Файл: Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Жизнедеятельность человека во всех сферах носит социальный характер, который проявляется либо как во взаимодействии с социальным окружением, так и в профессиональной деятельности. Как бы человек не был изолирован профессиональной средой, как бы не избегал живого общения с другими людьми, ему всё равно приходится вступать в социальные контакты. Более того, профессиональная деятельность в системе субъект-субъектных отношений требует наличия специальной способности, которая необходима для успешного взаимодействия с людьми. Данную способность специалисты назвали «социальный интеллект».

Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации.

Цель – рассмотреть социальный интеллект человека как фактор успешного общения.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты социального интеллекта личности;

- продиагностировать социальный интеллект подростков;

- разработать программу развития социального интеллекта.

Объект – подростки.

Предмет – социальный интеллект подростков.

Методы исследования. Теоретический анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных.

Степень разработанности проблемы. Тема данного исследования изучалась в трудах отечественных и зарубежных ученых в области общей и социальной психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, Ж.Год-фруа, В.Н.Дружинин, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, Д.Майерс, Л.Н.Собчик, С.Л.Рубинштейн, Р.М.Шамионов и др.); представления о социальном интеллекте и профессионально важных качествах руководителя (Г.С.Никифоров, А.В.Карпов, Г.В.Овчинников, Е.А.Тополова, Т.Коно и др.); теоретические подходы к исследованию психологических факторов эффективного руководства (А.Л.Журавлев Р.Л.Кричевский, А.Д.Карнышев, A.Л.Свенцицкий, Р.Стогдилл, Т.Ю.Базаров, А.В.Карпов, Л.И.Уманский и др.).

Практическая значимость. Заключается в возможности внедрения результатов работы в практику профотбора и профориентации, а также при формировании кадрового резерва Выявленные закономерности могут быть учтены при психологической диагностике и в практике преподавания общей и социальной психологии управления.


Структура работы состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ

1.1.Понятие социального интеллекта

Социальный интеллект — это способности человека понимать и предсказывать поведения иных людей в разных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

Данное понятие было введено в 1920 г. Э. Торндайком. Понятие социального интеллекта довольно скоро получило обширное распространение в зарубежной психологии [9, 98c].

Первоначальное понимание социального интеллекта было связано со способностями давать быстрые, практические автоматические суждения о людях, предсказывать их поведенческую реакцию в установленных случаях.

, что также надо учитывать,

Социальный интеллект – это своего рода социальный дар, который обеспечивает нормализованные отношения с людьми, итогом которых является социальная адаптация в обществе.

В 1967 г. Дж. Гилфорд немного изменил определение социального интеллекта. Он сделал предложение, которое состояло в том, что необходимо понимать социальный интеллект как системы интеллектуальных способностей, которые не зависят от общего интеллектуального фактора, но в первую очередь связаны с познаниями информаций о поведениях. Значит, социальный интеллект объединяет процессы познания, которые отражают социальные объекты. Составляющими социального интеллекта являются мышление, память, сенситивность и перцепция[ 9, 99].

Социальный интеллект обеспечивает понимания действия и поступка людей, мимики, поз, жестов, речи. Так, социальный интеллект выступает в роли важных составляющих структуры и является важнейшим профессиональным качеством таких профессий, как юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и иных, которые относятся к типу «человек – человек».

, что также надо учитывать,

Формирования социального интеллекта начинается с детского возраста. Период школьного обучения — это самый важнейший этап в формированиях социального интеллекта, потому что именно в данный период расширяется круг общения, формируются такие способности, как умения переживать за иного человека без прямого восприятия его ощущения, защищать свои мысли и суждения иного человека.


Несомненно, социальный интеллект для всегда считался большой важности: равно, в контексте анализировать теоретическом или Но тем менее он поддается трактовкам, на положения теории интеллекта. Данное явление можно странным. И заключается в что та которая известна о социальном слишком отличает от остальных интеллекта.

Первое отличие из характера связей с разновидностями интеллекта. если сравнить многообразные виды интеллектуальных то, как можно выявить положительные связи. момент англичане positive manifold. если взять интеллект, то с остальными интеллекта весьма и непрочны. больше, не весьма прочной можно связь даже всевозможными тестами определение уровня интеллекта.

Второй отличительный является полной по отношению первому. Типичные на выявления интеллекта практически имеют связи какими-то чертами (об этом свое время, именно в г., говорил Ю. Айзенк), как тесты выявления уровней интеллекта стабильно такие связи. в частности, В. Люсин 2003 г. работе над опросника пришел выводам, что интеллект тесно с некоторыми личности. перечисленные выше особенности, возникает является ли социальный интеллект.

Вероятно, разбираться в иных людей относить к а необходимо следствием специфик поведения индивидуума? частности, можно предположения о что знания об окружающих являются следствиями просто познавательных а собственной с окружающими. и иной толкования: некоторые нашего поведения окружающих показать установленные стороны характера [12, 76c].

данные убеждения объяснить специфики интеллекта с точки зрения. методы тем менее не поддаются логике, они исключают познание из всеобщего познания. Ушаков, сотрудник психологии РАН Москвы, и коллеги предлагают структурно-динамическом подход в котором интеллекту определили при этом его особенности. предполагает, что структурой интеллекта результат его Согласно традиционной корреляции умственных обусловливаются когнитивным функций. СДП, свою очередь, понять, что процесс намного Строение интеллекта как результат друг на трех факторов:

1) перекрещивания функций;

2) отличий индивидуальных возможностей;

3) разделения возможностей из-за различий окружающей среды.

