Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сущность и принципы управления промышленной политикой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рыночная конкуренция в мире становится с каждым днем все жестче за счет появления более тонких, изощренных методов и форм конкуренции. Главным сегодня для множества предприятий является способность дать потребителю товар (услугу) более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами, но за ту же самую цену и при тех же издержках производства.

В обеспечении качества выпускаемой продукции доминирующую роль играют достижения предприятия, его возможности овладения передовыми технологиями на основе обновления и модернизации технологического оборудования, постоянное проведение, включая патентные исследования и патентование объектов промышленной собственности. Наличие уникальных потребительских свойств изделия, обусловленных.

Новшества в виде инновационных центров, научных и технологических парков, где создаются благоприятные условия для коммерциализации научных разработок, имеют большое значение для внедрения в национальную экономику новых технологических, фармацевтических, и других промышленно применимых продуктов, что способствует росту конкурентоспособности новых технологий, а также росту заявок на охрану объектов промышленной собственности, а в большей степени заявок на изобретения.

В России права на промышленную собственность становятся одним из наиболее конкурентоспособных товаров, который при умелом использовании способен принести высокие прибыли не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Тем более, что Россия располагает огромным запасом перспективных научно-технических разработок, в том числе и новейшими высокими технологиями.

Следовательно, тема настоящего исследования актуальна и требует детального изучения.

Цель исследования состоит в рассмотрении методов стимулирования промышленной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить сущность и принципы управления промышленной политикой;
  • Изучить согласованность промышленных политик государств – членов ЕАЭС в условиях новой парадигмы промышленного развития;
  • Рассмотреть особенности реализации промышленной политики в развитых зарубежных странах;
  • Определить влияние западных санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России.

Объектом исследования является промышленная политика. Предметом выступает опыт промышленной политики в разных странах.


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретические аспекты осуществления государственной промышленной политики

    1. Сущность и принципы управления промышленной политикой

Понятия и определения промышленной политики на макро – и микроуровне представлены в работах многих зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем, несмотря на широкое применение категории «промышленная политика на макро - и микроуровне», представленные понятия и определения во многом остаются спорными и противоречивыми. В связи с этим возникает желание более детально ознакомиться с содержанием и сутью промышленной политики на макро - и микроуровне.

Согласно экономическому словарю, промышленная политика — это политика, которая строится при непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста .

О.Грэм определяет промышленную политику как заявленные государством официальные действия стратегического характера в целях стимулирования развития отраслей и изменения структуры промышленности.

С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.[1]

В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики:

Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.


В современной экономике макроуровень - это самый высший уровень, на котором срабатывает национальная, субрегиональная и региональная система построения экономики. Микроуровень - это система отдельно взятых деталей макроэкономики - хозяйственных единиц (фирмы, предприятия государственного и частного сектора, домашние хозяйства).

Исходя из выше сказанного, промышленная политика на макроуровне основывается на общенациональных и государственных интересах, а промышленная политика на микроуровне основывается на интересах хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств и населения.

Итак, авторами работ даются следующие определения[2].

Промышленная политика на макроуровне - это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Промышленная политика на микроуровне — это совокупность управленческих, финансово-экономических решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленных предприятий в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями и концепциями предприятия[3].

В исследованиях нет четкого определения понятия промышленная политика на микроуровне, которая определяется как поведенческая модель организации по формулированию и реализации своих целей и интересов в области промышленного производства с учетом внутренних и внешних условий.

В связи с принятием ФЗ «О промышленной политике» от 31декабря 2015 года №488, 27 марта 2015 года были разработаны методические рекомендации субъектам РФ о внесение изменений в региональные нормативные акты. Важность данного документа заключается в необходимости адаптации новых инструментов промышленной политики в региональном законодательстве. В связи с этим внесен ряд изменений в региональный закон о промышленной политике, в акты налогового законодательства субъекта РФ.

Для борьбы с экономическим кризисом и в дополнение к закону о промышленной политике 27 января 2015 года правительством РФ был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В план были включены 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом.

