лишь тогда, когда такой труд связан с ограничением или с потерей свободы работником»[4].

1.2. ПОНЯТИЕ УСЛУГИ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЛУГ

Ввиду того, что такое понятие, как «услуга» пребывает на слиянии двух наук – юриспруденции и экономики, она может воплощать в себе признаки как одной, так и другой науки.

Все услуги воплощают в себе результат деятельности человека по воссозданию каких-либо благ, средств удовлетворения жизненных потребностей человека. Следовательно, экономическое воплощение или, выражаясь другими словами, их потребительская ценность сформулирована в способности к удовлетворению потребностей человека. Физическая форма услуги выражается в деятельности, не обязательно имеющей конкретный материальный результат, но создающей некий определённый полезный эффект, нематериальный результат.

Совершенно специфическая особенность услуги как товара заключается в том, что её производству обязательно должен предшествовать заказ конкретного потребителя. Из этого можно сделать вывод, что сам по себе процесс оказания услуги не может быть отделим от производителя услуги, а её потребление одновременно является процессом её производства.

Следовательно, услуга есть элемент имущественных взаимоотношений, потому как она воплощает в себе определённую форму продукта труда и, при этом, обладает почти всеми характеристиками товара.

На сей день сфера оказания услуг расширяет свою значимость в экономике, т.к. она генерирует огромное количество рабочих мест и вносит серьёзный вклад во внутренний национальный продукт. Взаимное оказание услуг смогло выйти передний план в результате общедемографических сдвигов. Люди всё больше и больше работают, обладают всё меньшим и меньшим свободным временем, благосостояние ячеек общества растет, а это, в свою очередь, позволяет человечеству приобретать больше и больше услуг с целью экономии собственного времени. Увеличению сферы услуг также способствует наличие конкуренции в сфере производства. Одним из основных драйверов выступают иностранные конкурент. Они отвоевывают рынок у отечественных производителей, предлагая по более низким ценам товары высокого качества. В следствии этого многие промышленные фирмы переключаются на услуги, чтобы обеспечить свой рост.


1.3. СОСТАВ И СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЛУГАХ

С каждым годом роль сферы услуг в российской экономике растёт. Её рост обусловило закрепление категории «услуги» в Конституции РФ, ГК РФ, федеральных законах и иных правовых актах гражданского законодательства РФ. В Конституции РФ прописаны гарантии свободного перемещения услуг наряду с товарами и финансовыми средствами (ч. 1 ст. 8). При этом ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, а также охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74). Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ[5].

Для регулирования взаимоотношений по оказанию услуг в Гражданском Кодексе РФ отводится значительное место. Принципиальную важность имеет признание услуги, как самостоятельного объекта гражданского права (ст. 128 ГК РФ). А в гл. 39 ГК РФ получил закрепление и новый тип договора – договор о возмездном оказании услуг.

По причине разнообразия оказываемых возмездных услуг регулирование их, появляющееся в нормах гл. 39 Гражданского Кодекса, является крайне коротким и совершенно общим (лишь 4 статьи) и аккумулирует в себе нормативное предписание, основываясь на котором положения о бытовом подряде ГК и общие положения о договоре подряда применяются к договору возмездного оказания услуг, только если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Основываясь на близости отношений услуг и подряда эта норма позволила устранить пустоты в правовом поле регулирования оказываемых услуг. [6]

Основываясь на нормах Гражданского Кодекса была разработана и введена в силу система законов и постановлений Правительства РФ об отдельных видах услуг, отразившая в себе особенности их оказания. Посему недостаточность норм гл. 39 ГК РФ с лихвой была восполнена нормами федеральных законов и иными правовыми актами, посвященными отдельным видам оказания услуг, к которым согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ относятся: медицинские, информационные услуги, услуги связи, ветеринарные, консультационные, аудиторские, услуги по туристическому обслуживанию, по обучению. Такие правовые акты носят в преимущественном порядке комплексный характер.