В соответствии с данным подходом особенность социального интеллекта определяется двумя аспектами.

, что также надо учитывать,

При проведении исследования талантливых детей во время Московского интеллектуального марафона ученые-психологи обнаружили прямую зависимость между уровнем математических знаний и одиночеством. Это, в свою очередь, говорит о том, что, расходуя сверх меры силы на изучение абстрактных наук, человек замедляет развитие своей социальной адаптации.


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Таким образом, в формировании корреляционных связей социального интеллекта ведущая роль принадлежит третьему фактору формирования структуры умственных способностей – влиянию на развитие возможностей среды, окружения [15, 76c].

, что также надо учитывать,

Еще один аспект состоит в том, что на распределение потенциала в диапазоне социального интеллекта большое влияние оказывают личностные качества. Само собой разумеется, что так называемые экстраверты, по психическому складу направленные на социальное взаимодействие, стараются использовать имеющиеся интеллектуальные возможности для наиболее полного понимания и успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Ученый-психолог Д. В. Люсин в своих трудах говорил о наличии положительных связей между социальным интеллектом и экстраверсией.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

наконец, главное между разновидностями содержится в репрезентации, с которой функционирует Как правило, вербальные и (пространственные, числовые) репрезентации.

Поведение людей ученые обыкновенно описывают словами, а не выражают с помощью трехмерных или числовых выражений.

Тут появляется проблема: ли считать интеллект вербальным использовании данной репрезентации?»

С. С. представили сведения, говорят о что социальный базируется на репрезентации: вербальной невербальной, а интуитивной. Вербальная помогает реализовать которая может определенные результаты. данная репрезентация резко отображает из-за односторонности обозначений, которые в натуральном материале.

Невербальная репрезентация, свою очередь, тонко отображает социальную обстановку все-таки не возможности прямо, применяя перекодировки, отраженной в сообщении так, это было окружающим. Когда необходимо передать свои соображения людском окружении социальных условиях, пользуется вербальной Тем не когда потребности общении отсутствует, могут воспользоваться или интуитивной Переход из репрезентации в которая просто для общения, утратой детализации оценки [13, 67c].

Результаты исследований дают запланировать различные интеграции имеющихся о социальном в положения теории интеллекта.

1. интеллект — в какой-то познавательная способность. поэтому в его можно одной из интеллекта. Происходит социального интеллекта закономерностям интеллекта такового.

2. Средовая оказывает влияние развитие социального тем самым формирование коммуникативных человека. Именно этой причине корреляция социального с остальными интеллекта.


Специфические свойства социального интеллекта обеспечивают репрезентативные системы. Именно они и являются его основой, сочетая в себе вербальную и невербальную (интуитивную) репрезентацию.

принадлежность тоже на интеллекте. постоянно растущие бедности, почти попадут в порочный круг: них не интеллектуальные навыки, для успешной поэтому они смогут получить образование, а образования им найти высокооплачиваемой следовательно, их тоже придется расти в бедности.

ученики младших бразильских школ продавая фрукты конфеты прохожим, не знают на банкнотах, знают, как товар у дать сдачу покупателям.

Подростки с тихоокеанских островов у берегов Новой Гвинеи могут проплывать на лодке сотни километров в открытом море. Их никогда не учили математике, но они используют сложные навигационные схемы, основанные на положении звезд и предположительной скорости лодки. Если бы им пришлось пройти интеллектуальные тесты для американских школьников, они показали бы весьма низкие результаты. Но значит ли это, что их интеллект ниже, чем у их американских сверстников? Нет. Умения и навыки, которые считаются важными у американских представлений об интеллекте, ценятся гораздо ниже среди представителей других культур.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Каждая определяет внутри что значит интеллектуальным.

Бесспорно основой национальной культуры любого общества своеобразная неизменная – индивидуумы. будущее этого зависит от по каким будет воспитана каждого члена общества. Как эта причина заставляет уделять внимание практически каждом обществе воспитания ребенка, перед необходимостью способностей ребенка их формирования. значимость этой была осмыслена обществом очень Ученым довольно знакомы, например, воспитания личности времена Античности, также в Средневековья. Но допустить, что особенный способ процесса воспитания образования наличествовал в более века. Тем менее при обнаруживается определенное в типах одни делают на образовательный и довольно профориентацию ребенка, – на личностных качеств Иными словами, значительнее: общество, из высокопрофессиональных или общество развитых индивидуумов, которых ценности будут важными, значительными, профессиональные? [7, 76c]

и другая Не секрет, в ряде культур (например, современной Индии существует разделение кастам) бытовала Согласно ей который родился определенной социальной обязан был в обществе соответствующее тому, каком обычно его родители. собой разумеется, дети, наделенные особенными способностями, данное время называют одаренными, всегда имели получить подобающее которое просто для развития у него Существовала и крайность: ребенок, появился в высокого социального не всегда в своем необходимые природные и интеллект, е. все что так для того, занимать место, изначально предназначено него статусом рождения. При положении прослеживалась общества. Примером служит ситуация, сложилась в империи во упадка.