Файл: Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 12
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Подростковый возраст не только биологическая, но и социальная категория. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личност¬ные процессы развития подростка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Возникшее у подростка «чувство взрослости» выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы стар¬шие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [3, 98c].
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Как показывают различных авторов области поведения в системе отношений, изучение проявлений в подростка необходимо прежде всего, исследования системы межличностных взаимоотношений сверстниками, с особенностей развития способностей личности.
Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сензитивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Нами было проведено исследование по методике В.П. Пугачева «Диагностика коммуникативных стратегий» на базе МОУ СОШ №8, в котором приняли участие 21 человек из 7-го класса, 25 человек из 8-го класса, 20 девятиклассников и 13 человек из 10-го класса. Данная методика, в отличие от наиболее часто используемого теста Томаса, разработана на материале пословиц, что позволяет избежать при диагностике феномена социальной желательности. Цель: изучение коммуникативных стратегий Результаты исследования в таблице
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Таблица Результаты исследования по методике
Тип |
класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
Всего |
% |
1. Черепаха |
4 |
0 |
2 |
2 |
8 |
10,1 |
Тип Акула |
4 |
2 |
1 |
2 |
9 |
11,4 |
3. Медвежонок |
3 |
7 |
6 |
4 |
20 |
25,3 |
Тип 4. |
5 |
4 |
1 |
0 |
10 |
12,7 |
Тип 5. Сова |
5 |
12 |
10 |
5 |
32 |
40,5 |
полученных результатов оценить степень у обследуемых к проявлению конфликтных ситуациях форм поведения: у учащихся класса в степени преобладают 4 (индивид, в конфликтной стиль компромиссного готов в степени поступиться интересами, если сторона, участвующая конфликте, идет то же) тип 5 сотрудничество, не о своих но при учитывают и другой стороны). учащихся 8-10 преобладающим стал 5. Интересно, среди учащихся класса не тип 1, дает нам что учащиеся не совсем либо среди на самом не оказалось которые предпочитают конфликты собственными и для на первом – собственные Среди учащихся классов не тип 4, характеризует компромиссное По доминирующему в целом, поведенческая стратегия Таким образом, лучше подросток собственные мотивы мотивы поведения человека, тем легче урегулировать конфликт. Следует что в методике индивид сам себя, поэтому результаты должны рассматриваться истина в инстанции.
результатов исследования сделать вывод, социальный интеллект влияние на подростков в ситуациях и выбор стратегий Проведенное исследование претендует на и требует изучения особенностей социального интеллекта коммуникативных стратегий, как, несмотря то, что уровень развития интеллекта предусматривает уровень развития поведения в в частности, в социальном в целом, по этому явно недостаточно.
2.2 по развитию интеллекта
В современном наблюдается противоречие необходимостью обладания личностью высоким развития интеллекта часто встречающимися в понимании между людьми, ситуации, в к обществу. этого противоречия в увеличении личности в и, в компетентности при социального мира.
В силу вышесказанного различным аспектам развития именно социального интеллекта сегодня уделяется особое внимание. Представители инновационного образования активно занимаются вопросами взаимосвязи социального интеллекта с общим уровнем развития ребенка, его психологической культурой, ролью в социализации личности.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Высоким потенциалом в развитии личности подростка вообще и социального интеллекта в частности обладает танцевально-двигательная терапия. Уроки, сеансы танцевальной терапии играют огромную роль в решении многих проблем у детей и взрослых как в эмоциональном, психологическом, так и в физическом плане.
, что также надо учитывать,
Занятия танцевальной терапии необходимы поскольку позволяют расслабиться внутренне, раскрепоститься; снять напряженность в отношениях, способствуют развитию коммуникативности, танцевальная терапия способствует коррекции проблем отдельной личности и коллектива в целом. На групповых занятиях, контактирую с другими, многие испытывают расслабление, единение с окружающими и, как следствие, происходит выход из замкнутого и настороженного ко всему окружающему состояния.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
составление и апробация технологии деятельности педагога-психолога по развитию социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии.
Исследование изучению возможностей социального интеллекта средствами танцевальной проводилась в проекта «Танцующий Региональный проект Тула» – событие культурной Тульской области. идея проекта в том, жители Тульской в особенности предпочитали проводить свободное время танцами для своего здоровья культурного друг с другом.
Исследование имеет практическую значимость исследования – представлена программа для развития социального интеллекта детей подросткового возраста с использованием средств танцевальной терапии, полностью апробированная и готовая к использованию практическими психологами в своей деятельности, составлены рекомендации для родителей и педагогов.
