Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях актуальна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции надламывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Можно сказать, что эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Однако экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо и настаивают на том, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики.

Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара.

Проявление сути конкуренции проявляется и в том, что создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации.

В итоге чего продавец и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Конкуренция является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

Актуальностью данной работы является изучение конкурентоспособности в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро- и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар.

Цель данной работы: изучить сущность добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Также можно выделить задачи:

  • дать характеристику добросовестной и недобросовестной конкуренции;
  • изучить формы и виды недобросовестной конкуренции;
  • изучить меры ответственности за недобросовестную конкуренцию

Объектом исследования курсовой работы является добросовестная и недобросовестная конкуренция. Предметом выступают добросовестная и недобросовественная конкуренция.

Информационную базу составили труды отечественных авторов и маркетинговые исследования организаций.


Данная курсовая работа состоит из трех глав, введения , заключения и списка использованных источников

Глава 1. Характеристика добросоветсной и недобросовестной конкуренции

1.1 Понятие и методы добросовестной конкуренции

В добросовестной конкуренции основными методами конкурентной борьбы являются:

  • повышение качества продукции;
  • снижение цен ("война цен");
  • реклама;
  • развитие до- и послепродажного обслуживания;
  • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР

С методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

  1. экономический (промышленный шпионаж),
  2. подделка продукции конкурентов,
  3. подкуп и шантаж,
  4. обман потребителей,
  5. махинации с деловой отчетностью,
  6. валютные махинации,
  7. сокрытие дефектов

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.е. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок. Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации и прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.


1.2 Понятие и методы недобросовестной конкуренции

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). [8]

В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на это легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. [4]

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, выступают:

  • наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;
  • направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;
  • наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.

Нормы в конкуренции есть не что иное, как отображение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только лишь в разных государствах, но порой и внутри одной страны. При квалификации действия хозяйствующего субъекта как действия недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

  1. Действия субъекта обязаны противоречить условиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового выражения.
  2. Отмеченные действия обязаны иметь негативные результаты для компании - конкурентов в виде причинения убытков либо нанесения ущерба их деловой репутации.
  3. Должна присутствовать направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом аргументировать стремление к получению данных преимуществ необязательно.

Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих обстоятельств не дает возможность определять действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.

На основании этого можно сказать, что недобросовестная конкуренция является соперничеством за что - то либо ограниченное или наилучшее, что происходит не в соответствии этическим нормам, обычаям и законам.

Анализ законодательного определения дает возможность определить следующие признаки недобросовестной конкуренции:

  1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может реализоваться только активными поступками; возможность пассивного действия в виде бездействия не предусмотрена.
  2. Действия рассматриваются как преступления, если они противоречат не только лишь положениям действующего законодательства, но и традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
  3. Субъектами недобросовестной конкуренции являются российские и заграничные организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а так же индивидуальные предприниматели.
  4. Главная задача действующих действий субъектов недобросовестной конкуренции считается приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
  5. В следствии действий конкурентам могут быть причинены убытки либо причинен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что довольно лишь возможной угрозы причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации для квалификации этого правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Методы недобросовестной конкуренции весьма неоднородны и многолики в своих проявлениях, они используются повсюду, где имеется возможность каким-либо образом непосредственно либо косвенно влиять на конкурента, установить последнего в трудное положение посредством дезорганизации его производства либо лишения клиентуры.

Классификацию методов недобросовестной конкуренции можно реализовывать по довольно широким направлениям:

  • проведение целенаправленной ценовой политики, сосредоточенной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
  • применение методов, сопряженных с прямой либо косвенной дезинформацией конкурентов и покупателей. К данному направлению возможно относить все формы ведения дел под чужим именем - использование чужих брендов и логотипов, а кроме того изготовление собственной продукции под чужими товарными знаками;
  • дискредитация (диффамация) конкурентов, размещение о них позорящих данных в рекламе, в глобальной сети либо другим методом с целью опорочить определенных лиц либо их продукты;
  • хищение умственного имущества (программного провианта, несоблюдение авторских прав на печатную продукцию, видеоматериал - и аудиопродукцию, изобретения и т.д.) в форме промышленного шпионажа либо в другой иной форме с целью уменьшения своих потерь и наиболее эффективной конкурентной борьбы;
  • формальный и неформальный сговор либо договоренность, соединение соперничающих лиц против третьих лиц, либо против покупателей;
  • специфические способы бесчестной конкурентной борьбы, сопряженные с акционерным делом и биржевой торговлей, битвой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;
  • бойкот либо побуждение к бойкоту товаров конкурентов;

Обычно, если говорят о демпинге, имеют в виду экспортно-импортные операции, если иностранные производители стараются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с имеющимися. Но это только одно из течений демпинговой политики. Спектр операций, осуществляемых на основании демпинга, значительно обширнее, при этом используется демпинг в конкурентной борьбе как на внешнем, так и во внутреннем рынке. [7]

В государствах экономическое развитие обладает своей спецификой, следовательно, законы, которые принимаются о недобросовестной конкуренции основываются на общеконституционных принципах и принципах гражданского кодекса.

Закон о недобросовестной конкуренции относится к классическим случаям использования знаков и фирменных наименований. Он предназначается добавлением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, если может обеспечить средство охраны в случаях, не предусмотренных этими законами.

При любых условиях, не разрешая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции способен гарантировать охрану даже в таком случае, если другие разделы закона о промышленной собственности ее не гарантируют. Что считать нечестным либо недобросовестным, в большой степени находится в зависимости от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте.

Важно, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Данный указ обязан устанавливать жесткие правовые рамки и совместно с тем быть довольно гибким в плане формирования и использования мер, которые, будучи соответственными конкретным и регулярно меняющимся социальным и экономическим обстоятельствам в данной стране, могут служить эффективным орудием борьбы с теми или другими видами нечестной торговой практики.

В Российской федерации борьба с недобросовестной конкуренцией регламентируется законом "О защите конкуренции".

1.3 Формы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция предполагает собою всевозможные направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат закону, условиям добросовестности и разумности и могут нанести либо причинили убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам или причинить ущерб их деловой репутации.