Файл: Реформа электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность предоставленной состоит в том, что энергетика входящая в состав топливно-энергетического комплекса, является системообразующей отраслью, играет главную роль в жизнеобеспечении экономики и населения страны, вносит значимый вклад в создание ВВП страны. При этом российская экономика характеризуется существенно наиболее высокими( в 3-4 раза) удельными энергозатратами на производство ВВП в сопоставлении с более развитыми странами. Во-вторых, выбор энергетики в качестве объекта изучения позволяет, проверить очень широкий диапазон проблем и задач привлечения инвестиций в сферы деятельности субъектов естественных монополий. В-третьих, тесные производственно-технологические и обусловленные ими финансово-экономические связи энергетики актуализируют задачу гармонизации и синхронизации действий реструктуризации и реформирования отросли. Электроэнергия в современном мире - не просто продукт ежедневного спроса. Она формирует образ жизни людей. Без нее невозможна работа промышленности и транспорта. Сбои в энергоснабжении могут не только воздействовать на них, но и привести к техногенным катастрофам, создающим опасность самой жизни. Именно поэтому реформа электроэнергетики неоднократно откладывалась не только в России, но и в мире. Хотя в профессиональном обществе издавна было признанно, что альтернативы либерализации электроэнергетики нет, и обсуждались темпы проведения реформ, специфика страны и предоставленного рынка, насколько радикальна может быть модель отделения генерации от сетей. В нашей стране реформа электроэнергетики началась позже, чем во многих остальных странах. Однако она была проведена до реформ в других монополиях, наиболее стремительными темпами и оказалась наиболее радикальной. Оптимальным с точки зрения национальной безопасности и экономической эффективности является внутреннее инвестирование с привлечением средств населения России. Увеличение части страны в капитале ОГК и ТГК также явится гарантией соблюдения интересов общества.

Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли.

Для достижения поставленной цели рассматриваются проводимые реформы в России, исследуются статистические характеристики, анализируются разные направленности реформ и итоги реформирования.

Объектом изучения является электроэнергетика.

Таким образом, электроэнергетика - ветвь экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства( в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, реализована и употребления электрической энергии с внедрением производственных и других имущественных объектов( в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве принадлежности или на другом предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или другим лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.


В целом современный подход к развитию энергетики включает не только совершенствование обычных добывающих, перерабатывающих отраслей, но и функциональное продолжение применения неуглеводородных источников энергии, поднятие энергоэффективности, понижение энергозатрат и антропогенной нагрузки на окружающую среду и масштабное формирование инфраструктуры.

1. Современное состояние электроэнергетики России и перспективы дальнейшего развития

1.1 Обзор энергопотребления в мире

Согласно данным РЭА и ИНЭИ РАН, прирост численности населения начинает замедляться на фоне динамичного роста ВВП( см. приложение1) [8].

Основной рост населения в безусловных значениях принадлежит развивающейся Азии и Африке( по 690 млн человек за 25 лет). Высокие темпы роста населения ожидаются на Ближнем Востоке( на 48%) и в Африке. В Европе, СНГ и развитых странах Азии количество населения станет стабильной( см. приложение 2).

Разрыв в ВВП на душу населения развитых и развивающихся государств возрастет и составит 8, 6 раз. В 2035 году в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития( ОЭСР) – международную экономическую компанию, в которую вступают развитые страны, признающие принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии, будет проживать 84% населения мира и производиться 37% мирового ВВП. Плотность народонаселения в странах, не входящих в ОЭСР, станет в 1, 9 раз больше плотности народонаселения в странах ОЭСР( см. приложение 3). Возрастная конструкция населения в целом по миру стабилизировалась к 2010 году. К более развитым странам относятся страны Европы, Северной Америки, Австралия, Япония и Новая Зеландия. К менее развитым странам относятся 49 государств с вособенности невысоким уровнем доходов, индексом человечного развития и высочайшей экономической уязвимостью.

В 2011 году развивающимися странами были достигнуты характеристики развитых государств по части в мировом ВВП, а также развивающиеся страны опередили развитые по размеру валовых капиталовложений – это феномен Китая.


Доля Китая в ВВП к 2035 году приблизится к уровню 300-летней давности( см.приложение 4). Суммарный вклад Индии и Китая в мировой ВВП составит 33%, несколько превысив итоговый вклад Европы и США. При этом в Индии и Китае станет проживать 37% населения мира.

Высокие темпы роста энергопотребления в Азии можно разъяснить не только ростом ее населения, но и возобновлением ее роли в мировой экономике. Динамика употребления энергии на Востоке и Западе от Юлия Цезаря до наших дней представлена (см. приложение5).

Последние несколько десятковлет в целом по миру наблюдается сходимость уровней энергоемкости экономик. Разрыв в энергоемкости между развивающимися и развитыми странами сокращается, разрыв в производительности труда возрастает. Из главных видов энергоресурсов более всего снижается удельное потребление угля на единицу ВВП в странах, не входящих в ОЭСР( см.приложение 6).

Индустриализация и поднятие энергоемкости являются неотъемлемыми спутниками развития государств с низкими заработками. В период времени с более высокой долей индустрии традиционно наблюдается пиковое положение энергоемкости ВВП.

В критериях фактически совершенного прекращения экономного финансирования, в итоге исключения инвестиционной составляющей из себестоимости энергии электроэнергетика растеряла важную часть источников инвестиций. Итог неутешителен - затормозилось формирование отрасли. Новых мощностей за последние годы введено в среднем меньше, чем необходимого их объема с учетом морального и физического старения оборудования электростанций.

