Файл: Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. особенности подростков высоким и социальным интеллектом

На этапе исследователями установлено, что интеллект принимает участие в социального поведения, как средство социальной действительности, и регулирует процессы, связанные отражением социальных (человека как по общению, людей), обеспечивает информации, понимание прогнозирование поступков действий людей, к различным взаимоотношений между (семейным, деловым, показывает, как взаимодействует с миром, как решает преодолевает каждодневные в том и при с окружающими. наукой выявлено социального интеллекта успешность в деятельности и самореализацию человека целом [13, 98c

Огромный исследователей сегодня на вопросы личности в взаимоотношениях с людьми, адаптации конкурентных условиях и др. из важнейших функционирования человека современном обществе, является достаточно уровень интеллекта. как необходимый успешности в отношениях многими выделяется социальный Именно социальный является ведущим успешности включения в социальную общества. Для формирования личности ее всестороннее в том способности правильно поведение людей. данной стороны с особой обнаруживается на примерах, когда отличающиеся высокими в изучении материального мира, беспомощными в межличностных отношений.

В подростковом социально-интеллектуальные способности социально-поведенческие действия качественно иной Подросток бросает свои усилия энергию на чтобы добиться социального статуса.

Подростковый возраст рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру.

, что также надо учитывать,

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к Кроме того, данном возрасте черты характера основные формы поведения. В подросткового возраста ребенка появляется усиливается стремление похожим на детей и причем такое становится настолько что, форсируя подросток иногда начинает считать уже взрослым, соответственного обращения собой как взрослым человеком. то же он еще не во отвечает требованиям Приобрести качества стремятся все исключения подростки. проявления этих у старших подросток часто подражает им. стремление подростков


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

к взрослости за счет что и взрослые начинают к подросткам не как детям, а серьезно и С подростка больше, чем младшего школьника, ему многое разрешается из что не первоклассникам. Например, гораздо больше, младший школьник, находиться вне на улице, компании друзей среди взрослых. позволено участвовать таких ситуациях, которым обычно школьники не Этим подтверждается равноправное и положение подростка системе человеческих Все это взятое порождает подростка представление себе как человеке, переставшем ребенком, перешагнувшем порог детства. данных процессов укрепляющееся внутреннее подростка поскорее взрослым, которое совершенно новую и внутреннюю личностного психологического Она требует порождает изменение системы отношений с окружающими и с собой.

взрослеть подростка также обстоятельства связанные с изменениями его Быстрое возмужание, крепость порождают обязанности, которые получает и школе, и

В возрасте изменяются и роль в развитии Если на ступенях онтогенеза носит стихийный мало контролируется и волей то с подростничества подражание управляемым, начинает многочисленные потребности и личностного

Согласно теории социальный - это одна из которая может успешному функционированию в обществе, его в или иной [2, 56c].

Социальный интеллект это способность понимать поведение поэтому данная необходима для межличностного взаимодействия успешной социальной современных подростков. к взрослости, обнаруживает различия самом себе начинает отделять к себе к ребенку отношение к как к В этот происходит осознание завоевание подростком места в социальных отношениях взаимодействиях [13, 55c

Следовательно, формирования социального у детей возраста не сомнений. Проблему интеллекта в исследования коммуникативных личности на этапе рассматривала А. Капустина. утверждала, что выше уровень социального интеллекта, выше коммуникативная человека, а чем выше коммуникативной компетентности, выше уровень интеллекта [4, 76c Е. С. выявлена взаимосвязь социальным интеллектом рефлексией. Е. Михайлова-Алешина утверждала, люди с социальным интеллектом развитую рефлексию

Таким образом, жизненное пространство любого человека, в том числе и подростка, состоит из множества социальных ситуаций с заданной нормой

, что также надо учитывать,

поведения. Способность себя и людей, их умение прогнозировать события на индивидуальных мыслительных обеспечиваются рефлексивностью.


Рефлексивность выступает важнейшая регулятивная личности подростка, ей сознательно свою жизнедеятельность То есть раз, оказываясь новой ситуации, должен уметь на вопросы:

1) что это ситуация;

2) нужно действовать данной ситуации;

3) каков возможный исход данной ситуации.

В исследовании В. П. Ульяновой выявлена категория подростков с делинквентным поведением, имеющих высокий уровень способности к рефлексии, но низкий уровень социального интеллекта. В диссертационной работе были четко разграничены понятия «рефлексивность» и «рефлексия»; доказано, что у подростков-правонарушителей при наличествующей рефлексивности не актуализирован механизм рефлексии [7, 56c

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Нами исследование особенностей интеллекта у обучающихся в школе. Исследовались 9 классов и девочки возрасте 15 Общее количество составило 215

Исследование интеллекта осуществлялось применением теста Гилфорда и Салливена «Диагностика интеллекта». Для уровня рефлексивности была использована определения индивидуальной рефлексивности А. Карпова.

В процессе проведенного исследования нами были выделены 3 категории подростков:

, что также надо учитывать,

1) с уровнем социального и низким рефлексивности (37 испытуемых);

2) со средним уровнем социального интеллекта и средним уровнем рефлексивности (11 % испытуемых);

, что также надо учитывать,

3) с низким социального интеллекта высоким, средним рефлексивности (52 испытуемых).

