Файл: Правовое регулирование при оказании различных услуг (ПОНЯТИЕ УСЛУГИ. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЛУГ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Услуги связи, основываясь на ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Их вправе оказывать операторы связи, т. е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Первостепенным критерием для них является наличие соответствующей лицензии. Между оператором связи и его клиентом, пользователем услуг связи, должен быть заключаён договор об оказании услуг. В Законе о связи закреплены лишь самые общие положения о таком договоре: основания приостановления оказания услуг связи в одностороннем порядке; основания расторжения данного договора (п. 3 ст. 44); особенности договора об оказании услуг связи, заключённого с физическими лицами (ст. 45); первоочередные обязанности юридических лиц - операторов связи (ст. 46). [7]

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

2.1. ДОГОВОР, КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Договор возмездного оказания услуг впервые определён в качестве состоятельного вида договора в новом Гражданском кодексе РФ.

Это особый вид договора. Его особенность заключается в урегулировании различных услуг в огромном количестве, которые осуществляются в разнообразных областях общественной деятельности и преследуют различные цели. Особенностью, объединяющей все эти услуги, служит их характер, заключенный в том, что результатом услуг не будет овеществленное выражение. «Предметом договора оказания услуг являются сами действия или определенная деятельность. Она может заключаться в оказании медицинской помощи, проведении консультаций [8].

В некоторых случаях при оказании подобного рода услуг достигается и материальный результат, но он является скорее способом, орудием достижения неовеществленного результата. Особенно часто это имеет место при оказании медицинских услуг, где лечение может сочетаться с установкой протезов, пломб и т. д.».[9]

Нормы регулирования договора возмездного оказания услуг определены в ст. 779-783 главы 39 ГК РФ. При чём они урегулируют отнюдь не все тонкости отношений, которые имеют место быть при возмездном оказании услуг. Причём данный договор и договор подряда имеют между собой много общего. Связи с этим, к данному договору применимы общие положения о подряде, а следовательно и нормы о бытового подряда, содержащиеся соответственно в ст. 702-729 и в ст. 730 – 739 ГК РФ.


Предметом это договора будет служить совершение деятельности по заданию заказчика (аналогично договору подряда). Причем, между ними существуют и очень серьезное различие: в договоре подряда итоговой целью служит получение определенного материального результата и как раз именно он и подлежит принятию и оплате. В договоре же возмездного оказания услуг материальный результат деятельности не фигурирует, оплачивается непосредственно сама деятельность. Следствием этого становится то, что этапы сдачи и приемки работы в договоре возмездного оказания услуг не фигурируют. Следуя этому договору исполнитель обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, а заказчик – оплатить.

2.2 УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Аналогично, как и в отношении большинства возмездных гражданско-правовых договоров, основным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. За отсутствием в договоре возмездного оказания услуг условий о предмете или при невозможности достижения сторонами соглашения о его предмете договор числится незаключенным.

Основным предметом договора возмездного оказания услуг будет являться либо совершение исполнителем некоторых действий (к примеру, отправка и доставка различной корреспонденции, предоставление телефонных и любых других каналов при оказании услуг связи, выполнение операций и разнообразных лечебно-профилактических процедур при оказании мед. услуг и т. д.), либо совершение им конкретной деятельности (по анализу бухгалтерской и иной документации юр. лиц, составлению заключений при оказания аудиторских услуг, по предоставлению специальных знаний и т. д.)

Из ст. 721 Гражданского Кодекса Российской Федерации следует, что качество оказанных исполнителем услуг (достигнутого им конечного результата), обязано входить в соответствие с условиями договора возмездного оказания услуг, а в случае отсутствия или неполноте указанных условий договора требованиям, стандартно предъявляемым к услугам такого типа.

Не менее важным условием для договора возмездного оказания услуг остаются сроки. Относительно данного пункта в договоре возмездного оказания услуг тоже можно применять законы о подряде. Согласно ст. 708 Гражданского Кодекса, в договоре возмездного оказания услуг должны указываться рамки сроков оказания услуги, а следуя из соглашения сторон, возможно предусматреть еще и сроки завершения отдельных этапов (видов услуг), т. е. определить промежуточные сроки.


2.3 ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Среди элементов договора возмездного оказания услуг можно выделить следующие:

1. Стороны.

«Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица, так как статья не содержит каких либо ограничений в отношении участников договора. Участников договора именую услугодателем и услугополучателем. Однако, специальный субъективный состав этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги».

Исходя из характера услуги, которые исполнитель предоставляет, к нему предъявляются различные требования. «Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т. п. Например, только юридическое лицо может быть исполнителем по договору об оказании услуг телефонной связи»[11].