, что также надо учитывать,
Выборку исследования 225 человек: девочек и мальчиков. Средний испытуемых 13-14 лет.
изучения особенностей социального интеллекта использовались следующие методики: Методика социального интеллекта Гилфорд, М. Методика определения эмпатии (И.М. Методика Определение перцептивно-невербальной компетентности Я. Розен); самоконтроля общении (М. Диагностика эмоциональных в межличностном (В. В. Бойко).
Анализ результатов пилотажного исследования позволил нам сделать вывод о том, что для большинства подростков в выборке характерен средний и ниже среднего уровень развития социального интеллекта (соответственно 44% и 32%).
, что также надо учитывать,
Нами была разработана программа развития социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии.
, что также надо учитывать,
Задачи программы:
- Развитие умения налаживать отношения, ставить себя на место другого.
- Развитие к произвольной отзывчивости на других людей, в общении.
- Снятие помех.
- Повышение уровня эмоциональной эффективности в общение через танец, движение, пластику тела.
Проведение занятий проходило в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включало поэтапность: занятие начиналось с вводной части: приветствия (добрая улыбка и рукопожатие), вступительного слова ведущего, затем проводились упражнения основной части. Заключительная часть включала подведение итогов, рефлексию и завершалось занятие ритуалом прощания (аплодисменты и реплика «Спасибо»).
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
В процессе ребята отвечали поставленные вопросы; что было выполнить, а трудно; делались Поведение ведущего, занятия было служить для подражания способом усиления подкрепления всех изменений в подростков. Ведущий, во время внимание, сочувствие, и доброту, сделать занятия эффективными.
В качестве при разработке был использован психологический тренинг. психологический тренинг методом преднамеренного человека, направленного его личностное профессиональное развитие приобретение, анализ, собственного эмоционального в процессе взаимодействия.
Данная программа из 14 и рассчитана срок до недель. проводились один два раза неделю. Каждому обеспечивалась возможность себя, быть и не ошибок.
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия:
- игры-коммуникации,
- индивидуальные упражнения,
- этюды,
- беседы,
- визуализация,
- техника релаксации.
Танцевальная игра объединяет танец и игру и помогает детям как развить, так и открыть свое тело и душу. Танец помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств; через движение и пластику, через музыку, в которую погружается ребенок, пропускает ее через себя, происходит раскрепощение, снятие зажимов. Ребенок постепенно становится более свободным и уверенным в себе.
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Танец возможностью разогреть и открыть для движения, психическое напряжение, препятствует выражению чувств.
Темы импровизаций занятиях могут предложены танцевальным например, он предложить станцевать дождя» или темы могут самими детьми.
Сравнительный результатов констатирующего контрольного этапов позволяют говорить положительной динамике, количество подростков средним и уровнем социального На основе проведенного исследования психолого-педагогической литературы рекомендации для педагогов, родителей, психологов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
исследования подтверждают Э.Торндайка о интеллекте как способности понимать и взаимодействовать ними, а определение социального как особой верно судить людях прогнозировать поведение и адекватное приспособление межличностных взаимодействиях 1937). Можно с Н.Кэнтор, социальный интеллект когнитивной компетентности, позволяет людям события социальной с минимумом и максимальной пользой. Полученные подтверждают мнение
М.И.Бобневой том, что интеллект — способность усматривать улавливать сложные и зависимости социальной сфере.
Вместе с тем нельзя полностью согласиться с утверждениями о том, что социальный интеллект является способностью прогнозировать межличностные события в целом, как считают многие исследователи социального интеллекта (Ю.Н.Емельянов, А.Л.Южанинова, В.А.Лабунская, В.Н.Куницына). В данном случае успешность такого прогноза зависит от степени определенности ситуации (как показывают результаты исследования, индивидуумы с высоким социальным интеллектом хуже прогнозируют поведение и развитие межличностных отношений в условиях неопределенности).
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
, что также надо учитывать,
Полученные данные согласиться с Е.С.Михайловой о что лица высоким социальным способны успешно реакции партнеров общению в обстоятельствах.
Это говорит том, что интеллект представляет прежде всего способность, которая в ситуациях, дать четкую информацию о намерениях людей, общаются друг другом. Наличие факторов, возрастание ситуационной энтропии снижает точность прогностических способностей руководителей с высоким уровнем социального интеллекта.
, что также надо учитывать,
результаты позволяют частную гипотезу том, что уровень социального присущ лицам высоким развитием что в литературе обозначено макиавеллизм личности.