В настоящее время проблеме восстановления мощностей в экономическом развитии РАО " ЕЭС России " придается главное значение. И в случае непринятия кардинальных мер появится недостаток мощностей на энергетическом рынке России. Промышленность станет старательно развиваться, требуя дополнительной электроэнергии, а ее не будет.

Тепловая энергетика России располагает уникальной, потенциально действенной структурой горючего, в которой 63% составляет естественный газ, 28% - уголь и 9% - мазут. В ней заложены большие возможности энергосбережения и охраны окружающей среды.

Реальное поднятие технического уровня отечественной теплоэнегергетики при эффективном применении капиталовложений на эти цели, может быть достигнуто основным образом методом реконструкции с переводом работающих ТЭС на природный газ и строительства новейших газовых ТЭС, как правило, с использованием ПГУ. Парогазовая разработка на базе современных газовых турбин позволяет на 20% понизить капиталовложения и на столько же нарастить эффективность топливоиспользования, заполучить при этом значимый природоохранный результат.


Тяжелое финансово-экономическое состояние РАО " ЕЭС России " и его дочерних обществ обусловлено как общими проблемами российской экономики, так и рядом специфических причин: [1]

• проводится тяжелая тарифная политика, не обеспечивающая в каждом втором АО энергокомпенсацию издержек на создание и транспорт электрической и тепловой энергии;

• инвестиционная составляющая в тарифах недостаточна даже для обычного воспроизводства главных производственных фондов;

• возрастает задолженность потребителей, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, что инициирует кризис неплатежей, и трудности с налоговыми органами по осуществлению налоговых зачетов;

• отсутствуют четкие механизмы стимулирования понижения производственных издержек в структурных подразделениях и дочерних сообществах РАО " ЕЭС России ".

Сохраняется отношение к РАО " ЕЭС России " как к министерству, а к АО-энерго - как к " службам ", что не способствует развитию корпоративных отношений в электроэнергетике и коммерциализации энергетических компаний. Это приводит к понижению эффективности и конкурентоспособности энергетических компаний, отказу платежеспособных потребителей от услуг региональных энергетических компаний, сужению рынка сбыта( вособенности тепловой энергии). В 1998 году вводы собственных тепловых мощностей у потребителей увеличивали вводы тепловых мощностей в РАО " ЕЭС России ".

Нынешняя организационная конструкция электроэнергетики породила конфликт интересов в отношениях РАО " ЕЭС России " и АО-энерго, так как АО-энерго являются и покупателями услуг РАО " ЕЭС России " и дочерними или зависимыми акционерными обществами( ДЗО).

Кроме того, на региональном уровне отсутствует муниципальная вертикаль регулирования тарифов, позволяющая осуществлять какую-либо единообразную политику. В результате тарифная политика оказалась слабо управляемой со стороны федерального центра и в большей степени зависимой от позиции региональных властей.

В последние годы в электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема физиологического и нравственного старения оснащения электростанций и электрических сетей. Нарастают мощности энергооборудования ТЭС и ГЭС, отработавшие собственный парковый ресурс.

Низкие темпы реновации во многом обусловлены недостатком денежных ресурсов, как вследствии неплатежей потребителей энергии, так и вследствие недостаточности источников финансирования данных работ( амортизационных отчислений).


Старение оборудования - одна из основных обстоятельств ухудшения технико-экономических и экологических характеристик электростанций. В итоге организации РАО " ЕЭС России " ежегодно недополучает наиболее 4 миллиардов. руб. прибыли. Требуется принятие незамедлительных мер по обеспечению соответствующего технического состояния генерирующего оснащения электростанций РАО " ЕЭС России ". Износ оборудования на 01. 01. 99г. по РАО " ЕЭС России " составил уже 52%, поэтому на нынешний день износ оснащения возрос.

Сохранение тенденции понижения располагаемой мощности электрических станций даже в краткосрочной перспективе может привести к невозможности удовлетворения возрастающего спроса на электроэнергию. Низкая прибыльность и неплатежи, отсутствие государственной помощи развития электроэнергетики привели к понижению за последние годы размера инвестиций в электроэнергетику в 6 раз.[2]

Совмещение несомненно монопольных и не являющихся такими видов деятельности в рамках одной фирмы не способствует достижению прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и не позволяет вывести из-под муниципального тарифного регулирования потенциально конкурентные виды деятельности. Все это приводит к понижению прочности, сохранности и эффективности энергоснабжения. Нарастает опасность ограничений по удовлетворению будущего спроса на электрическую и тепловую энергию уже в ближайшие годы.

1.2 Перспективы развития АЭС

Основной прирост производства электроэнергии на АЭС ожидается в развивающейся Азии и СНГ. Странам ОЭСР будетнеобходимо заменять значимые объемы АЭС с закончившимся сроком эксплуатации. Исторически крупные аварии на АЭС приводили к мораториям и приостановке принятия решений по строительству новейших энергоблоков. Ситуация в атомной энергетике во многом станет складываться вероятностью возобновления катастрофических событий в будущем. Если страны БРИКС поставят цель добиться по части атома в энергобалансе уровня, сопоставимого с g8, то им будетнеобходимо дополнительно ввести возле 190 энергоблоков при текущем уровне употребления. С учетом роста энергопотребления этот показатель растёт в несколько раз. Почти 75% энергоблоков сейчас основывается в странах БРИКС. Атомная энергетика в рассматриваемом периоде потребует значительной модернизации. После Фукусимы о кардинальном пересмотре политики в области АЭС задумались не только Япония, но и некие европейские страны Атомная индустрия и энергетика рассматривается как важная часть энергетики страны.