Чтобы выполнить некоторые виды услуг может потребоваться лицензия. Например, в медецинской сфере, аудиторской и других, если лицензирование не производилось, договор, который исполнитель такой услуги заключил с клиентом, будет признан судом недействительным. Основанием для этого будет являться статья 173 Гражданского кодекса, которая содержит в себе соответствующие нормы.

Исходя из статьи 780 ГК РФ, услуги, оказываемые исполнителем, должны производиться лично. Это следует из того, что в договорах возмездного оказания услуг конечный результат оказания данной услуги будет неразрывно связан с конкретным исполнителем. Такая норма закрепляется помимо этого в некоторых норматвных актах. К примеру, следуя правилам производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, акту, утвержденному Правительством РФ 13 апр. 1993, организация, которая принимает предварительный заказ на обслуживание, обязана выполнить его лично. В случае невозможности такого исполнения, данная организация будет обязана не менее чем за семь дней уведомить об данном факте заказчика и, в случае его согласия, обеспечить исполнение данного заказа при помощи другой организации на тех же условиях. [12]


Помимо этого допущена возможность исполнения таких обязательств третьими лицами на основании статьи 313 в случаях, если закон, другие нормативно-правовые акты и условия обязательств не обязывают субъект исполнить обязательства лично. Такие исключения могут формироваться только в случаях, закрепленных в договоре.

2. Предмет.

Предметом договора возмездного оказания услуг будут являться сами действия или определенная деятельность, выполняема исполнителем для достижения результата услуги, определённого в договоре.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

3.1. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

В случае, если в договоре возмездного оказания услуг перечислены определённые действия, которые исполнитель будет обязан совершить, если указана определённая деятельность, обязанность осуществить которую входит в цели исполнителя, договор возмездного оказания услуг можно будет считать заключенным. Если предметом договора определена конкретная деятельность, которую должно совершить исполнителю, круг возможностей в плане действий исполнителя можно определить, основываясь на предшествовавши заключению договора возмездного оказания услуг переговоров, переписок, практики , установленной во взаимных отношениях двух сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения этих сторон и проч.

Несмотря на это, суды зачастую ссылаются на статью 431 ГК РФ в соответствии с которой толкование условий договора возмездного оказания услуг принимает во внимание совершенно буквальное значение содержавшихся в нем слов, выражений, а в случаях неясности содержания договора возмездного оказания услуг, логика данного содержания будет устанавливаться путём соотношения с другими условиями, а также со смыслом данного договора в целом.

В случаях, при которых нет возможности определить содержания договора возмездного оказания услуг в полной мере, должна быть определена реальная общая воля обеих сторон с учётом самой цели договора возмездного оказания услуг. В таких случаях принимаются во внимания все возможные обстоятельства как предшествовавшие заключению договора, так и сопутствовавшие переговорам и деятельности после заключения договора возмездного оказания услуг. В них входят переговоры, переписки, практика, установившиеся взаимные отношения сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон и т.д.


3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В современном мире оживление оборота услуг наблюдается практически во всех развитых странах. Россия не исключение. Причиной этому является то, что происходит значительное увеличение свободного времени людей, а как следствие, возрастает производство новых и усложнение известных видов товаров. Это требует обеспечения их качественным обслуживанием. Именно по такому принципу развивается сфера компьютерных услуг, которая на сей день является одной из самых динамично развивающихся отраслей услуг. Помимо этого, в последнее десятилетие значительная доля услуг, ранее осуществлявшаяся через общественные фонды потребления, перешла на гражданский оборот и превратилась в объект товарообменных операций. Помимо этого сфера привлекательна также и для предпринимателей. Достаточно часто она не требует крупного стартового капитала, а отсутствие конкуренции на рынке определенных услуг нередко позволяет получить сверхприбыли.

Увеличение оборота услуг в современной рыночной экономике требует совершенствования существующих гражданско-правовых форм регулирования отношений. Однозначно, появление главы 39 «Возмездное оказание услуг» в ГК РФ является огромным достижениям отечественного законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во введении я ставил целью исследование теоретической концепции развития правового института возмездного оказания услуг. Я считаю, что эта цель мною достигнута в полной мере. В рамках поставленной цели мною были решены следующие задачи:

1. Дана характеристика такому понятию, как услуга, дано определение её значения в системе современных социально-экономических отношений.

Такое понятие, как «услуга» являет в себе объединение двух наук – юриспруденции и экономики. Это понятие вобрало в себя элементы как одной так и другой науки.

Услуга – это результат деятельности человека по созданию каких-либо благ, средств, с помощью которых можно удовлетворять жизненные потребности человечества.

Услуга есть элемент имущественных отношений, она являет в себе определённую форму продукта труда и обладает свойствами товара.