Низкорефлексивные подростки с низким социальным интеллектом плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Им свойственно неверно представлять результаты собственных действий или поступков других людей, плохо ориентироваться в общепринятых правилах и нормах поведения. также подростки, относящиеся к данной категории, плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов.

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают неправильно) сопровождающие их невербальные реакции, плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и понимании внутренних мотивов поведения людей. Данной категории подростков на начальном этапе необходимо формировать


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

рефлексивность как затем рефлексию процесс, а уже характеристики интеллекта.

Выводы по главе 1

подростков со уровнем рефлексивности средним уровнем интеллекта имеются к познанию поведения, следовательно, могут предвосхищать поступки людей основе анализа ситуаций общения, события, основываясь понимании чувств, намерений участников четко выстраивать собственного поведения достижения поставленной оценивать состояния, намерения людей их невербальным мимике, позам,

Данные о том, подростки способны соответствующий тон с разными в разных и имеют репертуар ролевого испытуемые умеют сложные ситуации людей, понимают их чувствуют изменение ситуации при в коммуникацию участников. Путем умозаключений они достраивать неизвестные, звенья в этих взаимодействий, как человек себя в находить причины поведения. Испытуемые, к данной имеют развитый интеллект и рефлексивность.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ОБЩЕНИЯ

2.1 социального интеллекта подростка

Социальный интеллект это понятие, вошло в психологию во половине двадцатого усилиями таких исследователей, как Ли Торндайк, Пол Гилфорд, Дж. Стернберг др. Социальный – способность понимать поведение поэтому эта необходима для межличностного взаимодействия успешной социальной современных подростков.

Прорываясь к подросток обнаруживает в самом и начинает отношение к как к и отношение себе как В этот происходит осознание завоевание подростком места в социальных отношениях взаимодействиях. Подросток все свои и энергию то, чтобы нового социального Социально-интеллектуальные способности социально-поведенческие действия качественно иной Так, подросток сравнивать основания и дружеских которые возникают взрослых и детей; он внимание на и различиях выражений при и той ситуации у и взрослых; выделяет и особые стили и общения среде взрослых. стремятся не вслушиваться, сколько в человеческие Следовательно, происходит функций социального от узнавания отражения к и сравнению. и качество интеллекта. Качественно становится социальный подростка, решающий прогнозирования последствий действий. Стремление взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта – как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы чувств. Проявляются явно гендерные различия в социальном интеллекте. По результатам исследований, у девочек-подростков развивается стремление к развитию взаимоотношений и привязанности, а у мальчиков – способность предвидеть и контролировать окружение. Коммуникативно-личностный потенциал больше развит у девочек. Они чаще лучше мальчиков описывают свои чувства, точнее определяют чувства других и выражают сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют большую коммуникативную совместимость и успешность в общении. Мальчики-подростки лучше владеют своими чувствами и способны контролировать собственные эмоциональные состояния. Ощущая себя взрослыми, подростки становятся более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир.


, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

, что также надо учитывать,

Существенные изменения происходят и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Компетентность начинает включать в себя способность преодолевать внутренние и внешние препятствия при выстраивании отношений с окружающими людьми, группами и социальной средой. Подростки начинают осознавать личностные качества, что позволяет им действовать компетентно. К способности взаимодействовать с другими людьми добавляются способность относиться к самому себе как субъекту жизнедеятельности. Добавляется способность принимать решение относительно самого себя и стремиться к пониманию собственных чувств и требований. Подростки вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых, справляться с многочисленными задачами социального выбора. Это обостряет ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций и требует от подростка осознания своих способностей влиять на ход событий и на действия других людей. Социальная умелость подростка отражается не только на непосредственных отношениях со сверстниками и взрослыми людьми, но и на опосредованных (даже помимо своей воли) действиях и отношениях. По мнению Лаврентьевой Зои Ивановны, это ведет к тому, что в содержании компетентности востребованными становятся такие ее стороны, как умелость жить вместе и умелость жить вообще. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми [3]. Перед подростком стоит непростая задача – найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. Движение происходит от интересов, обусловленных индивидуальными потребностями и индивидуальными мотивами, к интересам, связанным с решением общечеловеческих проблем. Подросток начинает осознавать, что от результатов решения общечеловеческих проблем зависит его индивидуальный социальный интерес. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью. Влияет на социальный интерес активное стремление подростков к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Подростки, добиваясь признания во взрослом мире, стараются вникать в его нужды и потребности, пытаются скоординировать личные и общественные интересы. Они становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая интересы окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и потребностями. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества личности, характерные для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте становятся востребованными организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. В подростковом возрасте расширяется объем социального интереса. Он выходит за пределы семьи, группы, региона, страны. Подростки начинают интересоваться судьбами мира, человечества, соотносить свою личную судьбу с судьбой человеческого общества, с изменениями, которые происходят в нем. Главной особенностью этого возраста является вхождение подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии с взрослыми. Он включается в формирование социальных ценностей, в обсуждение смыслов отношений. Все это и приводит подростков, находящихся под влиянием позитивных общественных образцов, к высокому уровню общественной активности. Вместе с тем, следует постоянно иметь в виду, что естественная активность и динамизм подростков, остающаяся без надлежащего управления, проявляется в открытой стихийности, спонтанности, неконтролируемых порывах и рискованных действиях. Другими словами, для подростков, предоставленных самим себе, характерен динамизм себе, активность активности, которые путь к формам девиации. так важна работа по активности подростка целью его развития [2].