Ключевыми направлениями деятельности в рамках реализации плана в течение ближайших месяцев являются:


  • поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
  • создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе, при реализации государственного оборонного заказа;
  • оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
  • повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Для авиационной промышленности актуальным является утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения. Приказом Минпромторга России: № 663 от 31.03.2015 был утвержден план мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации. По данному приказу к году предприятия авиационной промышленности для строительства самолетов гражданской авиации должны пользоваться комплектующими, доля импорта которых не должна превышать 20% от общего объема комплектующих.

Учитывая изменения в законодательстве и изучив проблемы промышленных предприятий, цели и задачи, поставленные перед ними государством, можно дать следующее авторское определение, раскрывающее современную концепцию данного термина.

Промышленная политика на микроуровне - это система управленческих, финансово-экономических мер, направленных на реализацию и развитие производственного потенциала, стимулирование роста конкурентоспособности и импортозамещение.

Вовремя быстро меняющихся условий экономики, ведения бизнеса и жесткой конкуренции, определенной глобальным эко­номическим и политическим кризисом, проблема разработки осмысленной государственной политики развития промышлен­ного потенциала страны становится все более актуальной. Про­мышленная политика является основным источником формиро­вания главных показателей функционирования современной национальной экономики. Ее реализация определяет не только текущее состояние, но и стратегические приоритеты развития национальной экономики, восстановление государства на международной арене, а также осуществление национальной без­опасности страны[4].

В период плановой экономики на государственные органы возлагались функции централизованного планирования, кон­троля и реализации промышленной политики государства, реги­онов и отдельных предприятий. С началом рыночных преобразо­ваний субъекты промышленного сектора получили свободу в вы­боре тактики своего развития. Роль и полномочия государствен­ных органов были ограничены, а поддержка промышленной по­литики сведена до минимума. Это привело к упрощению струк­туры реального сектора экономики в пользу развития сырьевых и инфраструктурных секторов[5].


Улучшения качества управления промышленной политики Российской Федерации были осложнены тем, что в последние десятилетие период экономических реформ в основном был свя­зан с финансовой стабилизацией, решением задач институцио­нальных преобразований форм собственности, либерализацией внешнеэкономической деятельности, жесткой конкуренцией на мировом рынке и сложившимися особенностями формирования региональной специализации, концентрации производственных сил и ресурсов[6].

Учитывая географические масштабы страны, ключевую роль в развитии промышленной политики должны играть реги­оны. Однако, на практике опыт управления в данной области и уровень нормативной и методической разработки процедур крайне низок. Характерной чертой этих процессов является низ­кая степень участия промышленных предприятий в процедурах формирования и реализации даже краткосрочных планов разви­тия регионов, что затрудняет применение в них современных форм управления промышленной политикой.

Сохранение должной роли Российской Федерации в мире, обеспечение ее национальной и экономической безопасности возможны только при наличии самостоятельной промышленной политики, осуществление которой должно быть со стороны не только федерального, но и регионального уровня управления.

Такая политика должна отвечать на проблемы и вызовы реаль­ного промышленного состояния. Она должна давать решения ре­ально существующих проблем промышленного развития, а также механизмы их реализации. На примерах целого ряда развитых стран можно видеть, что промышленная политика решает двой­ственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной мо­дернизации экономики путем решения самых острых проблем и стимулирования экономического роста, а с другой стороны, за­дачу определения долговременной стратегии развития государства[7]. Основными принципами управления промышленности должны быть:

  1. Создание управляющих центров региона;
  2. Выявление критерий устойчивости региона и определе­ние методов управления промышленности;
  3. Реализация конкурентоспособных механизмов регио­нального и муниципального бизнеса;
  4. Составление матрицы промышленности и выявление эффективных промышленных областей региона;
  5. Осуществление государственной защиты интересов рос­сийского товаропроизводителя;
  6. Создание определенного пакета документов, включаю­щих концепцию промышленной политики, то есть ее ориентиры; программу промышленной политики, то есть набор, мер и поря­док решений и действий; проекты нормативно-правовых актов по ее осуществлению, то есть реализация государственно-управ­ленческих решений.